12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Гребенькова251
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Мультимедийные презентации в образовании современных дошкольников

Современные дошкольники живут в мире, в котором электронные информационные ресурсы, технологии мультимедиа сопровождают их практически с самого рождения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который затрагивает и дошкольное образование (являющееся первой ступенью общего образования), и нацелен на создание возможностей для получения качественного образования всех детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

Одной из достаточно важных задач информатизации образования является максимально удобное и эффективное предоставление информации для каждого ребёнка. Работа по внедрению цифровизации в образовательный процесс в дошкольных учреждениях ведётся в нескольких направлениях и одним из самых распространённых и эффективных в детском саду являются групповые, фронтальные занятия с использованием мультимедийных презентаций, которые позволяют сделать занятия с дошкольниками эмоционально окрашенными и интересными, а также являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.

В настоящее время дошкольные учреждения стремятся расширять свои возможности и всё больше используют мультимедийные средства обучения и другие информационно-коммуникационные технологии, предоставляя педагогу для образовательной работы с дошкольниками компьютер (ноутбук), подключенный к Интернету, интерактивную доску, мультимедийный проектор. Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но в тоже время творческое использование материалов. Можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к рисункам, выделять нужные области и добавлять цвет. К тому же текст или рисунки можно скрыть, а затем показать в нужные моменты занятия. Хорошее качество и увеличенный размер иллюстраций позволяют воспитанникам легче воспринимать материал, что даёт огромное преимущество перед печатными иллюстрациями. Работа с интерактивной доской даёт возможность совершать виртуальные экскурсии, пользоваться графической и аудиовизуальной информацией.

Для просмотра презентаций и обучающих видео используется мультимедийный проектор. При ознакомлении с окружающим – это отличная возможность рассказать детям о мире, не летая в дальние страны, а прямо не выходя из дома. Можно решать проблемные ситуации и знакомиться с творчеством художников, скульпторов и архитекторов, расширять словарный запас, знакомясь с историей и народными обычаями, более подробно рассматривать схемы и пошаговые инструкции при создании поделок. Мультимедийный проектор облегчает процесс зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о дошкольниках. Именно им, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Основные существенные преимущества использования мультимедийных презентаций в образовании дошкольников определяются в том, что:

  • - Мультимедийные презентации при представлении информации активизируют различные каналы восприятия (зрительный, слуховой). Вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов воспитанников, обогащается процесс обучения, что позволяет сделать обучение более эффективным.
  • - Мультимедийные презентации позволяют активизировать непроизвольное восприятие дошкольников, что достигается путём выделения отдельных элементов с помощью изменения цвета, анимации, выгодного расположения информации на экране, “растяжения” или “сжатия” во времени необходимых процессов и других приёмов.
  • - Мультимедийные презентации позволяют представить материалы для дошкольников как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Применение мультимедийных презентаций активизирует образное восприятие детей, что способствует лучшему запоминанию ими материала.
  • - Мультимедийность предоставленного материала позволяет создать у дошкольников иллюзию соприсутствия, сопереживания, усиливает эмоциональную составляющую, создаёт эффект «погружения», способствует становлению ярких и объёмных представлений у детей, а это, соответственно, делает процесс обучения и развития дошкольников более интересным и деятельным, усиливает мотивацию.
  • - Мультимедийные презентации придают образовательному процессу проблемный, творческий, исследовательский характер, способствуют обновлению содержательной стороны предмета, облегчает интеллектуальную деятельность.
  • - Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые детям нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни и его возможности позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
  • - Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов – очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем.
  • - Действуя в рамках интерактивной презентации, у детей развивается умение оперировать символами на интерактивной доске, что способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
  • - Достоинством мультимедийного образования является его занимательность. Построение процесса обучения в виде дидактических и развивающих интерактивных игр резко повышает у дошкольников внимание и интерес к учебному материалу. Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов. Значительно усиливает качество восприятия информации музыкальное и звуковое сопровождение учебного материала.

В настоящее время на просторах Интернета можно встретить множество презентаций, создаваемых педагогами для использования их в работе с дошкольниками. Но эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать такие требования, как: наличие мотивации, постановки учебной цели, подача учебного материала, оценка. При создании мультимедийных презентаций для дошкольников большое значение имеет чётко определённая цель. Если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки детей, то мотивация быстро снижается.

Содержание каждой мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста должно:

- соответствовать возрасту,

- носить исследовательский характер,

- быть доступным для самостоятельных занятий ребёнка,

- развивать широкий спектр навыков и представлений,

- иметь высокий технический уровень,

- быть занимательным и интересным.

Нельзя злоупотреблять использованием мультимедийных презентаций, они должны не заменить живое общение дошкольников с воспитателем, а дополнить и разнообразить его. Регламент использования электронных средств обучения с дошкольниками строго определён в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах для ДОУ и гласит о том, что использовать их возможно только в возрастных группах детей с 5 лет, непрерывное использование экрана не должно превышать 5-7 минут, а общая продолжительность использования на занятии не должна быть дольше 20 минут с обязательной организацией у детей гимнастики для глаз.

  Интеграция информационно-коммуникационных технологий и современных педагогических методов способна стимулировать познавательный интерес у дошкольников, индивидуализировать процесс их обучения и развивать самостоятельность воспитанников, придать занятиям в детском саду проблемный, творческий, исследовательский характер, способствовать обновлению содержательной стороны предмета. Умело подобранный материал и правильно созданные мультимедийные презентации позволяют вывести работу с дошкольниками на новый уровень, сделать занятия с ними более познавательными, интересными, наглядными и увлекательными. А значит, возможно говорить о потенциальной эффективности мультимедийных презентаций как средства образования современных дошкольников.



Используемая литература:

1. Калинина Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования/ Т. В. Калинина — «МПГУ», 2016.
2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3. https://lspu-lipetsk.ru/uploads/fcnms/Sbornik_cifrovizaciya.pdf

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.