12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Красавина Елена Александровна168


Презентация к занятию
PPTX / 3.06 Мб

Непобедимый адмирал русского флота - Федор Ушаков

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-11 классов

Цели и задачи:

Познакомить обучающихся с личностью великого флотоводца, прославленного Русской Православной церковью, Ф.Ф. Ушакова

Сформировать у обучающихся представление о роли флота в Русско-турецких войнах XVIII века и в борьбе против наполеоновской Франции

Продолжить знакомство обучающихся с возможностями ИТ при изучении истории

Способствовать развитию интереса к истории и воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Презентация по теме

Фрагменты документальных фильмов «Военная приемка. Ушаков- Адмирал Божьей милостью», «Адмирал Ушаков»

Карта «Российское государство в XVIII в.»

Географический словарь урока (по ходу занятия учащиеся отмечают на карте места, с которыми связана жизнь. Ф.Ф. Ушакова): Ярославская область, г. Санкт-Петербург, Балтийское море, Азовское море, Черное море, города Херсон и Севастополь, остров Фидониси, Синопская бухта, Керческий пролив, Хаджибей (ныне Одесса), остров Тендра, мыс Калиакрия, Средиземное море, Ионические острова, остров Корфу.

Ход занятия

Видеозаставка из документального фильма (1) «Ушаков - адмирал Божьей милостью» - с начала и до 1мин 40 с.

Слайд 1.

Вступительное слово учителя. Когда будущий флотоводец Федор Федорович Ушаков выбирал карьеру морского офицера, его сверстники эту службу считали слишком сложной. Помимо обычных для каждого дворянина наук, приходилось серьезно изучать математику, геометрию, навигацию, артиллерийское и кораблестроительное дело. Но 16-летнего юношу, который с детства мечтал о море, трудная учеба не пугала.

Слайд 2

Тем более что незадолго до этого в Петербурге открылся шляхетский кадетский корпус. Все образование Федор мог получить за государственный счет и не выезжая из страны, а для небогатых Ушаковых это было очень важно. При Петре I и долгое время после него гардемаринов (учеников, собирающихся стать морскими офицерами) приходилось отправлять доучиваться в Англию, Голландию, Францию или Венецию. Проживание и учеба за границей стоили очень дорого. Кроме того, многие гардемарины на чужбине без присмотра не занимались учебой, а безобразничали и «кололи друг друга шпагами», как доносили царю в Петербург наставники. Таких Петр I, лично принимавший экзамены, мог после возвращения определить в рядовые.

Федор Ушаков, напротив, все пять лет в Морском корпусе проучился на отлично. По оценкам он стал четвертым учеником из 59 выпускников 1766 года. Уже спустя несколько лет ему доверили командование небольшим кораблем.

Характерно, что первую свою награду капитан Ушаков получил не за участие в боевых действиях. В Херсоне, который был тогда главной базой русского Черноморского флота, он успешно боролся с начавшейся эпидемией чумы. Благодаря своевременно принятым карантинным мерам никто из его экипажа не заболел.

Слайд 3

Забота о людях и в дальнейшем отличала Федора Ушакова. Он участвовал в 43 сражениях, ни одно из них не проиграл, а его матросы гибли в боевых походах не чаще, чем моряки торгового флота. За всю его многолетнюю службу ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Ушаков был нравственным человеком, за правило спасать тонущих противников и искреннюю заботу о своих матросах Православная церковь причислила его к лику святых. Однако в истории он остался в первую очередь как непобедимый адмирал русского флота, изменивший тактику морских сражений.

Ученик 1. Эпизод 1. Начало жизненного пути

Будущий адмирал родился вдали от моря 13 февраля 1745 г. В сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции в небогатой дворянской семье. Родители его – Федор Игнатьевич и Параскева Никитична – были глубоко верующими людьми. Они, как и его родной дядя – преподобный Феодор Санаксарский (еще ранее причисленный к лику святых), оказали не малолетнего Федора огромное влияние. Церковь Богоявления на Острову, в которой крестили будущего флотоводца, находилась в трех верстах от Бурнаково на берегу Волги (построена в 1701 г., сохранилась поныне).Здесь же была школа для дворянских детей, где обучался грамоте и счету.

Влечение к морю зародилось в душе мальчика под влиянием рассказов старика-односельчанина, служившего в петровском флоте. Поэтому в возрасте 16 лет Федор поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге и окончил его уже в офицерском чине. Здесь же он был приведен к присяге.

Слайд 4

Ученик зачитывает присягу «Клянуся и обещаюся…нелицемерно и верно служить, до последней капли крови, не щадя живота своего…».

Ученик 2. Эпизод 2. Чума

После выпуска из Морского корпуса Федора Ушакова направили для службы сначала на Балтийский флот, а затем в Азовскую флотилию уже в звании лейтенанта.

Слайд 5

Современник рассказывал, что Ушаков «был роста среднего, сухощав, в плечах широк; лицо имел моложавое, приятное, и в глубокой старости всегда играл на оном румянец». Талантливый в морском деле офицер вскоре достиг вершины карьеры – его назначили капитаном императорской яхты. Но не к этой вершине он стремился: придворная служба была не для Ушакова. Вскоре он отказался от этой должности, и в 1783 г. Был откомандирован в город Херсон, где для России создавался новый Черноморский флот.

В первый год службы Ушакова в Херсоне началась эпидемия чумы. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой. Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Федор Ушаков стал твердой рукой устанавливать особый карантинный режим. Всю свою команду он разделил на артели. У каждой имелась своя палатка из камыша, по сторонам которой были установлены козлы для проветривания белья. Общение одной из артели с другой было строго запрещено. Ушаков сам неустанно за всем этим следил.

Слайд 6

В результате этих энергичных действий в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. За умелые действия и проявленные при этом старания Федор Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга и награжден своим первым орденом Св.Владимира 4-й степени.

Эпизод 3. Русско-турецкая война (1787-1791)

Видеофрагмент из фильма (2) «Непобедимый адмирал Ушаков» (1953 г) о русско-турецких отношениях – первые 2 мин

Учитель. Умного и талантливого командира заметил фаворит Екатерины II светлейший князь Григорий Александрович Потемкин. В одном из писем князь отмечал «бригадира и флота капитана Ушакова, офицера весьма искусного и храброго», которого он рекомендовал императрице пожаловать в контр-адмиралы, что и было сделано в 1789 году.

Видеофрагмент из фильма (2) «Непобедимый адмирал Ушаков» (1953 г) о русско-турецких отношениях – с 5 мин до 6 мин 3 с.

Ученик 3. Обычно морские сражения тех времен проходили по одному образцу. Флоты противников выстраивались в линии друг напротив друга, бросали якоря, чтобы не разорвать строй, и начинали обстрел. Побеждал тот, у кого крепче борта, сильнее артиллерия и более меткие канониры.

Фёдор Ушаков не боялся ломать привычные схемы морского сражения. Главный удар нескольких самых сильных кораблей Ушаков, как правило, сосредотачивал на вражеском флагмане. Для этого он смело нарушал строй и подходил к противнику буквально на пистолетный выстрел. Повредив или потопив адмиральский корабль противника, он сразу же получал преимущество.

Видеофрагмент из фильма (2) «Непобедимый адмирал Ушаков» (1953 г) о русско-турецких отношениях – с 6 мин 3 с. До 10 мин 18с.

Слайд 7

Ученик 3. За победу над турками в бою близ Керченского пролива Ушаков был награжден орденом Св. Владимира 2-й степени.

Видеофрагмент из фильма (2) «Непобедимый адмирал Ушаков» (1953 г) о русско-турецких отношениях – с 10 мин 18 с. До 12 мин 50 с.

Ученик 4. В результате – полный разгром турецкого флота и торжество русского оружия. Наши потери составили 17 человек убитыми и 28 ранеными. Урон, нанесенный турецкому флоту, точно не подсчитан, но только один флагманский корабль потерял 450 человек.

Слайд 8. За столь знаменитую победу контр-адмирал Фёдор Ушаков был пожалован орденом Св. Александра Невского, а позднее произведен в вице-адмиралы. А в конце 1791 г. В Яссах Россия и Турция подписали мирный договор, в результате которого Российское государство укрепило свои позиции на берегах Черного моря.

Ученик 5. После триумфального возвращения Ушаков был отстранен от командования Черноморским флотом: слишком много завистников нашлось у него при русском дворе. Адмирала, победителя Хаджибея, Калиакрии и Корфу, назначили управлять флотилией устаревших галер. Поэтому в 1806 г. Фёдор Фёдорович подал прошение об отставке.

Слайд 9. Адмирал отправился в тихую деревню Алексеевку в Темниковском уезде Тамбовской губернии вблизи Санаксарского Рождество - Богородичного монастыря, где когда-то жил его дядя 0 святой Феодор Санаксарский. Никогда не имевший своей семьи и детей, Ушаков все свои владения передал племянникам. Уйдя на покой, Фёдор Фёдорович много занимался благотворительностью: помогал нищими всем нуждающимся.

Слайд 10.

Учитель. В ХХ веке Санаксарский монастырь был разорён, останки адмирала были осквернены, а часовня, построенная над его могилой, разрушена. О его великих подвигах вспомнили во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., тогда был учрежден боевой орден имени Адмирала Ушакова.

В 2011 г. Русская Православная Церковь причислила «праведного воина Феодора (Ушакова)» к лику святых, полагая, что «сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель…». Святой Феодор почитается верующими как покровитель Российского военно-морского флота.

Видеозаставка из документального фильма (1) «Ушаков - адмирал Божьей милостью» - с 48 мин.46 с. и до49мин 21

Слайд 11

Список используемой литературы

Мединский В.Р. Военная история России. Главное: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций/В.Р. Мединский, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров. – М.: Дрофа, 2019

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект. 2011

История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. № 12 (609) 2014. Изд. дом «Первое сентября»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.