12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Svetlamir0916

План-конспект занятия

Раздел: Детский земледельческий календарь

Тема: Разучивание весенних закличек.

Цель занятия: Развитие музыкальных способностей обучающихся через музыкально-игровую деятельность – весенние заклички.

Задачи.

Обучающие:

познакомить с малыми фольклорными формами – закличками;

дать понятие «весенние заклички»;

формировать навыки выразительного исполнения весенней заклички «Жаворонушки»;

изготовление «Жаворонков».

Развивающие:

развивать навыки восприятия и анализа фольклорных текстов;

развивать познавательный интерес к традициям своего народа;

развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма и уважительного отношения к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

развивать коммуникативные качества.

Тип занятия: комбинированное.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядные (показ образцов изделий, иллюстраций, презентации).

- репродуктивный метод;

- информационно-рецептивный метод;

- частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем);

- практический (разучивание весенней заклички «Жавороночки», изготовление жаворонков из соленого теста).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровые, здоровье сберегающая, информационно-коммуникационные, коммуникативная.


Материальное оснащение занятия:

Для обучающихся:

- карточки для работы по группам «Продолжи закличку»;

- смайлики с разным настроением для рефлексии.

Для педагога:

- видеоролик исполнения закличек;

- презентация «Заклички»;

- презентация «Жаворонки».


Этапы занятия

Организационная часть.

Контроль посещаемости.

Эмоциональный настрой на работу.

Мотивация.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Самостоятельная работа.

Рефлексия деятельности.

Ход занятия

Организационная часть

1.1. Контроль посещаемости.

Эмоциональный настрой на работу.

- Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Весёлое, радостное…

- Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу: (психогимнастика)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Дети: Выполняют действия согласно тексту. Затем тихонько садятся на свои места.

- Ну, теперь мы получили заряд бодрости и можем приступать к работе.

Мотивация

Ребята, а какой праздник мы отмечали с размахом на прошлой неделе? Правильно - масленицу.

А какое время года мы провожаем на масленичной неделе, а какое ждём с нетерпением? (ответы детей). Правильно весну.

Ребята, вот вы сказали, что очень ждёте весну. А как вы думаете, что раньше делал народ для того, чтобы весна скорей пришла? Давайте посмотрим видеоролик, а после вы ответите на мой вопрос.

(видеоролик «заклички»)

Что исполняют дети? (ответы детей). Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорим о закличках. О том, как дети и взрослые закликали весну.

Теоретическая часть

Презентация «Весенние заклички»

Слайд 1-2

«Закличка» происходит от слова кликать. Знакомо ли вам это слово? Что оно означает? (Кричать, громко звать)

Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение.

Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет холодное дождливое лето – не созреет урожай, будет палить нещадное солнце – сгорят посевы. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу, будет чем кормиться всю зиму.

Наши предки видели, что весну на своих крыльях приносят птицы – ласточки, жаворонки, кулики, галки, пташечки-полеташечки – из теплого края.

Слайд

Поэтому в закликах-веснянках – песенках, которыми призывали Весну, часто обращались к птицам:

Уж ты пташечка, ты залетная.

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.

Слайд

А затем просили солнце:

Солнышко, покажись!

Красное – нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Сядь на пенек,

Посвяти весь денек!

Я предлагаю вам, ребята, поиграть в эту закличку.

Дети встают в круг и произносят текст вместе, сопровождая его движениями. На первые две строчки – руки поднимают вверх, к солнцу, на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» - делают поклон, а на последние две строчки – хлопают в ладоши.

В древние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, ее так просили показать свои рожки:

Слайд

Улитка, улитка, высунь рожки!

Дадим лепешки, свиные ножки,

Каши горшок, хлеба вершок!

Помните, ребята, что просят у божьей коровки, когда найдут ее в траве?

Слайд

Божья коровка полети на небо.

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого!

Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая хлопками в ладоши. Сначала произнесем ее тихо-тихо, потом погромче, а затем совсем громко.

Я предлагаю вам сочинить свою закличку. Для этого давайте разделимся на три группы. Я раздам вам карточки, в которых есть первая строчка заклички. Вам нужно придумать вторую строчку (приложение 1)

(Работа по группам)

Дождик, дождик, не стучи… наших деток не буди

Дождик, дождик, поливай… будет лучше урожай

Страшный сон улетай… ребятишек не пугай

Молодцы, ребята, отлично справились.

Давайте и мы сегодня с вами выучим заклички.

А с какой динамикой (силой звука по громкости – тихо, громко) нужно исполнять заклички? Да очень громко, чтобы весна нас услышала.

Заклички исполняются акапельно но можно использовать народные музыкальные инструменты, такие как трещётки, ложки, рожок.

Практическая часть

Прежде, чем мы начнем разучивать и петь заклички, нам нужно разогреть свой голосовой аппарат

Для этого давайте проведем разминку. (дыхательные упражнения, распевки…)

Ну, что начнём учить закличку. Сначала прослушайте пожалуйста.

Жавороночки, на соломочке,

Прилетите к нам, принесите нам,

Весну красную, лето теплое,

Весну с дождем, лето с травами,

Весну с солнышком, лето с зёрнышком.


Молодцы ребята!


По народному календарю весну встречают трижды.

Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это СРЕТЕНЬЕ. «На сретенье зима с весной встречаются впервой» - говорили в народе. Но первый весенний месяц стоит на перепутье между зимой и весной. Про него говорят, что март - не весна, а подвесенье.

Но вот наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси этот день называли СОРОКИ. Это вторая встреча весны.

Исстари на Руси в день сороков пекут из хлебного теста «жаворонков». Любящие бабушки дарили «жаворонков» своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали жаворонков на палочки и начинали кликать весну.

Третью встречу весны отмечают 7 апреля на Благовещение. Благовещение - птиц на волю отпущение.

Слайд

«Жаворонки» которых выпекали хозяйки и давали детям – очень важная традиция.

Позже из соленого теста стали делать обереги-игрушки. И в том доме, где поселялся жаворонок, поселялись счастье, богатство, удача.

Давайте и мы сегодня изготовим «жаворонков».

- Кто из вас видел жаворонка?

- А вот просмотрите, ребята как выглядит жаворонок в природе.

Слайд

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения.

- Кто из вас знает где живет, чем питается жаворонок? (Ответы детей).

Жаворонок — это истинный житель лугов и степей, гор и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку, — это лес. После зимовки полевые жаворонки прилетают на место гнездования ранней весной, когда ещё нет насекомых для пищи.

Поэтому первое время питаются полевые жаворонки растительной пищей в виде семян различных трав и злаковых растений.

Песня жаворонка — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко.

Слайд

Для работы нам понадобится соленое тесто, стека, целофан, на котором мы будем лепить своих жаворонков, чтобы их легче было поднять с поверхности.

Давайте рассмотрим этапы нашей работы (приложение 2).

Скатать толстую, короткую колбаску. С одной стороны сформировать голову и клюв.

Другую сторону немного расплющить и растянуть вширь. Разрезать вдоль пополам. Это будут крыло и хвост.

С помощью стеки нарезать на крыле и хвосте бахрому – получатся перья.

Нижнюю часть с перьями загнуть вверх. Это – крыло.

Сделать глаз.

Прежде, чем вы начнете работу, давайте проговорим, как работать с соленым тестом для вашей безопасности и ваших товарищей. (приложение 3)

Самостоятельная работа

В процессе работы:

- проверить организацию рабочего места и соблюдение правил безопасной работы;

- проверить правильность выполнения изделия.

Рефлексия деятельности

Молодцы, ребята. Заклички мы разучили, жаворонков налепили. Давайте еще раз позакликаем весну. (исполнение закличек)

Вот и подошло к концу наше занятие. Чем оно вам запомнится? Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

Что такое заклички?

А сможете вы дома показать как закликать Весну?

Ребята, давайте посмотрим, насколько вам понравилось сегодняшнее занятие. У меня на столе лежат смайлики с разным настроением. Я предлагаю вам выбрать то настроение, которое вы ощущаете после нашего занятия.

(Дети выбирают нужный смайлик и прикрепляют на доску)

Учитель: спасибо за работу. До свидания.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.