12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мутагарова Наталья Александровна2782
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
Материал размещён в группе «Работа социального педагога»

Выступление на тематическом совещании социальных педагогов города Стерлитамак

«Направления работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями»

Мутагарова Н.А., социальный педагог высшей категории МАОУ «Гимназия №2»

г. Стерлитамак РБ

Цель: Ознакомление с опытом работы кафедры социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса гимназии с семьями одаренных детей.

Задача: рассмотреть направления работы социального педагога с одаренными детьми.


 

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми – создание условий, стимулирующих развитие творческой личности.

Основными направлениями работы социального педагога с одаренными детьми являются:

Организационное направление:

- изучение проблемы одаренности;

- создание банка диагностических и методических материалов по выявлению и работе с одаренными учащимися;

- деятельность, отслеживающая исполнение законодательства о защите прав ребенка и других нормативных актов.

Современные дети очень рано развиваются и взрослеют в связи с постоянным развитием общества, его информатизацией, бесконечным потоком информации. Очень важно дать учащимся определенный уровень знаний. Но такой уровень, который согласно ФГОС поможет им получать новые знания самостоятельно.

Изображение в файле

 

 

Создание банка диагностических методик в основном ложиться на педагога-психолога, но в этом ему может помочь социальный педагог. Например, диагностический тест «Способности школьника», автора Валентина Ивановича Петрушина, позволяющий определить доминирующие направления способностей развития личности. А также диагностический опросник «Модификация карты интересов», авторов Голомшток А.Е., Климова Е.А., Мешковской О.П. и др, позволяющий выявить предметные предпочтения учащихся по 20 направлениям. В зависимости от параллели, в которой проводится диагностика, количество направлений целесообразно сократить.

Социальный педагог может подготовить разработки методических материалов по работе с одаренными детьми в рамках своей деятельности.

Диагностическое направление:

- помощь в выявлении одаренных детей;

- помощь в формировании информационной базы данных о талантливых и одаренных учащихся в ОУ.

Эта работа начинается еще в начальной школе и большая роль, конечно, отводится учителям начальных классов и руководителям кружков. Согласно концеплуальной модели Джозефа Ринзулли одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Современные психологи, изучающие проблему одаренности, считают, что к этому необходимо добавить абстрактно-логический стиль мышления.

Задача социального педагога состоит в организации и проведении диагностики склонностей учащихся, интеллектуальных способностей, абстрактно-логического и креативности мышления.

Данные диагностические исследования проводятся на всех ступенях обучения, а конкретно мною в 9 классах на занятиях по предпрофильной подготовке.

Изучение интеллектуальных способностей

Уровень

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Выше среднего

45%

49%

48%

Средний

60%

62%

63%

 

На протяжении всего обучения учащимися ведутся портфолио достижений школьников, которые являются одним из критериев приема в 10 профильный класс.

Информационно-консультационное направление:

- консультации обучающихся, родителей и педагогов, основываясь на результаты диагностической работы по определению интересов, склонностей и профиля дальнейшего обучения одаренных детей;

- привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблемам одаренных детей.

Когда ребенок одарен в нескольких областях, а ему приходится делать профильный и профессиональный выбор, определить сложно и ребенку, и родителям. Поэтому по результатам диагностических исследований проводятся консультации с родителями для оптимального выбора профессиональных направлений.

Чтобы привлечь внимание средств массовой информации к проблемам одаренных детей необходимо опубликовать статьи и методические материалы на страницах педагогических сообществ учителей или в блоге на собственном сайте.

Изображение в файле

 


 

Координационное направление:

- помощь в организации и проведении массовых мероприятий в образовательном учреждении;

- способствование участию детей в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

В гимназии проводится комплекс воспитательных, спортивных, развивающих, интеллектуальных мероприятий для развития одаренности.

«День гимназиста»

Изображение в файле

 

Научно-практические конференции

Изображение в файле

 

Республиканский социальный форум

Изображение в файле

 

Участие в олимпиадах

Изображение в файле

 


 

Коррекционное направление:

- проведение занятий по развитию коммуникативных навыков,

- проведение занятий по снятию эмоционального напряжения;

- вовлечение детей-инвалидов в творческие и спортивные мероприятия.

Занятия по развитию коммуникативных навыков

Изображение в файле

 

Занятия по снятию эмоционального напряжения перед сдачей

ОГЭ и ЕГЭ

Изображение в файле

 

Работа с детьми-инвалидами

Изображение в файле

 

Работа с педагогическим коллективом:

- оказание методической помощи педагогам, проведение консультаций по вопросам работы с одаренными детьми;

- помощь в подборе развивающих заданий для развития памяти, внимания, воображения, мышления.

- мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к одаренным детям, они часто используют тактику количественного увеличения заданий, а не качественного их изменения. Задача социального педагога состоит в том, чтобы объяснить педагогу необходимость создания теплой, эмоционально безопасной атмосферы в классе, способствовать формированию положительной самооценки, поощрять творчество и работу воображения, проявлять уважение к индивидуальности ученика.

Работа с родителями:

- индивидуальные консультации родителей по обсуждению развития индивидуальных задатков их детей;

- родительские собрания и организация праздников для родителей;

- осуществление контакта между педагогами и родителями.

Организация родительских собраний и праздников для родителей

Изображение в файле

 

Важно в социально-педагогической деятельности выявить явную и скрытую одаренность, провести соответствующую коррекционную работу, которая будет заключаться в специально созданных комфортных условиях обучающимся, преодолении или ослаблении недостатков или дефектов ее социализации.

Социальному педагогу следует обеспечить поддержку одаренному ребенку и его родителям. Помочь понять ребенку необходимость изучения полного курса школьной программы, а не только тех учебных предметов, которые ему более интересны, т.к. в изучении этих предметов он проявляет особые способности.

Отличительной особенностью в такой работе социального педагога с одаренными детьми является посреднический характер между учеником, родителями и учителями-предметниками, и руководителями кружков.

Опубликовано в группе «Работа социального педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.