12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабирова Айгуль Богданвна23

Тема: «Мягкий знак на конце и в середине числительных» 5 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели:

образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.

развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.

воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

Оборудование: карточки-тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

УУД:

Предметные – применять при письме основные правила орфографии и пунктуации; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Метапредметные:

познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имён числительных;

регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

коммуникативные – участия в обсуждениях, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

личностные – формирование навыков анализа, самопроверки, взаимопроверки.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

Улыбнись!

Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки? Слайд 1

- При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое правильно выполненное задание - полоска радуги.

2. Повторение

- Послушайте стихотворение. - О какой части речи рассказывает автор?

Я каждый день и каждый час слайд 2
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
П.Чесноков

- Правильно.

- Ребята, давайте повторим некоторые правила.

Графический диктант «Скажи да или нет».

наша речь состоит из предложений? (да)

предложения состоят из слов? (да)

слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)

это числительные? (да)

порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)

на вопрос, который? (да)

количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)

составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)

простые числительные состоят из одного слова? (да)

числительные могут быть разными членами предложения? (да)

есть ли среди этих слов числительные? (тройка, тройной, утроить, втрое, втроём (нет)

- Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!

1полоска (красная)

- Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1.

Прочитайте текст и задание к нему.

Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.

1 вариант - простые

2 вариант - простые составные

Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.

У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

(По материалам книги Б.Ржевского «Мозаика живых загадок»)

- О чем этот текст? (О строении глаз насекомых)

- Определите тип речи? (Описание)

- Определите стиль? (Научный)

- Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся у доски)

Запишем предложения и сделаем их синтаксический разбор.

Два сапога – пара.

Семеро одного не ждут.

Доброе дело три века живёт.

Проверка.

- Хорошо! За выполнение этого задания показалась… Дуга, какого цвета?

2 полоска (оранжевая)

3. Объяснение нового материала

- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.

Ь на конце слова

 Ь в середине

Рожь

 письмо

Ночь

 тоньше

Степь

 дальше

Кость

 альбом

Семь

 просьба

 

 ПЯТЬСОТ

 

 СЕМЬСОТ

 - Что это за орфограмма? Как называется? (Употребление и неупотребление Ь знака для обозначения мягкости согласных)

- Отлично! А вот и еще одна дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?

3 полоска (желтая)

- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.

- Где пишется ь знак?

- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Слайд 3

4. Сообщение темы

- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на слайде 4-5

Ь знак на конце

Ь знак в середине

От 5 до 20
И 30

От 50 до 80
От 500 до 900

- Вы заметили, что в одних числительных мягкий знак пишется в середине слова, в других – в конце. Что по этому поводу говорит нам учебник? Обратимся к нему.

5. Физкультминутка слайд 6

Гимнастика для глаз.1 мин.

Определите, сколько раз употребляется ь в числительных: 1) 1237, 895, 999, 17 108, 2) 888, 5 971, 6 606, 767:

а) один раз,
б) два раза,
в) три раза,
г) четыре раза.

- Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные?

- В считалках.

- Правильно.

Считалка

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот скоро в лес попадет.

- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется Ь знак?

- А ещё где встречаются числительные?

- В пословицах и поговорках.

- Правильно. Какие вы знаете пословицы и поговорки?

- Подскажи словечко.

(?) раз отмерь – (?) раз отрежь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

(?) в поле не воин.

Один в поле не воин.

Не имей (?) рублей, а имей (?) друзей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(?) бед – (?) ответ.

Семь бед – один ответ.

(?) сапога - пара.

Два сапога - пара.

(?)пятниц на неделе.

 Семь пятниц на неделе.

(?) ум хорошо, а (?) лучше.

 Один ум хорошо, а два лучше

(?) ложками кашу не едят.

Двумя ложками кашу не едят.

- Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит… дуга?

 4 полоска (зеленая).

6. Закрепление

- Работа в тетради слайд 7

Реши пример: 57+28=

- Когда пишем Ь знак в числительных?

- Запись по памяти.

У имён числительных
Мягкий знак один:
Либо он в конце стоит,
Либо посреди.

- Хорошо! Голубой цвет радуги радует нас.

5 полоска(голубая).

Самостоятельная работа слайд 8 -9

Записать словами числительные, графи-

чески обозначить орфограмму.

За лето прочитал 500 книг.

В школе 77 учеников.

Напечатано 110 экземпляров книг.

В продаже есть 127 видов обоев.

Объём бака- 170 литров.

Выполнено 49 заданий.

Вспахано 73 гектаров земли.

Заработано 216 рублей.

Написано 111 заявлений.

Построено 70 километров дороги.

- Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.

6-я полоска (синяя)

8. Рефлексия

- Ребята!
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- С какой частью речи мы работали весь урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Сколько цветов у радуги?

- Ну вот и последняя дуга радуги.

7 полоска (фиолетовый)

9. Итоги урока, оценки, д/з

С.48 упр.403

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.