12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наливайченко Ирина Владимировна143

Тема: Политическая система. Дата: ____

Цель: сформировать общую целостную характеристику современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; изучить и усвоить понятие «политическая система», структуру и функции политической системы.

Результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

владение базовыми научными понятиями «система», «государство», «политический режим»;

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

сформированность навыков оценивания политической информации;

владение умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений.

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

сформированность целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных, политических реалий.

формирование российской гражданской идентичности;

складывание системности научных знаний.


Тип: объяснение нового материала

Форма: лекция

Структура:

Формальная часть:

А) Организационный момент ~ 2 мин

Б) Объяснение нового материала ~ 25 мин

В) Закрепление ~ 10 мин

Г) Домашнее задание ~3 минуты



Средства обучения:

Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 335 с.

Раздаточные документы для работы в классе

Презентация

Содержательная часть:

Организационный этап

Проверка наличие и внешнего вида обучающихся.

Доклад дежурного по классу.

Объяснение нового материала:

А) Перед началом новой темы откройте сразу дневники, чтобы записать домашнее задание: учебник, § 21. Изучить документ после параграфа П.И. Новгородцева и выполнить задания к нему письменно.

Теперь запишите тему нашего сегодняшнего урока «Политическая система».

Цель нашего урока: сформировать общую целостную характеристику современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; изучить и усвоить понятие «политическая система», структуру и функции политической системы.

Б) Сегодня на уроке мы должны познакомиться со следующими темами:
1. Структура и функции политической системы.

2. Государство в политической системе.

3. Политический режим.

4. Демократические перемены в России.



Урок хотелось бы начать с высказывания британского премьер-министра Уильяма Гладстона «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти».

Как вы понимаете это высказывание? Ответ учеников, пояснение учителя

В своем суждении У. Гладстон поднимает проблему верховенства власти над политикой. Смысл высказывания состоит в том, что, как правило, получив власть, политик всеми силами пытается ее удержать, ведь она действует на него, как бесконечная азартная игра, в которой постоянно необходимо оставаться победителем.
Однако, как мы уже с вами знаем, каждому приходится входить в политику. Как же не заблудиться в этом лабиринте? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны.

А что для нас сможет стать такой нитью? Что дает возможность в калейдоскопе политических событий, во взаимодействии субъектов власти разглядеть устойчивые связи и какую-то упорядоченность происходящего? Наука о политике — политология — предлагает использовать для этого модель политической системы.

Итак, рассмотрим структуру политики и ее главные функции.

1. Итак, первый пункт в нашей теме — это Структура и функции политической системы

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Структуру политической системы можно представить в таблице, каждая колонка которой содержит краткую характеристику одной из её подсистем. Заполните в тетради данную таблицу по ходу объяснения материала.

Институциональная

Нормативная

Функциональная

Коммуникативная

Культурно-идеологическая








Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема — это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

Вопрос классу после заполнения таблицы: при каком условии совокупность различных подсистем и разнородных элементов, записанных в таблицу, можно считать целостной системой?

В ответах должна прозвучать мысль о том, что только осуществляемое определённым образом взаимодействие частей, называемых подсистемами и элементами, образует политическую систему.

Теперь рассмотрим наиболее точное обществоведческое понятие и запишем его в тетради

Политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Они могут принять форму требований, идущих от общества.

Второй группой взаимодействий политической системы и общества являются воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Итак, как видим, в обществе (в «среде», в которой существует политическая система) возникают потребность в определенных изменениях, недовольство какими-либо негативными явлениями, активное отношение к тем или иным действиям властей. Они проявляются в требованиях, в различных формах поддержки или в иной информации. Под влиянием этих импульсов, идущих от общества (или рождающихся в самой политической системе), внутри политической системы развивается процесс подготовки и принятия политических решений, в которых одновременно участвуют все ее структурные компоненты. Принятые решения и меры, обеспечивающие их выполнение, направлены на общество, на осуществление назревших изменений в нем.

В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?

Главная из этих функций — это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Еще одна функция — интегративная — состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни. Помимо названных, исследователи указывают на такие функции, как авторитарное распределение ценностей (материальных благ, социальных преимуществ и т. п.), мобилизация ресурсов, легитимизация власти и др.

Следующий пункт – Государство в политической системе

Центральный институт политической системы — государство.

Учащимся предлагается назвать признаки государства. Можно предполагать, что они назовут:

наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением (наличие государственного аппарата);

наличие органов, позволяющих осуществлять принуждение (полиция, суды, тюрьмы и т. п.);

наличие территории, на которую распространяется власть государства;

суверенитет, т. е. исключительное право издавать законы, вершить правосудие, представлять общество в целом;

сбор налогов для содержания государственного аппарата.

В случае необходимости высказывания учащихся дополняются и уточняются учителем

Государство отличается от них, во-первых, наивысшей концентрацией власти; во-вторых, суверенитетом в определенных территориальных границах; в-третьих, возможностью осуществлять принуждение; в-четвертых, рядом исключительных прав (на использование силы, на принятие общеобязательных законов, на взимание налогов). Это главный управляющий центр политической системы.

Государственная деятельность — это устойчивая форма деятельности, объединяющая большие группы людей, которые участвуют в осуществлении власти.

Институт государства придаёт организованность и устойчивость деятельности большой группы людей, занятых на государственной службе и участвующих в осуществлении власти. Эта деятельность регулируется комплексом норм, принципов, установок.

Лица, работающие в органах государственной власти, выполняющие обязанности по государственной должности, называются государственными служащими. Их обязанности, права и ответственность регулируются соответствующими законодательными актами. Государственные служащие должны: осуществлять полномочия в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнять приказы, распоряжения и указания в пределах их должностных полномочий; поддерживать достаточный уровень своей квалификации; соблюдать нормы служебной этики и установленный служебный распорядок и т. д. Существует устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, определяющих систему ролей и статусов в государственной службе.

Государство как политический институт выполняет внутренние и внешние функции.

С учётом знаний учащихся функции можно конкретизировать, дополнить и представить в виде таблицы, которая заполняется на основе текста параграфа.

Функции государства

Внутренние функции

Внешние функции





Внутренние — регулирование общественных отношений; защита конституционного строя; выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и иных областях жизни общества; предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т. п. Внешнеполитические функции — оборона страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Многообразная деятельность государства регулируется политическими нормами, которые воплощены в законах, обычаях, традициях, принципах. Особое место среди них занимает конституционное право — отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;

основы правового положения личности;

государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;

система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Однако наибольшая часть этих норм связана с устройством государства, положением личности в государстве, осуществлением государственной власти. Поэтому рассматриваемую отрасль права нередко называют государственным правом. Источниками конституционного права являются прежде всего Конституция, а также федеральные законы о референдуме, о гражданстве, о Правительстве РФ, избирательные законы, законы о государственных символах РФ и другие законы. Поскольку Россия — это федеративное государство, к источникам конституционного права относятся и нормативные акты субъектов Федерации.

Из курса обществознания в основной школе, как и из курса истории, вы знаете, что существуют разные формы государства, различающиеся по формам правления и формам территориального устройства. Государство, будучи главным элементом политической системы, все же только часть ее. Поэтому черты того или иного государства являются отражением типа политической системы, в которую оно входит.

Одной из главных характеристик, по которым различают политические системы, является политический режим.

Переходим к следующему пункту – Политический режим

Запишем определение

Политический режим — это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. На первый взгляд речь идет об оценке лишь функциональной составляющей в структуре политической системы. На деле политический режим характеризует условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфику политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т. д. Он отражает уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Другими словами, политический режим заключает в себе существенные черты политической системы в целом.

Принято различать тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Характеризуя различные политические режимы, целесообразно обратить внимание на то, что каждый из них проявляется во всех компонентах политической системы: и в устройстве государства, и в партийной системе, и в политических нормах, и в методах властвования, и в способах взаимоотношений субъектов политики, и в идеологической сфере.

Для характеристики политических режимов учащимся можно предложить заполнить следующую таблицу:

Политические режимы

Признаки

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Степень разделения властей




Полномочия главы государства




Роль и место идеологии




Партийная система




Законы и традиции




Место и роль силовых структур




Открытость власти для контроля со стороны общества




Отношения власти с оппозицией




Права и свободы личности






Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие ученые-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся:

официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий;

монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя;

тотальный полицейский контроль за всем обществом;

контроль правящей партии над средствами массовой информации, жесткая цензура;

централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Вот как описывает отличительные особенности тоталитарного режима И. А. Ильин: «Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой».

К документу можно задать следующие вопросы: какие суждения автора приводят к общему выводу о тоталитарном режиме — «человек всесторонне порабощён»? Как определяются границы свободы обычным правосознанием и тоталитарным? Как тоталитарный режим относится к частным интересам? Как он относится к внутренней свободе человека? Последнее утверждение изучаемого фрагмента — «свобода становится преступной и наказуемой» — целесообразно соотнести с названными выше в учебном тексте чертами тоталитарного режима.

Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т. п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению главное — опора на силу. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая черта авторитарного режима — монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом. Это означает, что политическая оппозиция не допускается, однако экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства. Таким образом, сохраняется определенная свобода деятельности в различных сферах, но политика является исключительной функцией власти.

Демократический режим опирается на систему принципов и ценностей, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Его не следует понимать так, что у всех граждан до единого существуют одинаковые интересы и стремления. Поэтому народовластие реализуется прежде всего через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них — выборы и референдумы. Граждане путем голосования принимают политически важные решения, только в первом случае об избрании депутатов в высший законодательный орган или высшего должностного лица в государстве, а во втором — о принятии или отклонении решения по наиболее значимым государственным вопросам (например, о конституции).

Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Это право в демократическом государстве закреплено в законах.

В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, деятельность политических партий и политических движений,

Парламентаризм — еще одна неотъемлемая черта демократии. При этом имеется в виду парламентаризм в широком смысле этого слова, что означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). В узком смысле слова парламентаризм означает политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях. Но при любом демократическом режиме парламент — это высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

Запишем определение

Одной из ценностей демократии является политический плюрализм — принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ (плюрализм идеологический), политических организаций, средств массовой информации, партий (многопартийность), существование легальной политической оппозиции при наличии у подавляющего большинства граждан общей заинтересованности в сохранении государства, признания демократических «правил игры», отказа от использования силы при решении спорных вопросов.

Необходимым условием демократии и одной из ее ценностей является гласность, т. е. открытость деятельности политических институтов, широкое представление информации гражданам страны о деятельности всех органов власти, об их планах, намерениях, решениях, акциях. Без ознакомления и широкого обсуждения в средствах массовой информации всех общественных проблем и способов их решения властными структурами, партиями, политическими деятелями невозможен эффективный контроль со стороны общества над деятельностью органов государственной власти, самостоятельное участие граждан в политике, в частности в выборах и референдумах.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан.

Еще одной предпосылкой и условием стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании большинства граждан демократических ценностей, их ориентация на демократические идеалы и принципы.

Как видим, политический режим проявляется во всех компонентах политической системы — в деятельности политических институтов, нормах, ее регулирующих, во взаимоотношениях между субъектами политики, в формах и способах политической борьбы, политической культуре.

Итак, по характеру политического режима политические системы классифицируются как тоталитарные, авторитарные, демократические.

Демократическая политическая система создает благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан.

Вместе с тем демократия не идеальна. Подчас политические партии и движения, которые призваны выражать интересы избирателей, узурпируют права граждан и оттесняют их от непосредственного участия в политической жизни. Нередко бюрократический государственный аппарат сопротивляется открытию власти, стремится засекретить свою деятельность.

Ахиллесова пята демократии — несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, средствами массовой информации, административными рычагами воздействия на принятие решений. На поведение избирателей могут оказать воздействие и лица, ведущие агитацию за того или иного кандидата, ту или иную партию, и средства массовой информации. Но работа агитаторов, а особенно эфирное время и газетная площадь для политической рекламы, плакаты, листовки — всё это стоит больших денег. Поскольку денежные ресурсы участников предвыборной борьбы заметно различаются, их реальные возможности неодинаковы. Определённую роль может также сыграть административный ресурс.

Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Такая ситуация ослабляет демократический режим, снижает его преимущества перед другими типами политических систем.

Несмотря на определенные противоречия и возможные слабости, демократия — это важнейшее завоевание человечества.

Итак, давайте перейдем к последнему пункту нашего плана – Демократические перемены в России

Из курса истории вы знаете, что за годы демократических преобразований политическая система в нашей стране существенно изменилась. Важнейшей вехой на этом пути стало принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу которой положены демократические принципы.

Коренным образом изменилась институциональная подсистема. На смену Республике Советов с монопольной властью компартии пришла демократическая республика с избираемыми народом Президентом и парламентом. Оформились политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах.

Последовательно обновляется нормативная подсистема. Утверждаются принципы правового государства, принимаются соответствующие им новые законы, рождаются новые традиции.

Функциональная подсистема теперь включает в себя демократические формы, методы, процедуры политической деятельности.

Коммуникативная подсистема обновилась, так как в условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и ее субъектами возникли новые связи и отношения. Другими словами, иными стали многообразные отношения между всеми субъектами политики. Возросли и стали разнообразными потоки информации.

Культурно-идеологическая подсистема преобразилась в условиях отказа от единственной, обязательной для всех идеологии, развития мировоззренческого и идеологического плюрализма. Постепенно в сознании людей утверждается система демократических ценностей.

Однако процесс утверждения демократических порядков происходит противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и длительный кризис в экономике, трудное материальное положение большой части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение значительных ресурсов в руках олигархических групп — с другой, препятствуют утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию. Серьезные недостатки и ошибки в проведении демократических реформ породили у части населения недоверие к институтам демократии, к партиям и лидерам, выступающим с демократическими лозунгами.

Эти трудности становления демократии в России могут быть преодолены при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и ее намерений.

Укрепление демократии создаст условия для успешного развития экономики, решения социальных проблем, возрождения духовно-нравственных основ общественной жизни. Но эти следствия не вытекают из демократии автоматически, Демократия лишь открывает возможность для успешного движения вперед.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право, как важнейший социальный институт.

Для закрепления изученного материала решим несколько заданий.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы

Состав

Институциональная

Государство, политические партии, общественно-политические движения

………………..

Политические принципы, правовые и моральные нормы, политические традиции

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются элементами политической системы.

1) политические партии; 2) банки; 3) государство; 4) производство;

5) общественные организации; 6) парламент.

3. В стране Z сложилась устойчивая политическая система, что обеспечивает стабильное развитие общества. Какие компоненты входят в политическую систему?

1) коммуникативный

2) культурно-идеологический

3) просветительский

4) нормативный

5) партийно-организационный

6) институциональный

4. Найдите в приведённом ниже списке функции политической системы в демократическом обществе.

1) определение целей, задач, путей развития общества

2) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей

3) формирование планово-централизованной экономики

4) установление единой официальной идеологии

5) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе

6) контроль за соблюдением законов

5. Установите соответствие между элементами и подсистемами политической системы.

ЭЛЕМЕНТЫ

ПОДСИСТЕМЫ

А) политическая партия

1) институциональная

Б) избирательное законодательство

2) нормативная

В) политические идеологии

3) культурная

Г) средства массовой информации


Д) государство




6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Политическая система включает в себя _______ (А) политической власти. Отношения между обществом и государством характеризует протекание _______ (Б). Политическая система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет _______ (В).

Политическая система общества – это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается лишь властной деятельностью государства. Она включает в себя разнообразные формы _____ (Д) субъектов; различные виды и способы политической деятельности. Известный западный политолог Д. Истон обращал внимание на то, что политика в любом обществе представляет собой систему взаимодействий, посредством которых осуществляется и закрепляется авторитетное или связывающее распределение ______ (Е) в обществе».

1) государство

2) политическое участие

3) организация

4) ценности

5) конкретно-историческая

6) общественная

7) социальная группа

8) политические идеологии

9) политические процессы

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначаю­щие пропущенные слова.

Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е









Ключ к тесту «Политическая система общества»

Ответ

1

нормативная

2

24

3

4

4

1256

5

12311

6

391524



После ответа учеников выставление оценок

Спасибо всем за внимание, урок окончен, до свидания.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.