12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Биксон Ирина Георгиевна44
Россия, Татарстан респ., Казань

Нетрадиционные формы родительских собраний,

как способ приобщения родителей к коррекционной работе с детьми с ТНР


Я работаю в ДОУ 10 лет. Практика показывает, что одним из актуальных вопросов сотрудников является: «Как привлечь родителей к образовательному процессу?» ДОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей с ТНР» - в нем проходят развитие и обучение дети 4-5 летнего возраста с общим нарушением речи 1 -3 уровня речевого развития, часто с отягощенным анамнезом развития. В связи с чем, требующие особенный индивидуальный подход. У наших подопечных сохранный интеллект, но их развитие задержано/ отстает от общепринятых норм! Рродители, как самый главный куратор в развитии не справились с особенностями, упустили моменты, либо им во время не подсказали специалисты, наблюдающие ребенка. Причин может быть много, но принципы работы в доу одинаковы:

-Объединение сил и знаний,

-повышение родительской грамотности,

-просвещение родителей,

-погружение родителя в мир ребенка и детского сада,

-вовлечение в образовательно-воспитательный процесс,

-психолого-педадгогическая поддержка семьи с ребенком с ОВЗ ТНР»

и никаких нотаций и лекций!»

Ведь родитель - самый авторитетный и главный человек в жизни ребенка! Именно через них дети питаются энергией, знаниями и познают мир!

Чем больше родитель будет понимать, чем и как занимаются с ребенком в его отсутствии? Как он может помочь ребенку в закреплении ЗУН сформированных без его участия? Тем эффективнее будет процесс коррекции, тем выше шансы выпускника на выравнивание со сверстниками и поступление в общеобразовательную школу!

Работа с родителями ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка, и часто еще после перехода на новый уровень, дети и родители возвращаются с благодарностью к педагогам.

Работа с родителями ведется в разных направлениях:

- традиционных (анкетирования, беседы, информационные доски, размещение информации о жизни и событиях детского сада на интернет-ресурсах),

- нетрадиционных родительских собраниях: круглые столы, мастер-класс, квесты с участием детей, либо тематические квесты для родителей, on-laine консультации, в конце каждой недели, с целью ненавязчивого закрепления у детей ЗУН (чтобы эта деятельность занимала мало времени и не отрываясь от важных дел, родители могли между прочим перевести полученные детьми знания с теоретического уровня на бытовой практико-ориентированный), к концу каждой тематической недели педагоги представляют подборку игр, экскурсий, упражнений, которые можно провести в течение дня, в дороге, на прогулке и т.п., размещают их в мессенждерах. Но мало дать информацию! Необходимо, чтобы родитель осознал и прочуствовал на себе значимость этого процесса! Не дать родителю отмахнуться! Вот поэтому традиционные родительские собрания не проводятся! Родительские собрания превращаются в игровую деятельность: педагоги подбирают серию игр 3-4, через которые знакомят родителя с задачами данного периода. Проигрывая и проживая эти этапы, родители погружаются в мир детства, понимают значимость, у них появляется интерес. Практика показала, что игры - мозговой штурм, угадай-ка, направленные на сенсо-моторную деятельность и одновременное развитие мыслительного и речевого процессов быстро заинтересовывают родителей и не заставляют себя долго ждать в результате. Они помогают добиться положительного эмоционального настроя, повысить компетенцию родителей в образовательном процессе и наладить обратную связь, посредством диалога. Проходя структуру игру совместно с педагогом, погружаясь в незаметно в коррекционный процесс, обсуждая с азартом результат каждого этапа, родитель становится союзником, а не заказчиком услуг!

Помимо игр, мы проводим квесты, направленные на совместную деятельность родителей с детьми, они могут быть как отдельным открытым занятием, так и включаться в часть развлечения, утренника. Благодаря которым родитель сравнивает своего ребенка с другими, видит эффективность коррекционного процесса, динамику роста и развития своего чада, становится ближе к ребенку.

Предлагаем вашему вниманию ряд игр, для наглядности:

Рассказывая сказку, предлагаем родителю выполнить за педагогом артикуляционные упражнения. Родителю предоставляем зеркала, чтобы они могли сравнить правильность выполнения.

Родитель на собственном опыте убеждается в том, что не все так просто, как кажется. Ведь он не всегда и сам может выполнить их, язык не слушается, устает. Получая комментарий от учителя-логопеда, как правильно выполнить, какие особенности мешают это сделать, родителю становится понятна проблема.

Проводя речевую игру «Подбери слово» (родственные слова, описательные прилагательные, глаголы..) предлагаем перегонять по столу мяч, посредством воздушной струи. (предлагаем коктейльную соломинку)

Игра: «Речецветик»: раскладываются обручи, родителю предлагается ряд картинок, перепрыгивая из обруча в обруч, надо подобрать прилагательные, подходящие к данному изображению. Остальные участники опираясь на услышанные слова, отгадывают о коком явлении или о каком объекте идет речь. (мокрый, холодный, падающий, грязный, моросящий, ветренный, разноцветный. Педагог может задать наводящий вопрос: «Когда это бывает?»)

Игра: «Третий лишний»: родители встают в двойной круг, им раздаются карточки в разброс на ту же тему, у 3 участников карточки на одно свойство, например: мокрый. 1 участник лишний, он начинает игру. Передвигаясь по кругу, находит пару к своей картинке и встает соответственно к своей паре, тот у кого картинка не совпадает должен передвигаясь найти свою пару. Игра казанчивается тогда, когда круг замкнулся и все пары найдены. Проверяем правильность строя.

На открытых занятиях или утренниках предлагаем родителям квест решить совместно с детьми. Он снимает напряжение у детей и сближает детей и родителей.

В рамках заданий на выходные могут быть познавательные экскурсии на почту «Отправь подарок папе к празднику» (или дедушке, бабушке, письмо деду Морозу), в зоопарк, в аэропорт или речной порт (в рамках лексических тем), в магазин за овощами или фруктами, с целью совместного приготовления блюд к вечеру (внутри задача: отгадай, что я хочу? - ребенок описывает предмет, подбирая слова). Эти моменты помогают раскрыть детям окружающий мир, познакомить их с городом, научить обращать внимание на окружающую обстановку.

       Главной целью такой работы, является помощь родителю в развитии и своевременном взрослении его малыша. Общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение речью, т.к. развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, а любая из сторон развития личности содействует развитию языка. 

В Концепции дошкольного воспитания, программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста подчеркивается, что реальной целью образования дошкольников является развитие неповто­римой индивидуальной личности каждого воспитанника. В основу Концепции нашего учреждения положены следу­ющие понятия.

   Одна из важнейших задач дошкольного учреждения — охрана и укрепление здоровья детей. 

понятие «индивидуальность», ведь программы дошкольного учреждения  направлены на реа­лизацию возможности всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Развитие — это изменение, представляющее собой процесс движения от простого к более сложному, от низшего к высше­му; процесс, в котором постепенное накопление количественных изме­нений приводит к наступлению качественных.

 Единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оз­доровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков.

-   Участие в физкультурных мероприятиях.                                                 

Вышеперечисленные принципы ориентированы:

- на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, речевого разви­тия;

-  на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

- на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

Главными компонентами нашей системы являются:

    - общественные идеи, потребности родителей и заинтересован­ных организаций;

- интегративная общность педагогов, родителей и детей;

    - единая система образовательной работы по развитию речи детей (принципы, содержание, технологии, особенности вза­имодействия со средой).

        Личностные «компоненты» нашей образовательной системы — дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи разви­тия неповторимой индивидуальной личности можно только в про­цессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивиду­альностью, чувствовать себя защищено и уверенно. 

Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет»..


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.