Обучающие карточки по лексической теме «Грибы»
Обучающие карточки по лексической теме «Грибы».
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что в логопедических группах компенсирующей направленности реализация поставленных целей и задач строится на изучении различных лексических тем. Во время изучения каждой темы педагогом намечаются:
- словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении;
- различные грамматические категории;
- типы предложений и уровень требований, предъявляемый к самостоятельной речи детей.
Планируя и готовясь к изучению с детьми новой лексической темы, педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как нехватка именно дидактического материала для реализации поставленных целей и задач, что ведет к суживанию поля деятельности работы с детьми. Одна из таких лексических тем - «Грибы». Проанализировав множество литературы, было замечено, что для изучения этой темы очень мало наглядного материала при изобилии лексического. В основном это пособия на развитие номинативного словаря (изучение названий грибов) или на дифференциацию грибов: съедобные, ядовитые. Таким образом, возникла необходимость создания дидактического материала по данной лексической теме.
Цель: развивать все компоненты речи детей на лексической теме «Грибы».
Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас речи детей.
2. Совершенствовать грамматический строй речи:
- образование и правильное использование имён прилагательных;
- образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- образование имён существительных с помощью суффикса -ищ-;
- образование имён существительных с разными падежными окончаниями;
- образование имён существительных множественного числа Им. и Р. падежей;
- образование глаголов прошедшего времени;
- согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;
- употребление притяжательных местоимений;
- составление предложений с использованием союза «а»;
- составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за,
из-за.
3. Развивать связную речь.
4. Развивать навык звукового анализа слов.
5. Дифференцировать грибы: съедобные и ядовитые.
6. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
7. Развивать элементарные математические представления:
- количественный счет;
- счетные операции в пределах пяти, сравнение множеств;
- пространственные представления.
Данные карточки адресованы логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Карточками можно воспользоваться, как для изучения нового материала, его закрепления, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.
В зависимости от целей, задач и организации работы с карточками время их использования варьируется от 5 до 20 минут.
Ожидаемые результаты
- у детей расширится и обогатится словарный запас по лексической теме: «Грибы»;
- у детей выработается навык образования существительных разной морфологической сложности;
- дети научатся образовывать имена прилагательные в разных родах;
- дети научатся образовывать глаголы прошедшего времени;
- дети научатся правильно согласовывать имена существительные с числительными в роде, числе и падеже;
- дети научатся правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;
- дети научатся составлять небольшие рассказы с опорой на схему.
А также:
- сформируются определенные математические и пространственные представления;
- автоматизируется звук [Л] в конце и середине слов.
Описание карточек
Карточки авторские, выполнены в программе Microsoft PowerPoint с использованием ресурсов Интернета. Распечатаны на фотобумаге формата А5 и заламинированы. Количество карточек - 71 штука. Комплект карточек представляет собой комплекс игр для решения различных задач: расширения словаря, отработки грамматических категорий и развития связной речи по лексической теме «Грибы».
Использование карточек
Хорошо известно, что любой материал легче усваивается детьми в игровой форме. Поэтому вся серия карточек построена на сюжете путешествия в гости к лесным жителям Ёжику, Белочке и их друзьям.
Карточки 1 - 5
Цель: расширить и обогатить словарный запас по лексической теме «Грибы».
Карточка 1 используется для ознакомления или закрепления названий грибов, на дифференциацию понятий съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы.
Вариант 1. Содержание: В лесу, где живет Ёжик, растет много грибов. Посмотри, как удивился Ёжик, увидев такое разнообразие! Давай рассмотрим, и назовем грибы. («Рассмотри и назови их», - в зависимости от цели: обучение или закрепление).
Вариант 2. Содержание: Посмотри, как испугался Ёжик! Это потому, что он увидел несъедобные грибы. Найди их.
Слова: боровик (белый гриб), подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, бледная поганка, опята, шампиньон, сыроежка*.
* - картинка с сыроежками специально подобрана так, чтобы дети усвоили, что сыроежки бывают со шляпками разного цвета.
Карточка 1
Карточка 2 используется для ознакомления или закрепления знаний о строении гриба.
Содержание: Старый дедушка Ёж рассказывает Белочке, как называются части гриба.
Слова: шляпка, ножка, грибница, споры.
Карточка 3 используется для образования имён прилагательных от слова «гриб» в разных родах.
Для этого на карточке изображена ассоциативная схема:
Кастрюля - Сорока сварила грибной суп (мужской род).
Сковорода - Сорока приготовила грибное жаркое (средний род).
Пицца - У Сороки есть грибная пицца (женский род).
Лес - Сорока рассказала, что за рекой есть грибной лес (мужской род).
Грибы - Сорока рассказала про грибное место (средний род).
Поляна - Сорока знает, где есть грибная поляна (женский род).
Содержание: Сорока-Белобока рассказывает Белочке, где она летала и что она варила. Можно использовать потешку «Сорока-Белобока кашу варила…».
Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять словосочетания со словом «грибной» в разных падежных окончаниях. Например,
- Куда летала Сорока? Сорока летала в грибной лес, на грибное место, на грибную поляну.
- Чем угощала Сорока? Сорока угощала грибным супом, грибным жарким, грибной пиццей.
Карточка 4 используется для ознакомления или закрепления слов-действий, которые можно совершать с грибами; для образования новых слов.
Содержание: Ёжик набрал в лесу грибы и задумался, что же и ними сделать. Какие грибы у него получатся?
Слова: варить - варёные, жарить - жареные, мариновать - маринованные, солить - соленые, запекать - запеченные, сушить - сушеные.
Карточка 5 используется для ознакомления или закрепления названий блюд, приготовленных из грибов.
Содержание: Посмотри на картинки и скажи, что хочет приготовить Белочка из грибов.
Слова: суп, салат, подлива, запеканка, начинка для пирогов, пицца.
Карточки 2 -5
Карточки 6 - 15
Цель: образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; с помощью суффикса -ищ-; с разными падежными окончаниями; употребление притяжательных местоимений.
Карточка 6: гриб боровик.
Содержание: Ёжик и Белочка собирают в лесу грибы.
1. Белочка нашла боровик, а у Ёжика в корзине маленький… боровичок*.
*Ответы и вопросы на карточки с ядовитыми грибами будут звучать иначе, например, Ёжик не положил или Белочка прошла мимо и т.д.
2. Белочка нашла не боровик, а огромный … боровище.
3. Белочка нашла гриб и сказала: «Это мой боровик».
4. Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять существительные с разными падежными окончаниями. Например:
- Белочка нашла боровик, а у Ёжика нет… боровика.
- Белочка подошла к боровику.
- Белочка показывает на боровик.
- Белочка предлагает полюбоваться боровиком.
- Белочка говорит о боровике.
Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.
Карточка 7: бледная поганка; Карточка 8: сыроежка; Карточка 9: мухомор; Карточка 10: лисичка; Карточка 11: подберезовик; Карточка 12: волнушка; Карточка 13: подосиновик; Карточка 14: опёнок; Карточка 15: шампиньон.
Карточки 16 - 23
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Содержание: Белочка решила сделать запасы на зиму. Посчитай, сколько каких грибов она повесила сушить.
Образец ответа: Одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек. Белочка сушит пять сыроежек.
Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.
Карточка 16: пять сыроежек; Карточка 17: пять боровиков; Карточка 18: пять подберезовиков; Карточка 19: пять волнушек; Карточка 20: пять лисичек; Карточка 21: пять опят; Карточка 22: пять подосиновиков; Карточка 23: пять шампиньонов.
Карточки 24 - 31
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже; составление предложений с использованием союза «а».
Содержание: Посмотри и скажи, сколько каких грибов нашел Ёжик, а сколько его подружка Ёжиха. Сколько грибов они собрали вместе?
Образец ответа: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять (много) подосиновиков.
Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.
Карточка 24: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять подосиновиков.
Карточка 25: Ёжик нашел одну лисичку, а Ёжиха четыре лисички. Они собрали пять лисичек.
Карточка 26: Ёжик нашел один опёнок, а Ёжиха четыре опёнка. Они собрали пять опят.
Карточка 27: Ёжик нашел три волнушки, а Ёжиха две волнушки. Они собрали пять волнушек.
Карточка 28: Ёжик нашел две сыроежки, а Ёжиха три сыроежки. Они собрали пять сыроежек.
Карточка 29: Ёжик нашел четыре подберезовика, а Ёжиха один подберезовик. Они собрали пять подберезовиков.
Карточка 30: Ёжик нашел три шампиньона, а Ёжиха два шампиньона. Они собрали пять шампиньонов.
Карточка 31: Ёжик нашел два боровика, а Ёжиха три боровика. Они собрали пять боровиков.
Карточки 32 - 41
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Для большей наглядности использования карточек опишу на примере одной из них.
Содержание: Ёжик отправился за грибами. Посмотри и скажи, сколько каких грибов он нашел.
Образец ответа: Ёжик нашёл один подберезовик, две волнушки, пять боровиков.
Задавая вопросы можно добиться от детей употребления словосочетаний с разными падежными окончаниями. Например:
- Каких грибов не заметил Ёжик? (Ёжик не заметил одного подберезовика, двух волнушек, пяти боровиков)
- К каким грибам подошел Ёжик? (Ёжик подошел к одному подберезовику, двум волнушкам, пяти боровикам)
- Какими грибами любуется Ёжик? (Ёжик любуется одним подберезовиком, двумя волнушками, пятью боровиками)
- О каких грибах Ёжик расскажет Белочке? (Ёжик расскажет об одном подберезовике, двух волнушках, пяти боровиках).
Карточка 32: один подберезовик, две волнушки, пять боровиков;
Карточка 33: один опёнок, три подберезовика, пять лисичек;
Карточка 34: одна поганка, пять мухоморов;
Карточка 35: два шампиньона, четыре опёнка, пять сыроежек;
Карточка 36: один боровик, три лисички, пять подосиновиков;
Карточка 37: один подосиновик, три боровика, четыре волнушки;
Карточка 38: два мухомора, пять поганок;
Карточка 39: один шампиньон, четыре сыроежки, пять подберезовиков;
Карточка 40: одна сыроежка, два подосиновика, три опёнка;
Карточка 41: одна волнушка, две лисички, много опят.
Карточки можно использовать и на дифференциацию съедобных и ядовитых грибов.
Содержание: Отбери карточки, на которых Ёжику попались несъедобные грибы.
Карточки 42 - 65
Цель: составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, из-за.
Содержание: Ребенку предлагается составить предложение, используя картинки и схемы, изображенные на карточке. Перед составлением предложения с детьми уточняется, как выглядят схемы предлогов и что обозначает «стрелочка» - любое слово-действие.
Образец ответа: Ёжик положил боровик в корзину.
Карточка 42: Ёжик положил (спрятал, убрал, засунул) боровик в корзину.
Карточка 43: Ёжик выложил (вынул, убрал, выкинул) боровик из корзины.
Карточка 44: Белочка …. лисичку в бочку.
Карточка 45: Белочка …. лисичку из бочки.
Карточка 46: Зайчик … подберезовик в банку.
Карточка 47: Зайчик … подберезовик из банки.
Карточка 48: Ёжик нашел (увидел, заметил) опят на пне.
Карточка 49: Ёжик … опят с пня.
Карточка 50: Зайчик … подосиновик на бревне.
Карточка 51: Зайчик … подосиновик с бревна.
Карточка 52: Белочка …. подберезовик на коряге.
Карточка 53: Белочка …. подберезовик с коряги.
Карточка 54: Белочка …. сыроежку под ёлкой.
Карточка 55: Белочка …. сыроежку из-под ёлки.
Карточка 56: Ёжик … подосиновик под деревом.
Карточка 57: Ёжик … подосиновик из-под дерева.
Карточка 58: Зайчик … подберезовик под березой.
Карточка 59: Зайчик … подберезовик из-под березы.
Карточка 60: Зайчик … опят за камнем.
Карточка 61: Зайчик … опят из-за камня.
Карточка 62: Ёжик … волнушку за пнём.
Карточка 63: Ёжик … волнушку из-за пня.
Карточка 64: Белочка …. шампиньон за ёлкой.
Карточка 65: Белочка …. шампиньон из-за ёлки.
Карточки 66 - 67
Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;
составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за,
из-за; развитие внимания.
Содержание:
1. Посчитай, сколько на поляне выросло поганок (мухоморов).
Образец ответа: Одна поганка, две поганки и т.д.
2. Скажи, где выросли поганки (мухоморы).
Образец ответа: Поганка выросла за камнем, под деревом и т.д.
3. Назови, какие съедобные грибы ты нашёл.
Образец ответа: Я нашел две лисички, один боровик и т.д.
Карточки 68 - 70
Цель: образование глаголов прошедшего времени; развитие связной речи; автоматизация звука [Л].
Содержание: Детям предлагается рассмотреть схему и составить небольшой рассказ, про то, как Ёжик* ходил в лес за грибами.
* Ёжик - употребление глаголов прошедшего времени, мужского рода. Белочка - женский род. Зверята - множественное число.
Вариант 1 - составление простых предложений.
Дерево - Ёжик в лес пошёл (пошла, пошли).
Гриб - Ёжик гриб нашёл.
Нож - Ёжик грибы срезал.
Корзина - Ёжик положил грибы в корзину.
Дом - Ёжик принес грибы домой.
Кран - Ёжик грибы помыл и почистил.
Кастрюля - Ёжик сварил грибной суп.
Тарелка - Ёжик съел грибной суп.
Вариант 2 - составление распространенных предложений и обобщение знаний.
Дерево - Ёжик в грибной лес пошёл, на грибную поляну вышел, грибное место нашёл.
Гриб - Ёжик нашёл: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Нож - Ёжик срезал: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Корзина - Ёжик положил в корзину: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Дом - Ёжик принес домой: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Кран - Ёжик почистил и помыл: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)
Кастрюля - Ёжик сварил грибной суп, пожарил грибное жаркое, испек пироги с грибной начинкой.
Тарелка - Ёжик съел и угостил друзей: грибным супом, грибным жарким, пирогами с грибной начинкой.
Карточка 71
Цель: Развивать навык звукового анализа слов.
Содержание: Детям предлагается помочь Ёжику подписать банку. Например, с помощью звуковой схемы написать слово «грибы», «боровики», «лисички». Так как карточки заламинированы, то надписи легко стираются, и карточка используется несколько раз.
Спасибо за внимание!
Панченко Ирина Геннадьевна
Бикина Наталья Владимировна
Любовь Витальевна
Мастина Ольга Валерьевна
Desteni
Бикина Наталья Владимировна
Артеменко Елена Николаевна
Бикина Наталья Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна
Бикина Наталья Владимировна
Перминова Елена Федоровна
Дементьева Ирина Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Бикина Наталья Владимировна