12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия30
Россия, Кировская обл., пгт.Лесной
2

Обобщение педагогического опыта по теме «Интеграция предметов естественнонаучного цикла как средство формирования целостной научной картины мира в урочной и внеклассной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Интеграция предметов естественнонаучного цикла как средство формирования целостной научной картины мира в урочной и внеклассной деятельности»

Науки разделены не естественным путём,

а лишь из соображений удобства. 

Природа не заинтересована в подобном разделении 

и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки.

Р. Фейнман

Естественнонаучный цикл включает систему наук о природе: физику, химию, биологию, географию, астрономию, экологию. Каждая из этих наук имеет свое предметное содержание, структуру, методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы, строит ее модель. Изучая одну из этих наук, нельзя забывать, что мир целостен и един.

В общеобразовательной школе предметы естественнонаучного цикла изучаются только в пределах обязательного минимума. Однако эти предметы призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира.

Что же такое научная картина мира? Существует множество определений научной картины мира. Приведем некоторые наиболее распространенные.

Научная картина мира – это целостное представление о мире на данном этапе развития общества и научного знания. В ней синтезированы знания конкретных наук и философские обобщения.

Научная картина мира – это специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира.

Научная картина мира – это интегративная система представлений о мире, которая вырабатывается в результате синтеза знаний, полученных в разных областях научного исследования.

Знания о природе составляют естественнонаучный фундамент мировоззрения современного человека. Значит, каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

При постижении великой правды природы, учащиеся ощущают объемность недостаточно систематизированных знаний о ней. Решить эту проблему позволяет интеграция предметов. Одной из форм реализации интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей на уроках естественного цикла. Они играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Интегрированный характер получаемых знаний дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы

Познавательные интересы у обучающихся нашей школы к биологии складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – как теоретическими, так и экспериментальными. Зачастую познавательная активность осужденных носит избирательный характер - когда те или иные понятия, предметы или явления представляются важными, имеющими жизненную значимость, тогда они с увлечением ими занимаются, стараются это глубоко изучить. В противном случае, если интерес и будет, то он будет носить случайный, поверхностный характер, поэтому для повышения уровня и качества знаний обучающихся традиционными стали для нашей школы интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по химии и биологии, интеграции трех предметов – химии, биологии, физики.

На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Предметная интеграция через внеурочную деятельности помогает решать ряд важных задач: воспитание коммуникативной культуры обучающихся, формирование творческой познавательной самостоятельности, творческой самореализации и совершенствование личности, выявление и поддержание одаренных обучающихся, развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков учащихся.

Интегрированные уроки и внеклассных мероприятий.

Класс

Темы уроков и внеклассных мероприятий (учебные предметы)

9

Полимерный урок «Вода в природе» химия-физика-география-биология

10

Урок-практикум по теме «Известное и неизвестное о белках» химия-биология

8-12

Внеклассное мероприятие - «Химия и окружающая среда» (Турнир эрудитов) химия-экология

9-12

Экологическая игра по станциям «Экоплюс» химия-физика-биология-математика-география

10-12

Внеклассное интегрированное мероприятие «На перекрестке трех наук» химия-физика-биология

В нашей школе интеграция предметов естественного цикла не ограничивается проведением бинарных уроков и внеклассных мероприятий.

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности позволяет лучше интегрировать дисциплины, использовать активные и интерактивные формы и методы обучения. Самым запоминающимся был проект, посвященный Году экологии - 2017 «Национальные парки Приволжского федерального округа». Цель проекта: формирование у людей, отбывающих наказание, ответственного отношения к окружающей природе и активной экологической позиции.

В школе ежегодно проводятся предметные недели, организуемые с целью широкой пропаганды знаний, способствующие развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла у обучающихся.

Предметные недели «БиоХим», «На перекрестке химии и биологии», – это, конкурсы, защита презентаций, изготовление буклетов, оформление стендов, проведение олимпиад, игры и викторины.

В 2016 году в рамках «Недели образования» наша школа по согласованию с министерством образования Кировской области провела первую дистанционную олимпиаду по предметным областям «Интеллектуальное ассорти» среди обучающихся вечерних школ при ИУ Кировской области (естественнонаучные предметы, математика и информатика, филология, общественно-научные предметы)

Вся работа школьного методического объединения направлена на то, чтобы осуждённые после освобождения, чувствовали себя нужными обществу и в своей жизни смогли применять те знания и умения, которые были получены в школе, а реализуется эта работа через многоступенчатую интеграцию – урочную и внеурочную.

 

Информационные ресурсы:

1. Пантыкина Е.М. «Межпредметная интеграция на уроках биологии IIступени как способ формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся». – Опыт работы, г. Старый Оскол, СШ №19, 2011. - С. 15.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. «Анализ современного урока». Практическое пособие «Учитель». - 2002. – С. 121.

 http://standart. *****/search. ФГОС: Начальное общее образование.

 http://pedsovet. org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id,4656/Itemid,118«Интегративный подход к обучению физике

https://pandia.ru/text/79/470/34207.php

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.