12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шокурова Елена Николаевна2460
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим. Жан Жак Руссо
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
Материал размещён в группе «Педагог-психолог»

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ

(по Н.О. Зиновьевой, Н.Ф. Михайловой)

Этап

Содержание

Общие рекомендации

Определение проблемы посредствам активного слушания

Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела – это помогает ребенку начать говорить.

В начале встречи полезно определить ее продолжительность, которая будет зависеть от возраста ребенка и уровня концентрации его внимания.

Когда становится очевидным, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента:

в чем состоит проблема, которая не разрешена;

что чувствует ребенок в отношении этой проблемы;

чего ребенок ждет от специалиста.

Для прояснения этих моментов психолог может взять на себя роль ученика и предложить ребенку стать в позицию учителя (как известно, люди лучше всего учатся, когда сами учат других).

Психолог должен дать понять ребенку, что именно он услышал и узнал от него, используя технику активного слушания


После установления контакта психолог может сконцентрироваться на том, как ведёт себя ребенок во время консультирования, то есть оценить психологический климат каждой сессии: насколько ребенок к окончанию встречи выглядел счастливым, печальным, удовлетворенным, равнодушным, протестующим и т.п.; специалист обращает внимание на присутствующие паттерны в поведении ребенка.

Выбор игрушек также дает информацию о том, что происходит с ребенком.

Нужно наблюдать за тем, что ребенок делает с каждой игрушкой, какие темы постоянно звучат в игре.

Вопросы типа «кто», «что», «когда», «где», «почему» в большом объеме неуместны.

Вместо задавания вопросов эффективнее применять технику активного слушания и давать обратную связь ребенку в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы занимают ребенка.

Вопросы открытого типа более уместны. Пример открытого вопроса: «Расскажи мне о своей семье».

Необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением.

Молчание ребенка может быть очень продуктивным. Он может молчать по следующим причинам: ему нужно разобраться в своих мыслях и чувствах. Демонстрируемое уважение к его молчанию может быть эффективным.

В а р и а н т ы выведения из молчания:

невербальное поведение ребенка дает сигнал, когда он готов продолжить, поэтому психолог так интерпретирует молчание: «Похоже, ты смущен тем, о чем мы сейчас говорим». Реакция ребенка на гипотезу отражает его готовность продолжать общение;

при демонстрации сопротивления рекомендуется перейти к игротерапии;

можно на время отложить обсуждение проблемы ребенка и поговорить о том, что с ним происходит «здесь и сейчас», какие сложные чувства он испытывает – страх, стыд, боль и т. п.;

необходимо планировать сессию и готовиться к ней, чтобы успешно справляться с паузами;

иногда рекомендуется прекращать сессию, если налицо плохое самочувствие ребенка;

в случае, когда молчание служит сигналом о том, что у ребенка начались позитивные изменения, в жизни все стало хорошо, поэтому нет проблем, о которых стоило бы говорить, психолог должен начать процедуру завершения консультирования.

Следует учитывать:

не нужно спешить с выводами – опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие;

не стоит задавать направляющие на определенные выводы вопросы;

не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, нужно фиксировать происходящее посредством записей или аудиовидеотехнологий;

в случае двойственной ситуации нужно консультироваться со специалистами;

полезно использовать метод свободных ассоциаций;

сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить «расскажи мне об этом подробнее»


Уточнение ожиданий ребенка

Психологу необходимо объяснить ребенку, каким его ожиданиям он может соответствовать, что он в состоянии сделать

Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы

Максимум информации можно получить, задавая вопросы открытого типа.

Психолог прибегает к высказыванию гипотетических утверждений по поводу того, что происходит с ребенком.

Рекомендуется вместе с ребенком записать перечень тех поступков, которые совершал ребенок, чтобы решить свою проблему.

Необходимо обсудить те последствия, которые ребенок испытал на себе, совершая неэффективные или деструктивные действия. Когда ребенок наглядно видит, какую цену он платит за свое деструктивное поведение, его мотивация к поиску более продуктивных действий повышается

Поиск новых путей решения проблемы

Методом мозгового штурма психолог предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов. Здесь можно применить такой вариант: на листе бумаги рисуются кружки, ребенку предлагается заполнить их своими идеями. Если ребенку трудно начать, это может сделать психолог, написав, например, несколько идей и предложив ребенку для обсуждения выбрать ту, что ему больше нравится. Делая выбор, ребёнок берет на себя ответственность и, таким образом, более замотивирован на выполнен6ие своих же желаний. По окончании мозгового штурма психолог предлагает ребенку оценить каждую альтернативу в свете ожидаемого успеха.

Заключение с ребенком договоренности о претворении одной из идей решения проблемы в действие

Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать вместе с психологом. Если что-то не получается, то специалист помогает ребенку найти другие пути выхода из ситуации, и так до тех пор, пока ситуация не разрешится

Завершение сессии

Специалист просит ребенка подытожить, что же происходило во время их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Обычно обобщение занимает 2-4 минуты. В начале каждой последующей сессии рекомендуется просить ребенка вспомнить, что происходило на предыдущей

На последней сессии обязательно обсуждается следующее:

что происходило с ребенком в процессе консультирования;

какая цель была поставлена, достигнута ли она;

какие изменения ощущает ребенок, что в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими);

как ребёнок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;

какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достичь.

Ребенку необходимо дать понять, что забота о нём психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клие6нтом, чтобы узнавать о его делах.

Можно попросить ребёнка позвонить, либо написать, либо договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через месяц или позже, но не позднее чем через полгода.

Психолог при прощании всегда говорит о том, что если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта: ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.



Группы детей, ставших жертвами насилия, по готовности к признанию

(по Н.О. Зиновьевой, Н.Ф. Михайловой)

Дети, готовые подробно рассказывать о случившемся одному или нескольким людям.

Дети, которые могут сделать лишь частичное признание: они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии.

Дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт насилия был открыт без их воли и участия.

Дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившимся.


Основные мотивы отказа детей от сообщения информации

о факте перенесенного насилия

(по Н.О. Зиновьевой, Н.Ф. Михайловой)

Недоверие к взрослым;

ожидание новых неприятностей с их стороны;

чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться;

страх или привязанность к насильнику;

опасение огорчить родителя, не совершавшего насилия (при внутрисемейном насилии);

страх возможности развода родителей и т. д.


Общие правила психологической поддержки ребенка,

пострадавшего от внутрисемейного насилия

(по Н.О. Зиновьевой, Н.Ф. Михайловой)

Во время беседы уделять внимание прежде всего самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического состояния;

устанавливать максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения между консультантом и ребенком4

создавать условия для адекватного оценивания специалистом личностного потенциала от насилия ребенка;

использовать многовариантность беседы для создания психологически комфортных условий;

обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстановления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.


Опубликовано в группе «Педагог-психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.