12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга17

Химия, 8 класс

Урок № 42



Тема:«Обобщение знаний по темам «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».

Тип урока: урок закрепления, обобщения и контроля знаний.

Цели:

Повторить и обобщить знания по теме: «Кислород. Горение», «Закон Авогадро», «Водород».

Проверить знания учащихся нестандартными методами.

Развивать интерес к химии, используя игровые ситуации, решая экспериментальные задачи.

Совершенствовать надпредметные умения и навыки.

Задачи:

повторить историю открытия и названий Кислорода и Водорода, написание химических формул; химических уравнений и расстановки коэффициентов; химических и физических свойств Кислорода и Водорода и их соединений; применение Кислорода и Водорода и их соединений;

повторить правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами;

развивать учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, умения ставить задачи, выбирать методы решения, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать учебно-познавательные умения: участвовать в учебной дискуссии, аргументировать, наблюдать, проводить эксперименты;

развивать учебно-организационные умения: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, умение сотрудничать при решении учебной задачи, умение оказать помощь товарищу объяснить, договориться, принять помощь самому, умение осуществлять самоконтроль.

Оборудование и материалы: презентация, Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, штативы, пробирки, газоотводные трубки, стаканы, спиртовка



Ход урока

I этап. Подготовительно-организационный. (2 мин)

Учитель называет тему и цели урока. Объясняет способы работы, правила игры. Предлагает классу разбиться на две команды, причём в каждой должен быть:

капитан – 1человек

теоретик – 1 человек

практик – 1 человек

угадайка – 2 человек

лаборант – 1 человек

Затем учитель представляет жюри ( предполагаемый состав: лаборант, старшеклассники, родители, член администрации и т.д.) и называет конкурсы:

Разминка

Без названий никуда (химическое домино)

Лаборанты, за дело!

Химические уравнения

Учение с развлечением

И опыт – сын ошибок трудных…

Чёрный ящик

Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.



II этап. Закрепление, обобщение и контроль знаний



Конкурс «Разминка» (3 мин)



Команды по очереди отвечают на 10 вопросов (члены команды по очереди). Затем высвечиваются правильные ответы для проверки.

Вопросы команде № 1

1. Химический знак кислорода? Ответ: О.

2. Сколько атомов в молекуле кислорода? Ответ: 2.

3. Порядковый номер кислорода? Ответ: 8.

4. Относительная атомная масса кислорода? Ответ: 16.

5. Химическая формула кислорода? Ответ: О2

6. Относительная молекулярная масса кислорода? Ответ: 32.

7. Валентность кислорода? Ответ: II.

8. В ядре атома кислорода сколько протонов? Ответ: 8.

9. Атом кислорода сколько содержит электронов? Ответ: 8.

10. Массовая доля кислорода в воздухе? Ответ: 21%.



Вопросы команде № 2

Химический знак водорода? Ответ: Н.

2. Сколько атомов в молекуле водорода? Ответ: 2.

3. Порядковый номер водорода? Ответ: 1.

4. Относительная атомная масса водорода? Ответ: 1.

5. Химическая формула водорода? Ответ: Н2

6. Относительная молекулярная масса водорода? Ответ: 2.

7. Валентность водорода? Ответ: I.

8. В ядре атома водорода сколько протонов? Ответ: 1.

9. Атом водорода сколько содержит электронов? Ответ: 1.

10. Массовая доля водорода в земной коре? Ответ: 1%.



Конкурс «Визитка элемента» (3 мин)

Дать общую характеристику элементу кислороду/водороду.



Конкурс «Без названий никуда!» (2 мин)


Вниманию всей команды предлагается карточка Химического домино, в которой необходимо совместить названия величин с их единицами измерениями. Чем быстрее и правильнее, тем лучше!

1

Молярная масса

А

л/моль

2

Массовая доля

Б

г/мл

3

Число Авогадро

В

л

4

Молярный объем

Г

%

5

Масса

Д

г/моль

6

Количество вещества

Е

молекулы

7

Относительная плотность газа

Ж

г

8

Объем

З

молекулы

9

Число молекул

И

моль

10

Плотность

Й

-



Правильные ответы на задание:

1

Молярная масса

А

г/моль


2

Массовая доля

Б

%

3

Число Авогадро

В

молекулы

4

Молярный объем

Г

л/моль

5

Масса

Д

г

6

Количество вещества

Е

моль

7

Относительная плотность газа

Ж

-

8

Объем

З

л

9

Число молекул

И

молекулы

10

Плотность

Й

г/мл





Конкурс «Какой газ тяжелее: Кислород или Водород?» (2 мин)

Рассчитать относительную плотность газов кислорода и водорода, сравнить данные, сделать вывод.

Ответ: кислород тяжелее, так как D = 1,1

D O2/возд. = 32/29 = 1,1

D Н2/возд. = 2/29 = 0,07



Конкурс «Химические уравнения» участвуют теоретики. (3 мин.)

Необходимо за отведённое время закончить уравнения химических реакций и расставить коэффициенты. (Уравнения могут быть записаны на доске или на карточках):

I команда (карточка №1)

1) HgO =>
2) KMnO4 =>
3) H2O2 =>
4) KClO3 =>

II команда (карточка №2)

1) Zn + HCl =>

2) H2O =>

3) Ca + H2O =>

4) Na + H2O =>



Правильные ответы (карточка №1):

1)

2) 2 KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

3)

4)

Правильные ответы (карточка №2):

1) Zn + 2 HCl → ZnCl2+ H2

2) 2 H2O => 2 H2 + O2

3) Ca + 2 H2O → Ca(OH)2+ H2

4) 2 Na +2 H2O => 2 NaOH + H2



Конкурс «Атомы — молекулы» (2 мин)

Даны формулы атомов и молекул. Командам необходимо распределить атомы в одну колонку, молекулы в другую.

7О, 5Н, 12О2, Н, 2О2, Н2О

Правильный ответ:

Атомы: 7О, 5Н, Н.

Молекулы: 12О2, 2О2, Н2О.



Конкурс «Значение водорода и кислорода в жизни человека» (3 мин)

Охарактеризовать применение водорода и кислорода.



Конкурс «Лаборанты, за дело!» участвуют лаборанты. (5 мин)



Собрать прибор для получения кислорода и водорода и назвать правила ТБ.

Правила техники безопасности в кабинете химии

Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.

Не пробуйте вещества на вкус.

При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.

Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.

Опыты производите только над столом.

В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.

Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Приборы для получения кислорода:

а) собирание кислорода методом вытеснения воздуха;

б) собирание кислорода методом вытеснения воды.



Приборы для получения водорода:

а) собирание водорода методом вытеснения воздуха;

б) собирание водорода методом вытеснения воды.



Физкультминутка (1 мин.)



Конкурс «Прочти формулу» (3 мин)

Предложены ряд формул, которые необходимо прочитать.



I команда: HСl, Н2, О2, Н2О, КMnO4,

II команда: Н2О2, Zn, Li2O, NH3, Fe2O3

Ответы:

I команда: хлороводород, молекула водорода, молекула кислорода, оксид водорода, перманганат калия.

II команда: пероксид водорода, цинк, оксид лития, гидрид азота(III), оксид железа(III).



Конкурс «Учение с развлечением» участвуют угадайки. (5 мин)

Разгадать кроссворд.






2














5











11












10

8





1






3








7









9





6







4




























































12










По горизонтали:


1. Без него невозможно дышать.

4. Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

6. Признак реакции горения.

10. Вещество, образующееся при разложении пероксида водорода.

12. Газ, образующийся в результате разложения воды.


По вертикали:

2. Шведский ученый, установивший, что воздух состоит из кислорода и азота.

3. Аллотропное видоизменение кислорода.

5. Английский ученый, получивший кислород разложением оксида ртути.

7. Валентность атома кислорода.

8. Сложные вещества, состоящие из двух атомов, одним из которых является кислород.

9. В результате горения этого вещества образуется окалина.

11. Агрегатное состояние кислорода.


Ответы на кроссворд:








2ш














5п


е









11г




р


е






10в

8о

д

а



1к

и

с

л

о

р

3о

д



к


з


7д


с


е



з


9ж


с



6с

в

е

т




4г

о

р

е

н

и

е



а


л





н


л


д






и







е


ы













з












12в

о

д

о

р

о

д





Конкурс «Исторический» (3 мин)



Капитаны команд получают задание на карточках.

Карточка №1. Научный вклад Кавендиша в развитии химии.

Карточка №2. Научный вклад Авогадро в развитии химии.



Пока жюри подводит итоги: Конкурс «Чёрный ящик» участвует вся команда. (1 мин)

Задав три вопроса ведущему о свойствах предмета в чёрном ящике, угадать, что внутри ящика.

В чёрном ящике иллюстрация Водород



Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.


Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.


Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.



III этап. Подведение итогов (3 мин)

Жюри оглашает результаты игры. Учитель объявляет оценки. Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.
Соотносит цели урока и полученный результат. Проигравшей команде даётся шанс реабилитироваться, выполнив творческое домашнее задание.



IV этап. Домашнее задание (1 мин)

§19, 20, 23, 26, 27, 44. Подготовиться к контрольной работе.



V. Рефлексия (3 мин)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось ….


Использованная литература:


1. Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М: «Просвещение», 2012 г.;

2. Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

интернет-ресурсы:

1. http://www. alhimik.ru /

2.http://chemistry.ssu.samara.ru/ (сайт Самарского Государственного университета)

3.http://scool-collection.edu.ru/









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.