Моя педагогическая философия: бороться и искать, найти и не сдаваться
Эссе
«Моя педагогическая философия: бороться и искать, найти и не сдаваться»
Когда - то очень давно я услышала такую притчу… «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные младенцы, взрослеют и спешат к детям. Это - учителя.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей.
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных.
Я считаю, что мне в профессии повезло: во-первых, мне посчастливилось работать в коллективе творческих учителей, которым не безразлично, какими станут их ученики. Во-вторых, я - учитель истории, а этот предмет - ключевое звено в интеграции образования, связывающее естественные, гуманитарные и точные науки. В-третьих, образование, полученное мною в университете, не является ненужным багажом, который спрятан на самой дальней полке, а востребован обществом.
Я - учитель истории и понимаю, какая ответственность лежит на мне. Ведь передо мной не безликая толпа, а личности, способные к самореализации, несущие в себе культурное наследие предков и созидающие новые ценности, хочется верить, что на основе любви, взаимопонимания, сотворчества они доверяют мне, и я должна помочь им развиться.
В первые годы работы в школе меня удивляло, почему мои ученики подчас плохо воспринимают информацию, когда всё так просто… Это нам, взрослым, понятно, а детям – не всегда. Этот урок я усвоила не сразу, поэтому считаю, что настоящий учитель всегда сможет спуститься с высоты своего знания до незнания ученика, чтобы вместе с ним совершить восхождение. Общаясь с детьми на уроках и во внеурочной деятельности, я делюсь с ними своей системой ценностей, своим отношением к происходящему вокруг, несу им то, что интересно мне и понятно детям. И это должно быть искренне. Дети лучше нас, взрослых, чувствуют любую, даже самую незначительную, фальшь, которая травмирует юные души.
Стержень моей педагогической философии - научить детей верить в себя. Обучение должно быть таким, чтобы каждый ученик самостоятельно сделал вывод - это мне нужно. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, я сама должна верить в него, отдавая ему свою любовь, тепло своего сердца, свет своей души.
Каждого ребенка нужно принимать таким, какой он есть, помогая ученику быть успешным, сам учитель не может быть при этом неуспешным. Чтобы быть успешным, учитель не должен стоять на месте. Своим примером он должен вести за собой своих учеников в ситуацию успеха. Победа приходит к тому, кто не поленился за ней сходить.
Мое педагогическое кредо: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Для меня главное, не отступать от своего дела, не сойти с дороги, по которой вместе иду со своими учениками. Только сообща мы в силах достигнуть победы в любом деле. Встречая трудности и преграды, учимся вместе преодолевать их.
Учитывая сегодняшние изменения в образовании, я стараюсь привить своим ученикам способность и желание самим добывать знания. Мотивирую их на стремление к самообразованию, не бояться пробовать свои силы в разных отраслях учебной деятельности. Чтобы потом они смогли самостоятельно ориентироваться в большом и огромном мире, добывать нужную информацию. Прививая данное стремление своим ученикам, я воспитываю гармоничную личность, способную адаптироваться в современном обществе.
Однажды выбрав для себя профессию учителя, сегодня я не мыслю себя без школы. Без остатка отдавая себя детям, я ни разу не пожалела о выбранном пути. Я не мыслю себя на ином профессиональном пути, так как являюсь учителем во втором поколении. Видя, как моя мама радуется успехам своих учеников, чувствует воодушевление, восторг и вдохновение от работы с детьми, я только укрепляла свое желание стать учителем. Именно пример мудрых наставников в моей школьной жизни: мамы - Брикун Светланы Владимировны, первой учительницы - Аверьяновой Веры Михайловны, классного руководителя – Тучиной Светланы Николаевны, стал для меня тем первым шагом в выборе профессии.
Для человека очень важно иметь любимое дело, идти на работу с радостью и с вдохновением. Отправляясь каждое утро в школу, я испытываю трепет и энергию перед встречей со своими учениками. Меня вдохновляет любознательный и заинтересованный взгляд моих учеников. Мне нравится чувствовать искорку в моей душе от общения с каждым из них. Как приятно оправдывать надежды своих учеников, наполнять их мудростью и знаниями, делиться частью себя и радоваться их успехам. Получая благодарность от своих учеников, я осознаю, что я на своём месте. Самое приятное – это понимать, что всё было не зря и осознавать, что ты нужен. В качестве наставления я посвятила своим ученикам вот это стихотворение:
Преумножай стремление к успеху.
Представь, что ты магнит многополярный.
Заставь свой разум отвечать на эхо,
На эхо Силы, на эхо Славы.
Расширь границы мирозданья.
И заключи Вселенную в объятья,
И растворись в ней, яркой и желанной,
И стань звездою путеводной Счастья.
Открой глаза, чтобы увидеть радость.
Ручища протяни к свободе.
Сорви оковы словоблудья, страсти
И смысл бытия отыщется в природе.
Тебе подвластно все!
Ты – человек, венец творенья.
И мир, бушующих страстей
Тебе, дарован во владенье!
.
Ирина Владимировна Казарцева
Тучина Ольга Федоровна