12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Видманова415
человек,женщина,учитель
Россия, Московская обл., ЛОБНЯ


Технологическая карта урока русского языка

учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни

Видмановой С.И.

Учебный предмет: русский язык

Класс:5

УМК: учебник « Русский язык» для ОУ под редакцией Т.А. Ладыженской

Тема урока: Обращение

Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык работы с научной терминологией: прием анализа, систематизации, обобщения изученного.

2) образовательная: закрепить представление о дополнении как о второстепенном члене предложения, о системных отношениях дополнения с другими членами предложения

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: доска, экран, проектор .презентация https://урок.рф/presentation/25780.html

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку. Лингвомотиватор.

У: Сегодня я нашла на улице телеграмму. Ветер истрепал листок, и я не знаю, кому она адресована и что хотел нам сказать ее автор.

Давайте попытаемся это выяснить. Итак, начинаем нашу детективную историю. Шерлоки, за дело!


Перед вами начало телеграммы. Восстановите ее текст.



Учащиеся восстанавливают текст телеграммы

Мои милые ре…а,

Вдруг исчезли адр…,

Чтоб друг друга понимать

И счастливыми нам ст…

Подарите нам спасенье,

Изучите обр….

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

На месте преступления.

-Прежде чем отправляться на выполнение задания, нужно выяснить, готовы ли вы к этому непростому, но интересному испытания.

Взаимодиктант .

-А начну и закончу я его

*Какой раздел науки о языке позволил вам изучает строение предложения словосочетания и текста?


Учитель предлагает вспомнить материал по темы « Простое предложение»:

1)Схематический диктант

а) Школа- ваш дом, дети

б) Кажется, нет места лучше на земле

в) Все: знания, друга, учителя- ты найдешь здесь.

2) «Восстановите схему»

- Давайте восстановим схему



- Вы молодцы. С вами можно решить любую задачу.




Ученики задают вопросы, пишут взаимодиктант.

Проверяют.









Чертят схемы предложений. делают вывод







Восстанавливают схему.

Способы осложнения простого предложения


члены … слово ?




Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.










Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.


-Чем осложняли мы 2 и 3 простое предложение? Какое из предложений вызвало у вас большую трудность? Зачем я использовала слово «дети»? Можете ли вы объяснить, почему нужно ставить эту запятую.


Предлагает определить тему, цели урока и его ход.




Учащиеся определяют, что обращение будут предметом изучения.





Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.



Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

( Р)

Прогнозирование ( Р)


4 Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.


1 Сбор улик

-Составьте определение понятия «обращение», исключив избыточную, не связанную с темой, информацию. Выберите из трех абзацев материал по теме

- Простое осложненное предложение – это предложение с одной грамматической основой, которое может осложняться разнообразными конструкциями, среди которых однородные члены предложения, вводные слова ,обращения и др.

Обращением называется слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. А вводные слова (словосочетания, предложения) – это слова, выражающие отношение говорящего к высказыванию: К моему счастью, вы большие умницы.

Обращение может быть нераспространенным( состоящим из 1 слова) и распространенным( из 2 или более слов). Это же мы можем сказать и о вводной конструкции, которая, как и обращение не является членом предложения.

Вводные слова могут быть выражены разными частями речи, а местоимения ,как правило, выражается существительным. Личные местоимения не являются обращением. Обращение так же, как и вводное слово, всегда выделяется знаками препинания. Например: Дети мои, вы хорошо сегодня работаете.


2. Читаем, строим схемы, делаем выводы о правилах постановки знаков при обращении.

Милый друг, жизнь-это чудо. Когда ты это поймешь, дорогой мой, ты научишься любить все, что тебя окружает. И тогда ничто и никогда не сделает тебя несчастным, умный, глубокий ,замечательный мой человек.


Физкультминутка.

В поле выросли цветы.

Это я и это вы.

Повернем бутоны к другу,

Полюбуемся округой.

Ветер стебли покачает,

Кланяться нас заставляет.

Вверх поднимем мы листочки,

Что за дивные цветочки!

Но урок. Мы присмирели

И в траву тихонько сели.



Вспоминают теорию языка

Восстанавливают схему












Анализируют материал, выполняют задание














Изучают правила постановки знаков препинания.


Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации

5.Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

1.Дознание. Просмотр фрагмента из «Сказки о мертвой царевне». Выписываем обращения.

2. Судебная экспертиза

Карточка 1. Расставьте знаки препинания при обращениях.

1. Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замечательный город 2. Юный друг Учись и учи малышей с детства осязать и ощущать природу 3. Не шуми ты рожь спелым колосом 4. С новым учебным годом юные друзья 5.Дитя мое ты не здорова 6. Няня няня я тоскую милая моя 7. Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Ирина Валентиновна 8. О тонкая береза что загляделась в пруд 9. Старик я слышал много раз что ты меня от смерти спас 10. Как милый Петушок поешь ты громко, важно


Карточка 2. Расставьте знаки препинания при обращениях.

1.Серебристая дорога ты зовешь меня куда 2. Ты помнишь ли Мария вечерний небосклон, равнины полевые, села далекий звон 3.Речка речка спрячь меня 4. Ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч 5.Сядь ко мне поближе мама 6. Друзья к чему весь этот шум 7. Куда ты светлый ручеек стремишься

8. Ребята Бежим на речку купаться 9.Вот за что люблю тебя я родная Русь 10. Уж и есть за что что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью.





Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма и выписывают обращения



Выполняют задание


Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.«Раскрытие дела»

Стилистический эксперимент Пешковского. Допишите стихотворение:

Здравствуй, добрый…

Сделай мирным этот …

Сколько важных дел…

Мой хороший ,юный


-Что ж, вы справились с заданием и восстановили текст телеграммы. Какие обращения вы использовали? Так кому эта телеграмма предназначалась.?

Правильно , вам..


Самостоятельная работа .

Осуществляют проверку.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

1.Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

2.Учитель даёт дифференцированное задание на дом:

1). Упражнение

Или напишите сообщение для соцсети с использованием обращений.

3.Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 08.09.22 в 12:46 0Ответить Пожаловаться
Интересная задумка. Спасибо за идею,коллега!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.