12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Баун Надежда Александровна217 Учитель высшей категории, стаж работы 30 лет Россия, Алтайский край, Шипуновский район |
Образовательная программа драматического кружка «Вдохновение»
Министерство образования Российской Федерации
Алтайский край, Шипуновский район,
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Нечунаевская средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа драматического кружка
«Вдохновение»
Возраст учащихся 12-14 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы
учитель русского языка и литературы
Баун Надежда Александровна
Нечунаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Цель программы: создание условий для социальной, культурной и творческой самореализации личности ребенка и интеграции в систему мировой и отечественной культур; обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика асоциального поведения.
Задачи программы:
1. Развитие и раскрытие творческих возможностей детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние
Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Организация деятельности литературно- драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
Программа рассчитана на детей 12-14лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Ожидаемые результаты:
Обучающая цель:
По окончанию курса учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
связанно излагать мысли в устной форме.
Уметь:
владеть интонацией, ритмом, интенсивностью и тембром речи;
грамотно использовать в речи сценическую терминологию,
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией;
к различным видам сценической деятельности.
Воспитывающие цели:
По окончании курса ребенок должен знать:
нормы общения на сцене;
понимать значимость данного вида искусства для развития культуры.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
уверенность в собственных силах;
осознание своей значимости, социальной востребованности;
коммуникабельность;
пунктуальность;
точность и старательность в выполнении работы;
чувство долга
Развивающая цель:
По окончании курса ребенок должен уметь:
планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное занятие;
работать в нужном темпе.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-
участие в районных конкурсах детского творчества;
отчетные спектакли.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий по каждой теме распределяются следующим образом:
знакомство с текстом;
распределение ролей;
обсуждение характеров героев;
чтение текста по ролям;
репетиция;
моделирование, подбор костюмов;
подготовка декораций;
подбор музыкального оформления;
монтировочная репетиция;
генеральная репетиция.
Приемы и методы
- метод исследования;
- метод создания поисковой ситуации;
- метод импровизации;
- аналитическая беседа по тексту;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- эвристический метод
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на знакомство с театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает следующие темы:
1-я тема. Особенности актёрского мастерства.
Развитие качеств у детей, склонных к эмоционально-эстетическому «театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.
2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.
Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации, приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.
3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.
Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных. Скороговорки. Практические занятия.
4-я тема. Сценическое движение.
Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности своих действий. Практические занятия.
5-я тема. Основные правила поведения на сцене.
Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся «прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей перевоплощаться.
Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Особенности актёрского мастерства. Практические занятия. | 7 |
2. | Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия. | 9 |
3. | Сценическое мастерство. Практические занятия. | 6 |
4. | Сценическое движение. Практические занятия. | 5 |
5. | Основные правила поведения на сцене. Практические занятия. | 7 |
Календарно-тематическое планирование
драматического кружка
Дата | № занят. | Содержание программы | Кол-во занятий | Примечание |
|
| Особенности театрального искусства | 7 | Вводное занятие «Театр как форма развития речи» |
| 1. | Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы кружка «Вдохновение» | 1 | Выбор органов самоуправления |
| 2. | Знакомство со сказкой «Ванюшка и Царевна», распределение ролей. | 1 | Составление сценария |
| 3-5 | Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций. | 3 | выразительность чтения |
| 6.
7 | Выступление перед учащимися начальных классов на уроке внеклассного чтения. Выступление перед ребятами детского сада. | 1
1 | Предварительная встреча с воспитателем |
|
| Актёрское мастерство | 9 |
|
| 8. | Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки эпизода из сказки-были К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | 1 | Практическое занятие Прослушивание всей сказки |
| 9-11. | Репетиция, обсуждение костюмов и декораций. | 3 | Музыкальное сопровождение |
| 12. | Выступление перед пятиклассниками. | 1 | Подготовка сцены |
| 13. | Подготовка к конкурсу чтецов «Родная Шипуновская земля» | 1 | Встреча с библиотекарем |
| 14-15. | Работа над стихотворениями В. Золотарёвой «Подсолнушек», С. Шиханова «Я душой навеки здесь»». В.Малаховой « Шипуново- точка малая» | 2 | Просмотр презентации «Шипуновская земля» |
| 16. | Участие в конкурсе чтецов | 1 | Итоговая работа |
|
| Сценическая речь | 6 |
|
| 17. | Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Знакомство с рассказом В. М. Шукшина «Далёкие зимние вечера. Распределение ролей. | 1 | Импровизация |
| 18-20. | Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций. | 3 | Презентация «В гостях у Шукшина» |
| 21. | Генеральная репетиция, изготовление декораций. | 1 | Репетиция на сцене дома культуры |
| 22. | Театральное представление «Далёкие зимние вечера» для 5 – 6 классов. | 1 | Музыкальное сопровождение |
|
| Сценическое движение | 5 |
|
| 23. | Сценическое движение. Победа над страхом. Распределение ролей к произведению А. И. Куприна « Чудесный доктор» | 1 | Прослушивание всего произведения |
| 24-25. | Репетиция эпизода «Встреча Мерцалова с доктором» | 2 | Работа над оформлением сцены |
| 26. | Генеральная репетиция. | 1 | декорации |
| 27. | Выступление на вечере «Талант человечности», посвящённому творчеству Куприна | 1 | Движение на сцене |
|
| Основные правила поведения на сцене. | 7 |
|
| 28. | Основные правила поведения на сцене. Обсуждение сценария по рассказу В. М. Шукшина «Сапожки» | 1 | Подготовка костюмов |
| 29-30 | Репетиция. Обсуждение костюмов, ролей. | 2 | Композиция актёров на сцене |
| 31. | Генеральная репетиция. | 1 | Техника выразительности |
| 32. | Выступление перед учащимися 7 -8 классов | 1 | Рефлексия |
| 33. | Выступление на районном конкурсе «Музы детства» | 1 | Отчётный спектакль |
| 34. | Подведение итогов работы кружка | 1 | Награждение лучших |
Список использованной литературы:
1.Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977
2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004
8 Егоров О.С., Открываем театральный сезон, М.: Книга, 2003
Список литературы для учащихся:
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987