12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Свистунова Татьяна22

Свистунова Татьяна Владимировна

старший методист

МАУ ДО «Детская школа Ровесники»

г.Благовещенск

 

Наставничество,

как форма взаимодействия «обучающийся – обучающийся»

Наставничество – это один из способов образования личности, передача знаний, умений, навыков от более опытного знающего, предоставление взрослеющему человеку помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации, в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения. Это добровольное участие в жизни другого на условиях конструктивных взаимоотношений и продуктивного партнерства, характеризующегося тем, что между участниками наставничества устанавливаются более тесные и доверительные связи.

Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 утверждена целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования (далее - Целевая модель наставничества). Модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества в субъектах Российской Федерации.

Об ансамбле. Детский хореографический ансамбль «Ровесники» создан в 1967 году кандидатом педагогических наук, заслуженным работником культуры РСФСР Вячеславом Васильевичем Белоглазовым (далее-Школа).

Выстроенная система взаимного воспитания и обучения В.В. Белоглазовым представляет собой форму преемственности поколений, некий социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Преподаватели, они же выпускники нашего коллектива, выступают в качестве наставников, что и является одной из эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению кадров в нашем образовательном учреждении.

Идея о создании единого воспитательного центра вылилась в создание Совета ансамбля на принципах преемственности поколений и сотрудничества преподавателей и ребят. Многолетняя практика показывает, что созданная образовательно-воспитательная траектория создаёт условия для комфортной среды всех участников творческого коллектива по настоящее время. Наставническая модель работает не только в удовольствие обеим сторонам, но и работает на конечный результат всего учебно-воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении наставничество предполагает работу в соответствии со следующими приоритетными направлениями: адаптация в обществе, развитие талантов, профориентация, профессиональная подготовка, учебная мотивация, поддержка в инклюзивном образовании, реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

В дополнительное образование приходят дети с разными образовательными потребностями и возможностями, уровнем самооценки и учебной мотивации, степенью подготовленности и опытом взаимодействия. Соответственно, возникает необходимость индивидуализации образовательного процесса, усиление мотивации и обучения детей навыкам целеполагания и регуляции своего образовательного маршрута. Успешное прохождение всех этапов становления и развития личности обучающегося в жизнедеятельности творческого объединения зависит от степени эмоциональной комфортности, психологической защищенности и доверительных отношений, сложившихся в детско-взрослых сообществах, что обеспечивается за счет целенаправленного использования разнообразных форм взаимопомощи и поддержки.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором, зам.директора по УВР, методистом, Советом самоуправления, преподавателями располагающими информацией о потребностях преподавателей и подростков - будущих участников программы.

Вячеслав Васильевич разработал Систему взаимного воспитания и обучения, цель которой, всестороннее развитие личности, её способностей и дарований, создание среды обитания. Выработанная система наставничества предстаёт в ансамбле как высшее проявление коллективности. Через наставничество осуществляется передача опыта, изучаются ритуалы и традиции, определяются содержание коллективных дел, пути и методы конкретной работы, которая плавно переходит в заботу.

Ведущие идеи вошедшие в систему:

- единый воспитательный центр;

- сменный актив самоуправления;

- наставничество, семейные отношения в коллективе;

- воспитание с опережением и решение задач повышенной трудности;

- сотрудничество учащихся, преподавателей и родителей;

- клубная форма работы;

- идея «заражения» с опорой на старших.

Утверждение о том, что свой опыт нельзя передать другому человеку, в нашей школе перефразируется так, можно и нужно помочь накопить опыт другу сформировав его, как багаж знаний, умений, навыков с целью приумножения.

Согласно методике «Система взаимного воспитания и обучения» В.В. Белоглазова включение всех обучающихся в активную деятельность по организации и преобразованию своей жизни достигается коллективным творчеством, при котором старшие учащиеся в сотрудничестве с преподавателями воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки.

Таким образом, постоянно обновляясь и меняясь в составе, детский коллектив как органичная система сохраняет своё постоянство и стабильность много лет, расширяя при этом накопленные знания о народных традициях, активно участвуя в общественно значимой культурной жизни города, пропагандируя своё искусство и вовлекая в него новых участников.

Центральным объектом данной модели является личность обучающегося, на которую воздействуют различные внешние и внутренние факторы: социальная среда (социум внешний (общество); социум виртуальный (Интернет: социальные сети блогосфера и т д.); социум внутренний (семья)); образовательная среда (школа, дополнительное образование); культурная среда (материальные и духовные ценности культуры).

Целью такой модели наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося в адаптации к новым условиям обучения и воспитания.

Задачи модели:

- оказать помощь в реализации лидерского потенциала;

- использовать приобретенные знания в образовательных и творческих проектах;

- развить метакомпетенци позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям среды;

- воспитать толерантность и уважительное отношение к окружающим.

Планируемые результаты реализации модели:

- совершенствование необходимых компетенций обучающегося и его стимулирование к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации;

- активная включенность объекта в реализацию творческих и образовательных проектов;

- повышение уровня толерантности по отношению к обучающимся, а так же к детям имеющим особые образовательные потребности, в том числе к обучающимся с ограниченными особенностями здоровья.

Портрет участников модели наставничества:

«наставник» - активный обучающийся средних и старших классов предпрофессиональной программы или общеразвивающей программы повышенного мастерства, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие творческие результаты, лидер, принимающий активное участие в жизни творческого ансамбля (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность).

«наставляемый» - обучающийся хореографического коллектива. Это может быть способный к творческой деятельности обучающийся с заниженной или с завышенной самооценкой, новичок или обучающийся с особыми образовательными потребностями.

По Системе взаимного воспитания и обучения В.В. Белоглазова, в детской хореографической школе «Ровесники», работает кредо для обучающегося- наставника :

- во всем и всегда помогать старшим;

- активно участвовать самому в жизни детского творческого коллектива, вовлекать товарищей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;

- развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные преподавателем; - воспитывать в себе лучшие личностные качества: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность всегда прийти на помощь своим товарищам, быть правдивым и скромным, не зазнаваться, уважать старших, помогать родителям;

- твердо усвоить правила: «Не мое достижение, а наше – коллективное», «Вижу, понимаю, действую», «Один за всех и все за одного»;

- расти патриотом, изучать героическую историю Российской Федерации и многовековую культуру, подвиги старших поколений;

- каждое дело (концерт, конкурс, фестиваль, слет) — большое или малое — доводить до конца, укреплять имидж творческого коллектива;

- не опускать руки от первых неудач;

- добиваться, чтобы все ребята дорожили авторитетом хореографического ансамбля «Ровесники», знали его историю и бережно относились к его традициям и символам.

Рассмотрим взаимодействия наставничества по характеристикам участников формы наставничества «обучающийся-обучающийся»:

взаимодействие «успевающий отстающий». Проблема: «отстающий» на занятиях не сразу схватывает механизм выполнения кого - либо хореографического элемента движения. «Успевающий», это классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

взаимодействие «старший – младший»; психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе и развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. Шефство реализовывается, в форме семейных отношений, разработанное по системе В.В.Белоглазова;

взаимодействие «опытный – новичок», в процессе которого происходит передача определенных умений, знаний и навыков. При данном взаимодействии важно доверие новичка и поддержка наставника. Совет самоуправления утверждает состав наставнических групп. У наставника появляется возможность расширить рамки собственных навыков и приобрести метакомпетенции.

Школьное самоуправление — это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в статье 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023).

Ответственность за подопечных у обучающихся-наставников развивает чувство ответственности и является профилактикой «звездной болезни», потому что ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих подопечных. Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. В основе взаимодействия старших и младших лежит технология демократического сотрудничества.

Как же реализуется взаимодействие обучающихся на занятиях по хореографическим дисциплинам по модели наставничества «обучающий» - «обучающийся»?

Шаг 1. «Успевающий»-наставник выполняет определенные движения, элементы связок и при этом объясняет каждый поэтапный шаг действий. «Отстающий», наблюдает, задает интересующие вопросы и выполняет задание.

На данном этапе «успевающий» выступает в роли преподавателя (можно сделать вывод о текущих знаниях и умениях обучающихся). Основная цель: «отстающий» должен получить результат от своей работы, испытать «ситуацию успеха» (результат «отстающего» ребенка необходимо закрепить). В работе с большое доверие оказывается «успевающему». Иногда довольно трудно остаться в стороне, но преподавателю важно соблюдать дистанцию чтоб не разрушить контакт между обучающимися. Все действия находиться под контролем преподавателя!

Шаг 2. «отстающий» работает, «успевающий»- наставник помогает. Задача «успевающего» заключается в том, чтобы исправить и скорректировать недочёты. Если «успевающий» забыл чему-то научить, то сейчас он должен это восполнить, а у «отстающего» на этом этапе обучения должны исчезнуть все недопонимания.

Шаг 3. «отстающий» работает, «успевающий» наблюдает. «Успевающий»-наставник уходит в сторону и не вмешивается в работу «отстающего». Делает он это только при необходимости. На данном этапе «отстающий» учится на своих ошибках.

Итак, под итожим:

1-й шаг – «успевающий»-наставник делает, «отстающий» смотрит.

2-й шаг – «отстающий» делает, «успевающий»-наставник помогает.

3-й шаг – «отстающий» делает, «успевающий»-наставник наблюдает.

Данная формула «ситуации успеха» эффективно работает на хореографических занятиях. Таким образом, у учащихся развивается способность к планированию, сотрудничеству в поиске и сборе информации; умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями.

Одно из направлений работы школы - это Совет самоуправления. Идея В.В. Белоглазова о создании единого воспитательного центра вылилась в создание Совета ансамбля на принципах преемственности поколений и сотрудничества. Совет состоит из преподавателей и из представителей учащихся старших групп школы. Совет руководит учебно-воспитательной деятельностью через свои сектора. За секторами закреплены наставники и кураторы направлений. Вся деятельность мелких объединений, секторов живет по принципу самоуправления. Совет ансамбля руководит работой органов самоуправления.

Наставничество - это способ жизни ребят, который быстро усваивается и передаётся из поколения в поколение. Каждый готовит себе смену, оставляя вместо себя обученного организатора. Каждый воспитанник знает, что через 3-4 года он будет возглавлять совет или художественный сектор, руководить клубом «Интересных встреч» или «Золотым рожком» и т.д. Работая под наставничеством, «наставляемый» оказывается подготовленным к управлению коллективом.

Модели наставничества работают внутри секторов и клубов. Ежегодно происходит смена «кураторов» из числа преподавателей и переизбрание «наставников» из числа старших обучающихся Школы.

Работа Совета самоуправления осуществляется по направлениям системы взаимного воспитания и обучения:

Сектор поздравления педагогов

Сектор поздравления музыкантов

Сектор поздравления ребят

Сектор праздничных вечеров

Клуб Почемучки

Клуб Золотой Рожок

Клуб Сказок

Клуб Интересных встреч

Шефский сектор

Неделя ансамбля

Учебный сектор

Учёба сменного актива

Дежурство на генеральных репетициях

Сектор генеральных уборок

Сектор памяти и милосердия

Пресс-центр

Бутафорский и трудовой сектор

Ответственный за костюмы

Ответственный за океанский рэп

Сектор интерактивной графики

Директор музея

Ещё одно из направлений воспитательной работы данной модели наставничества, это «Шефская семья». «Шефская семья» представляет собой микрообъединение по дружеским интересам, личным симпатиям на основе коллективной творческой деятельности.

На каждого шефа приходиться по 6-8 мальчишек и девчонок разного возраста, а порой и более. В каждой подшефной группе двое «взрослых» - мальчик и девочка. В «семье» быстро устанавливаются узы дружбы, братства, равенства. На совместных встречах изучаются ритуалы, традиции, законы коллектива, определяются обязанности, коллективные и личные дела, конкретная работа, забота друг о друге и коллективе. «Семьи» ходят в гости, засиживаются за самоваром, поют песни, играют в подвижные игры и, конечно мечтают о будущем.

Два раза в год проходит своеобразный конкурс: все вмесите определяют «лучшую семью». Проводиться опрос либо анкетирование ребят, шефов и родителей.

Цель шефской работы в Школе: сплочение коллектива, умение жить в разновозрастном коллективе, оказание помощи детям младшего возраста, мотивация на реализацию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

При достижении цели решаются следующие воспитательные задачи:

формирование чувства ответственности;

стимулирование и создание ситуации успеха;

создание атмосферы толерантности в детском коллективе;

приобретение обучающимися знаний, умений и навыков соуправления, демократического стиля взаимоотношений.

Закономерно, что обучающиеся младших групп, адаптировавшись в новом детском социуме, заимствуют поведенческую мотивацию у ребят постарше.

Стремление обучающихся младших детей к общению со старшими естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку. Подобное общение обогащает жизненный опыт, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент. В свою очередь у ребят старших групп в процессе шефской деятельности формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего необходимо стать требовательным к самому себе.

Планируемые результаты реализации модели:

- обретение обучающимися опыта социально активной жизни;

- развитие творческих способностей и самореализация обучающихся;

- повышение уровня самооценки обучающихся.

Взаимодействие наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляется через совместную подготовку к конкурсным мероприятиям, разработку совместных проектных работ, участию в социально-значимых и культурных мероприятиях, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации), создание клуба по интересам с лидером-наставником, волонтерство и т.д. Наставники помогают выполнять растяжку и разогревание на занятиях младшим обучающимся, отрабатывают с ними связки, оказывают психологическую поддержку (поясняют значимость любой позиции в танце, не только солирующей, но и средней и задней линии).

В основе проекта используются воспитательные методы работы с обучающимися:

- вовлечение в деятельность;

- сотрудничество;

- стимулирование;

- личный пример.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

литература

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.