Обучающие карточки по лексической теме «Грибы»

30
14
Материал опубликован 4 March 2019 в группе

Обучающие карточки по лексической теме «Грибы».

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что в логопедических группах компенсирующей направленности реализация поставленных целей и задач строится на изучении различных лексических тем. Во время изучения каждой темы педагогом намечаются:

- словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении;

- различные грамматические категории;

- типы предложений и уровень требований, предъявляемый к самостоятельной речи детей.

Планируя и готовясь к изучению с детьми новой лексической темы, педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как нехватка именно дидактического материала для реализации поставленных целей и задач, что ведет к суживанию поля деятельности работы с детьми. Одна из таких лексических тем - «Грибы». Проанализировав множество литературы, было замечено, что для изучения этой темы очень мало наглядного материала при изобилии лексического. В основном это пособия на развитие номинативного словаря (изучение названий грибов) или на дифференциацию грибов: съедобные, ядовитые. Таким образом, возникла необходимость создания дидактического материала по данной лексической теме.

Цель: развивать все компоненты речи детей на лексической теме «Грибы».

Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас речи детей.

2. Совершенствовать грамматический строй речи:

- образование и правильное использование имён прилагательных;

- образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование имён существительных с помощью суффикса -ищ-;

- образование имён существительных с разными падежными окончаниями;

- образование имён существительных множественного числа Им. и Р. падежей;

- образование глаголов прошедшего времени;

- согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;

- употребление притяжательных местоимений;

- составление предложений с использованием союза «а»;

- составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, 

из-за.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать навык звукового анализа слов.

5. Дифференцировать грибы: съедобные и ядовитые.

6. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

7. Развивать элементарные математические представления:

- количественный счет;

- счетные операции в пределах пяти, сравнение множеств;

- пространственные представления.

    Данные карточки адресованы логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Карточками можно воспользоваться, как для изучения нового материала, его закрепления, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.

   В зависимости от целей, задач и организации работы с карточками время их использования варьируется от 5 до 20 минут.

Ожидаемые результаты

- у детей расширится и обогатится словарный запас по лексической теме: «Грибы»;

- у детей выработается навык образования существительных разной морфологической сложности;

- дети научатся образовывать имена прилагательные в разных родах;

- дети научатся образовывать глаголы прошедшего времени;

- дети научатся правильно согласовывать имена существительные с числительными в роде, числе и падеже;

- дети научатся правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;

- дети научатся составлять небольшие рассказы с опорой на схему.

А также:

- сформируются определенные математические и пространственные представления;

- автоматизируется звук [Л] в конце и середине слов.

Описание карточек

   Карточки авторские, выполнены в программе Microsoft PowerPoint с использованием ресурсов Интернета. Распечатаны на фотобумаге формата А5 и заламинированы. Количество карточек - 71 штука. Комплект карточек представляет собой комплекс игр для решения различных задач: расширения словаря, отработки грамматических категорий и развития связной речи по лексической теме «Грибы».

Использование карточек

Хорошо известно, что любой материал легче усваивается детьми в игровой форме. Поэтому вся серия карточек построена на сюжете путешествия в гости к лесным жителям Ёжику, Белочке и их друзьям.

Карточки 1 - 5

Цель: расширить и обогатить словарный запас по лексической теме «Грибы».

Карточка 1 используется для ознакомления или закрепления названий грибов, на дифференциацию понятий съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы.

Вариант 1. Содержание: В лесу, где живет Ёжик, растет много грибов. Посмотри, как удивился Ёжик, увидев такое разнообразие! Давай рассмотрим, и назовем грибы. («Рассмотри и назови их», - в зависимости от цели: обучение или закрепление).

Вариант 2. Содержание: Посмотри, как испугался Ёжик! Это потому, что он увидел несъедобные грибы. Найди их.

Слова: боровик (белый гриб), подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, бледная поганка, опята, шампиньон, сыроежка*.

* - картинка с сыроежками специально подобрана так, чтобы дети усвоили, что сыроежки бывают со шляпками разного цвета.

Карточка 1

Карточка 2 используется для ознакомления или закрепления знаний о строении гриба.

Содержание: Старый дедушка Ёж рассказывает Белочке, как называются части гриба.

Слова: шляпка, ножка, грибница, споры.

Карточка 3 используется для образования имён прилагательных от слова «гриб» в разных родах.

Для этого на карточке изображена ассоциативная схема:

Кастрюля - Сорока сварила грибной суп (мужской род).

Сковорода - Сорока приготовила грибное жаркое (средний род).

Пицца - У Сороки есть грибная пицца (женский род).

Лес - Сорока рассказала, что за рекой есть грибной лес (мужской род).

Грибы - Сорока рассказала про грибное место (средний род).

Поляна - Сорока знает, где есть грибная поляна (женский род).

Содержание: Сорока-Белобока рассказывает Белочке, где она летала и что она варила. Можно использовать потешку «Сорока-Белобока кашу варила…».

Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять словосочетания со словом «грибной» в разных падежных окончаниях. Например,

- Куда летала Сорока? Сорока летала в грибной лес, на грибное место, на грибную поляну.

- Чем угощала Сорока? Сорока угощала грибным супом, грибным жарким, грибной пиццей.

Карточка 4 используется для ознакомления или закрепления слов-действий, которые можно совершать с грибами; для образования новых слов.

Содержание: Ёжик набрал в лесу грибы и задумался, что же и ними сделать. Какие грибы у него получатся?

Слова: варить - варёные, жарить - жареные, мариновать - маринованные, солить - соленые, запекать - запеченные, сушить - сушеные.

Карточка 5 используется для ознакомления или закрепления названий блюд, приготовленных из грибов.

Содержание: Посмотри на картинки и скажи, что хочет приготовить Белочка из грибов.

Слова: суп, салат, подлива, запеканка, начинка для пирогов, пицца.

Карточки 2 -5

Карточки 6 - 15

Цель: образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; с помощью суффикса -ищ-; с разными падежными окончаниями; употребление притяжательных местоимений.

Карточка 6: гриб боровик.

Содержание: Ёжик и Белочка собирают в лесу грибы.

1. Белочка нашла боровик, а у Ёжика в корзине маленький… боровичок*.

*Ответы и вопросы на карточки с ядовитыми грибами будут звучать иначе, например, Ёжик не положил или Белочка прошла мимо и т.д.

2. Белочка нашла не боровик, а огромный … боровище.

3. Белочка нашла гриб и сказала: «Это мой боровик».

4. Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять существительные с разными падежными окончаниями. Например:

- Белочка нашла боровик, а у Ёжика нет… боровика.

- Белочка подошла к боровику.

- Белочка показывает на боровик.

- Белочка предлагает полюбоваться боровиком.

- Белочка говорит о боровике.

Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.

Карточка 7: бледная поганка; Карточка 8: сыроежка; Карточка 9: мухомор; Карточка 10: лисичка; Карточка 11: подберезовик; Карточка 12: волнушка; Карточка 13: подосиновик; Карточка 14: опёнок; Карточка 15: шампиньон.

Карточки 16 - 23

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Содержание: Белочка решила сделать запасы на зиму. Посчитай, сколько каких грибов она повесила сушить.

Образец ответа: Одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек. Белочка сушит пять сыроежек.

Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.

Карточка 16: пять сыроежек; Карточка 17: пять боровиков; Карточка 18: пять подберезовиков; Карточка 19: пять волнушек; Карточка 20: пять лисичек; Карточка 21: пять опят; Карточка 22: пять подосиновиков; Карточка 23: пять шампиньонов.

Карточки 24 - 31

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже; составление предложений с использованием союза «а».

Содержание: Посмотри и скажи, сколько каких грибов нашел Ёжик, а сколько его подружка Ёжиха. Сколько грибов они собрали вместе?

Образец ответа: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять (много) подосиновиков.

Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.

Карточка 24: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять подосиновиков.

Карточка 25: Ёжик нашел одну лисичку, а Ёжиха четыре лисички. Они собрали пять лисичек.

Карточка 26: Ёжик нашел один опёнок, а Ёжиха четыре опёнка. Они собрали пять опят.

Карточка 27: Ёжик нашел три волнушки, а Ёжиха две волнушки. Они собрали пять волнушек.

Карточка 28: Ёжик нашел две сыроежки, а Ёжиха три сыроежки. Они собрали пять сыроежек.

Карточка 29: Ёжик нашел четыре подберезовика, а Ёжиха один подберезовик. Они собрали пять подберезовиков.

Карточка 30: Ёжик нашел три шампиньона, а Ёжиха два шампиньона. Они собрали пять шампиньонов.

Карточка 31: Ёжик нашел два боровика, а Ёжиха три боровика. Они собрали пять боровиков.

Карточки 32 - 41

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Для большей наглядности использования карточек опишу на примере одной из них.

Содержание: Ёжик отправился за грибами. Посмотри и скажи, сколько каких грибов он нашел.

Образец ответа: Ёжик нашёл один подберезовик, две волнушки, пять боровиков.

Задавая вопросы можно добиться от детей употребления словосочетаний с разными падежными окончаниями. Например:

- Каких грибов не заметил Ёжик? (Ёжик не заметил одного подберезовика, двух волнушек, пяти боровиков)

- К каким грибам подошел Ёжик? (Ёжик подошел к одному подберезовику, двум волнушкам, пяти боровикам)

- Какими грибами любуется Ёжик? (Ёжик любуется одним подберезовиком, двумя волнушками, пятью боровиками)

- О каких грибах Ёжик расскажет Белочке? (Ёжик расскажет об одном подберезовике, двух волнушках, пяти боровиках).

Карточка 32: один подберезовик, две волнушки, пять боровиков;

Карточка 33: один опёнок, три подберезовика, пять лисичек;

Карточка 34: одна поганка, пять мухоморов;

Карточка 35: два шампиньона, четыре опёнка, пять сыроежек;

Карточка 36: один боровик, три лисички, пять подосиновиков;

Карточка 37: один подосиновик, три боровика, четыре волнушки;

Карточка 38: два мухомора, пять поганок;

Карточка 39: один шампиньон, четыре сыроежки, пять подберезовиков;

Карточка 40: одна сыроежка, два подосиновика, три опёнка;

Карточка 41: одна волнушка, две лисички, много опят.

Карточки можно использовать и на дифференциацию съедобных и ядовитых грибов.

Содержание: Отбери карточки, на которых Ёжику попались несъедобные грибы.

Карточки 42 - 65

Цель: составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, из-за.

Содержание: Ребенку предлагается составить предложение, используя картинки и схемы, изображенные на карточке. Перед составлением предложения с детьми уточняется, как выглядят схемы предлогов и что обозначает «стрелочка» - любое слово-действие.

Образец ответа: Ёжик положил боровик в корзину.

Карточка 42: Ёжик положил (спрятал, убрал, засунул) боровик в корзину.

Карточка 43: Ёжик выложил (вынул, убрал, выкинул) боровик из корзины.

Карточка 44: Белочка …. лисичку в бочку.

Карточка 45: Белочка …. лисичку из бочки.

Карточка 46: Зайчик … подберезовик в банку.

Карточка 47: Зайчик … подберезовик из банки.

Карточка 48: Ёжик нашел (увидел, заметил) опят на пне.

Карточка 49: Ёжик … опят с пня.

Карточка 50: Зайчик … подосиновик на бревне.

Карточка 51: Зайчик … подосиновик с бревна.

Карточка 52: Белочка …. подберезовик на коряге.

Карточка 53: Белочка …. подберезовик с коряги.

Карточка 54: Белочка …. сыроежку под ёлкой.

Карточка 55: Белочка …. сыроежку из-под ёлки.

Карточка 56: Ёжик … подосиновик под деревом.

Карточка 57: Ёжик … подосиновик из-под дерева.

Карточка 58: Зайчик … подберезовик под березой.

Карточка 59: Зайчик … подберезовик из-под березы.

Карточка 60: Зайчик … опят за камнем.

Карточка 61: Зайчик … опят из-за камня.

Карточка 62: Ёжик … волнушку за пнём.

Карточка 63: Ёжик … волнушку из-за пня.

Карточка 64: Белочка …. шампиньон за ёлкой.

Карточка 65: Белочка …. шампиньон из-за ёлки.

Карточки 66 - 67

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;

составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, 

из-за; развитие внимания.

Содержание:

1. Посчитай, сколько на поляне выросло поганок (мухоморов).

Образец ответа: Одна поганка, две поганки и т.д.

2. Скажи, где выросли поганки (мухоморы).

Образец ответа: Поганка выросла за камнем, под деревом и т.д.

3. Назови, какие съедобные грибы ты нашёл.

Образец ответа: Я нашел две лисички, один боровик и т.д.

Карточки 68 - 70

Цель: образование глаголов прошедшего времени; развитие связной речи; автоматизация звука [Л].

Содержание: Детям предлагается рассмотреть схему и составить небольшой рассказ, про то, как Ёжик* ходил в лес за грибами.

* Ёжик - употребление глаголов прошедшего времени, мужского рода. Белочка - женский род. Зверята - множественное число.

Вариант 1 - составление простых предложений.

Дерево - Ёжик в лес пошёл (пошла, пошли).

Гриб - Ёжик гриб нашёл.

Нож - Ёжик грибы срезал.

Корзина - Ёжик положил грибы в корзину.

Дом - Ёжик принес грибы домой.

Кран - Ёжик грибы помыл и почистил.

Кастрюля - Ёжик сварил грибной суп.

Тарелка - Ёжик съел грибной суп.

Вариант 2 - составление распространенных предложений и обобщение знаний.

Дерево - Ёжик в грибной лес пошёл, на грибную поляну вышел, грибное место нашёл.

Гриб - Ёжик нашёл: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Нож - Ёжик срезал: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Корзина - Ёжик положил в корзину: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Дом - Ёжик принес домой: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Кран - Ёжик почистил и помыл: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Кастрюля - Ёжик сварил грибной суп, пожарил грибное жаркое, испек пироги с грибной начинкой.

Тарелка - Ёжик съел и угостил друзей: грибным супом, грибным жарким, пирогами с грибной начинкой.

Карточка 71

Цель: Развивать навык звукового анализа слов.

Содержание: Детям предлагается помочь Ёжику подписать банку. Например, с помощью звуковой схемы написать слово «грибы», «боровики», «лисички». Так как карточки заламинированы, то надписи легко стираются, и карточка используется несколько раз.

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Умничка!!!! Замечательные, яркие карточки! Одно удовольствие заниматься по такому материалу!!!! Супер!!!!

4 March 2019

Ирина Геннадьевна, спасибо большое за Ваш отзыв!!! Очень приятно, когда твой труд оценили! Вдвойне приятно это слышать от коллеги!:)

4 March 2019

Многофункциональные карточки, в работе воспитателя необходимое оборудование. Можно использовать в разных дидактических играх. Спасибо.

4 March 2019

Столько труда! столько времени за компьютером! Все продумано до мелочей, педагогически верно. Высший балл!

4 March 2019

Поздравляю с победой!

2 April 2019

Наталья Владимировна, поздравляю с победой в конкурсе!!!! Так держать!!!!

2 April 2019

Елена Николаевна, спасибо! Взаимные поздравления! Дальнейших творческих побед!!!:)

2 April 2019

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

2 April 2019

Ольга Анатольевна, спасибо за поздравление!

2 April 2019

Поздравляю с победой!!

10 April 2019

ОТЛИЧНО!!!! В копилку!

8 July 2019

Чудная работа, Даже поиграть охота!

19 March 2020

Марина Юрьевна, спасибо за отзыв и добрые слова!

20 March 2020