12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Купцова Наталия Ивановна66
Россия, Нижегородская обл., с. Богородское, Воскресенский район
МКОУ БОГОРОДСКАЯ СОШ
Проект « Берёза – русская душа»

Учащиеся 2 – 3 классов

Купцова Н И. , учитель начальных классов

Арефьева С.А. , библиотекарь Богородской сельской библиотеки


 


 

2014 год


 

 

 


 


 

Оглавление.

стр.

Введение ……………………………………………………………… 1

Основная часть ……………………………………………………….. 2

Заключение …………………………………………………………… 4

Список литературы …………………………………………………... 5

Приложение № 1 ………………………………………………………. 6

Приложение № 2 ………………………………………………………. 7

Приложение № 3 ………………………………………………………. 9


 


 


 


 


 


 


 

1

Введение.

В каждом человеке ощущение природы и всей её красоты сливается с радостью активной деятельности и творчества. Это настроение воплощается и находит своё выражение в творческих работах, прославляющих красоту природы. Символом и поэтическим образом нашего проекта является белая берёзка. В природе нет более поэтического дерева. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов и музыки. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети.

Тип проекта: информационно-исследовательский 

Основополагающий вопрос: «Почему берёза так любима русским человеком?»

Проблемные вопросы:

Почему берёза мила русскому человеку?

Почему у берёзы белый ствол?

В чём польза берёзы?

Есть ли праздники, посвящённые берёзе?

Сроки реализации проекта : февраль - апрель

Задачи проекта:

Развивающие:

Развивать умение отбирать необходимый материал

Развивать коммуникативные навыки

Развитие связной устной речи учащихся

Выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия

Развивать навыки работы с компьютерной техникой

Обучающие:

Расширить знания учащихся о берёзе

Выяснить, что означает слово «берёза», в чём польза берёзы

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающей природе.

Практические

Создать электронные презентации, книжки-малышки, сборник стихов о берёзе, музыкальный видеоролик, коллективное панно «В берёзовой роще», выставка картин учащихся «Лесная красавица»

Провести презентацию проекта с приглашением ребят из начальной школы и родителей.

2

Основная часть.


 

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы.

2. Поиск информации в Интернете, в сельской и школьной библиотеках.

3. Наблюдение, сравнение.

4. Исследовательская беседа.

5. Экскурсия в природу.

Этапы реализации проекта

I этап - организационно- подготовительный- определяем направления работы и разбиваем класс на группы;

направление

ответственные

предполагаемый продукт

Откуда пошло название «берёза».

Купцова Дарья

Попрухина Дарья

Собранная информация

Песни, стихи, загадки, пословицы, старинный праздник.

Барабанщикова Ангелина

Сборник

Народная медицина. Лечение болезней народными средствами.

Купцова Н.И.

Электронная презентация

Музыкальный видеоролик

Зырина Н.Л.

Видеоролик

Что такое береста и что из неё можно сделать?

Арефьева С.А.

Электронная презентация

Картины художников

Дикополов Семен Иванов Роман

Кропотов Матвей

Доклады

Творческая мастерская

Весь класс

Коллективное панно «В берёзовой роще»

Мы художники

Весь класс

Рисунки учащихся «Лесная красавица»

II (информационный) этап

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Изучение литературы

Открытие работы над проектом.
Работа в библиотеке и поиск информации в Интернете

материалы к презентации проекта

3

III(практико-ориентированный) этап

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Создание рисунков по теме «Лесная красавица»

Творческая лаборатория
по ИЗО

Рисунки

2

Создание коллективного панно «В берёзовой роще»,

Творческая лаборатория
по технологии

Панно

3

Выпуск сборника «Стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки о берёзе»

Творческая лаборатория
по русскому языку и литературе

Сборник

4

Создание книжки-малышки «Загадки, стихи о березе»

Творческая лаборатория
по русскому языку

Книжка-малышка

5

Создание презентации «Вопросы от Почемучки» (см.приложение)

Творческая лаборатория
по окружающему миру

Электронная презентация

6

Создание музыкального видеоролика

(см. приложение)

Творческая лаборатория по ИКТ
 

Видеоролик

7

Изделия из бересты

Творческая лаборатория
по технологии

Электронная презентация

8

Картины художников

Творческая лаборатория
по ИЗО

Доклады


 

IV этап. Презентация результатов

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта, с приглашением учащихся из начальных классов.

Закрытие проекта

Творческий отчёт


 


 


 

4

Заключение.


 

В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими глазами, попытались рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ.

Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Результат проекта (продукт): электронные презентации, книжки-малышки, сборник стихов, загадок, пословиц и примет о берёзе, музыкальный видеоролик, коллективное панно «В берёзовой роще», выставка рисунков учащихся «Лесная красавица»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5

Список литературы.

Атлас времена года: флора и фауна России/ Автор текста В. Свечников.-Москва, Мхаон,2006.- 108 с., ил.

Книга природы: Рассказы/ Дмитриев Ю.- М.: Дет. Лит., 1990.-399 с., ил.- (библиотечная серия).

Тихонов А. В., Рысаков И. В. Природа России. Определитель. – М.:ЗАО « РОСМЭН - ПРЕСС», 2009.-160 с.: ил.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6

Приложение 1

Материал к презентации «Почемучкины вопросы»

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «Бер», что значит «светлый, ясный, белый…», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.

Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется прежде всего белым цветом своей коры.

Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин.

Бетулин и придаёт коре белый цвет.

Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.

Медицина издавна использует почки берёзы, листья и сок.

Берёзовые почки обладают мочегонным, отхаркивающим действием.

Настой из молодых листьев используют при расстройстве нервной системы и как витаминное средство.

Очень полезен берёзовый сок. Он содержит железо и много сахара. Применяют его при малокровии и ангине. Так же его можно использовать для укрепления волос.

Банный веник из веток берёзы является традиционным средством от профилактики заболеваний


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7

Приложение 2


 

Хоровод «Ай да, берёзка» муз. Попатенко

1.Мы вокруг берёзки встанем в хоровод,

Радостно и звонко каждый запоёт.(идут по кругу друг за другом)

Припев: Ай, да берёзка, белый ствол, (останавливаются, покачивают плечиками)

Зеленей, зеленей, ты листвой. (поднимают руки вверх, качают)

2.Яркие платочки в руки мы возьмём,

У берёзки стройной пляску заведём. (кружатся парами, останавливаются в общем кругу)

Припев: Ай, да берёзка, белый ствол, (останавливаются, покачивают плечиками)

Зеленей, зеленей, ты листвой. ( поднимают руки вверх, качают) Приложение


 

3.К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! – (сужают круг, кланяются)

Ты без нас, берёзка в поле не скучай!» (расширяют круг)

Припев: Ай, да берёзка, белый ствол, (останавливаются, покачивают плечиками)

Зеленей, зеленей, ты листвой ( поднимают руки вверх, качают)

Хоровод «В золоте берёзонька» сл. и муз. Г.Вихаревой

1 куплет: Дети встают парами по кругу, идут по кругу, поют:

Золотом берёзонька украшалася,

В платье золотистое наряжалася.

Проигрыш: кружатся шагом, руки «лодочками», встают: мальчики – спиной в круг, девочки лицом.

2 куплет: Идут противоходом навстречу друг другу вправо, поют:

На ветвях берёзоньки листики качалися,

С ветерком играючи, обрывалися.

Проигрыш: встречаются с партнёром, кружатся шагом «крендельками» за правые руки.

3 куплет: Мальчик берёт девочку за руку, пары гуляют по залу врассыпную, поют:

И летели листики и легко кружилися,

8

И у ног берёзоньки опустилися.

Проигрыш: мальчик встаёт на колено, поднимает правую руку вверх, девочка левой рукой держится за руку мальчика кружится шагом, обходя мальчика.

Песня «Осень невидимка»

муз. С. Коротаевой, сл. неизвестного автора, под ред. С. Коротаевой

дети берут колокольчики, «шуршалки», птичку

1. День прохладный, голубой, лес овеян лёгкой дымкой.

Ходит осень невидимкой и шуршит листвой.

Проигрыш: дети шуршат «шуршалками»

2. В тихий лес она пришла из волшебной светлой сказки

И деревьям дарит краски полные тепла.

Проигрыш: ребёнок играет на водяной птичке

3. Свод небес горит огнём, на листе дрожит слезинка.

Плачет осень – невидимка золотым дождём.

Проигрыш: дети играют колокольчиком

ИГРЫ:

«Чья цепочка быстрее завьётся»

Дети произвольно делятся на небольшие цепочки по несколько детей.

1ч. музыки. Плавная. Дети за ведущими цепочками гуляют по залу,

2ч. музыки. Быстрая. Цепочка останавливается. Ведущие закручивают свои цепочки (клубочек).

«Что есть у дерева?»

Дети стоят в кругу.

Ведущий называет части дерева, дети показывают:

Ствол – стоят прямо, руки по швам

Кора – дети обнимают себя руками за плечи.

Крона – руки поднимают вверх, локти в стороны, пальцы соединены.

Ветки – руки вверх - в стороны

Листья – руки поднимают вверх, кисти рук «колышутся»

Семена – руки поднимают вверх и дети кружатся.

Корни – дети приседают, пальцами упираются в землю.

Первый раз дети с ведущим повторяют движения. Далее идёт игра на внимание: ведущий называет разные части дерева, а дети выполняют соответствующие движения.

9

Приложение 3


 

Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее “веселкой”. От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе. Вот какие сведения о березе сумели почерпнуть из истории наши ребята.

Наши прапрапрабабушки и дедушки считали березу мировым древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Мировое древо имеет три части, которые рассказывают о строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. На ветках древа живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна. Я думаю, что черные пятна на коре березы могут символизировать нашу жизнь, в которой есть и черные, и белые дни; хорошее и плохое в жизни.

В древних языческих обрядах береза была “майским древом” - праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли, будущему урожаю.

С культом растительности были тесно связаны Троицкие обряды. На Троицу заготавливали различную зелень. Ветки березы. Из нее плели венки и носили на праздник. Троицкая зелень – очень действенный оберег от злых сил. Ее бросали в огород, надевали на рога коровам (чтобы молока больше давали), затыкали ею все хозяйственные постройки. Молодые березовые деревца сажали в огородах (по краям) и под окнами дома. По окончании праздника часть зелени уничтожалась: ее сжигали или сплавляли по воде, а другая часть оставалась до следующего праздника.

На Троицу были распространены хороводные гуляния. Основу праздника составляли два связанных между собой, но разделенных во времени действия: “завивание” и “развивание” березовых веток. На березу надевали платье, заплетали из тонких плакучих ветвей косы, украшали лентами и водили вокруг деревца хороводы. При “развивании” берез венки надевали на голову и шли всей гурьбой к водоему (реке или озеру), бросали их в воду и гадали. Неутонувшие венки предвещали долгую жизнь.

Хороводные развлечения продолжались на улицах селений под звуки рожков.


 

Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен поется в народе о ней.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.