12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Евгеньевна Девятова85
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
3

Применение технологий «Приемы работы с текстом при обучении написанию сжатого изложения на ОГЭ»

 

 

Основное внимание при подготовке к написанию изложения на ОГЭ необходимо уделить развитию способности понимать текст, умению выделять микротемы и грамотно излагать каждую из них, связывая их в единое полотно текста.  Работа по развитию этих навыков проводится системно, на уроках как русского языка, так и литературы, с 5 по 9 класс включительно. 

 

В норме к 9 классу учащийся должен уметь: 

  • отбирать и предъявлять конкретную информацию, содержащуюся в тексте;

  • толковать и интерпретировать текст (извлекать из текста такую информацию, которая не сообщается напрямую);

  • интегрировать или связывать отдельные сообщения текста в единое целое;

  • осмысливать и оценивать текст (создавать собственное толкование текста, соотнося его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других источников).

Впрочем, зачастую возникают следующие затруднения: 

  • учащиеся  понимают текст фрагментарно; могут обозначить тему и идею текста, но не могут выделить отдельные микротемы; 

  • неверно выделяют микротемы, т.к. успевают понять или зафиксировать отдельные слова, фразу из текста (“За деревьями не видят леса”). 

  • не могут связать текст в единое целое (отсутствует логика изложения). 

  • не могут сформулировать собственное отношение к проблеме, прокомментировать текст, либо комментируют текст ошибочно, ориентируясь на тему, а не идею текста.  

 

Для решения данных проблем можно использовать достаточно простые приемы работы, которые удобно включать в урок.  

 

Пониманию текста и умению видеть его структуру, выделять микротемы способствует составление тезисных планов, планов-шпаргалок (преимущественно на уроках литературы при работе со статьями в учебнике, биографическими материалами). Необходимо начиная с пятого класса добиваться того, чтобы каждый пункт плана представляет собой не одно-два слова (как правило, выпускники начальной школы умеют составлять лишь назывные планы), а одно-два полноценных предложения. Такую работу можно проводить сперва на уроках, анализируя текст вместе с учащимися абзац за абзацем, а затем задавать на дом. 

 

Полезной является работа с вопросником при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов, ответы на которые они должны найти в тексте. На начальных этапах работы вопросы могут требовать лишь поиска информации в тексте, позже - требовать анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт, привлечения фоновых знаний.

 

Умению выделить в тексте главное способствует и обучение приемам сжатия текста: учащийся выделяет в тексте основное и второстепенное. Для работы с детьми с ОВЗ или “слабыми” учащимися актуален прием “вычеркни лишнее”: учащимся можно предложить распечатанные тексты тренировочных работ из базы ФИПИ и предложить карандашом вымарать “лишнее” по данному учителем списку: вводные слова и конструкции, однородные члены предложения, примеры-иллюстрации и т.п.

 

Необходимо развивать у учащихся умение анализировать и критически оценивать проделанную работу. Следующий этап после составления тезисных планов - их проверка и критическая оценка:

  1. учителем, как завершающий этап индивидуальной работы учащегося; 

  2. самопроверка обсуждении всем классом; 

  3. на консультациях при подготовке к ГИА - взаимопроверка в парах. Пары составляются из учащихся одного уровня.  

Результатом такой работы может быть как составление общего плана, где учтены замечания каждой из сторон, так и составление индивидуального плана каждым из учащихся. 

 

Если учащиеся испытывают трудности в связывании фрагментов текста в единое целое, затрудняются в установлении логических и грамматических связей между частями текста, можно предложить такой прием работы, как реконструкция текста. 

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.  В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя союзы, вводные слова и конструкции. “Слабым” учащимся и учащимся с ОВЗ варианты таких конструкций может предлагать учитель. Более “сильные” дети могут проводить работу с образцами текстов, анализируя их и составляя словарик опорных фраз. 

Планируя работу текстом, важно уделять достаточно внимания словарной работе. Можно предложить учащимся прочитать текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятно, и те, которые могут вызвать затруднения при письме. Затем при помощи словаря выяснить значение непонятных слов; заучить слова и фразы, правописание которых вызывает затруднения.  Данная работа проводится дома. Ее можно организовать как до проработки текста на уроке, так и после.  ​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.