12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головина Татьяна Владимировна551
Работаю в коррекционном образовании более 20 лет. Имею опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуховой функции. Выделяю приоритетные вопросы в педдеятельности: создания оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и организация воспитательной работы.
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Воспитание детей с ОВЗ»
4

Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой.

Серьезная проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Сначала действие формируется как совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно. Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание) проводятся поэтапно, а затем объединяются, после чего можно перейти и к настоящим ботинкам.

Внимательно наблюдая за активностью ребенка, словами, жестами поощряют его любую его попытку самостоятельно выполнить то движение, которому обучают, иначе можно погасить те слабые проблески инициативы, которые затем грозят смениться полной пассивностью. Если ребенок научился надевать и снимать одежду, складывать и убирать ее в определенное место, значит, мы воспитали у него привычку к аккуратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения.

Часто приходится наблюдать, как родители, считая своего больного ребенка заведомо неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная точка зрения. Маленькие дети, страдающие нарушениями слуха, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т. п. Периодически меняются эти обязанности, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Выработать у ребенка, какие бы то ни было трудовые навыки можно, только многократно показывая все операции. Объяснять ребенку задания простыми, привычными для него словами и выражениями. При обучении аномальных детей используется такая характерная для них черта, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое (порой весьма продолжительное) время сам в состоянии справиться с заданием, но вам следует обязательно контролировать все его действия. Всячески надо поощрять стремление ребенка правильно выполнять работу. Не упускать из виду ни крупицы положительного отношения ребенка к заданию-' даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть нами отмечены.

Самообслуживание - первоначальная ступень трудового воспитания. Простейшие навыки самообслуживания. дети приобретают еще в дошкольном возрасте. В коррекционных школах преодоление существенных недостатков развития, коррекция и компенсация отклонений развития аномальных детей начинаются с привития им первичных навыков самообслуживания. Самообслуживание в коррекционных школах-интернатах вводится с первого года обучения и состоит из следующих видов бытового труда- соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места (I— II кл.), дежурство по уборке классов, спальни, коридоров, столовой (III—IV кл.). К дежурствам в столовой в школе для неслышащих и слабослышащих детей привлекаются главным образом обучающихся VI-XI кл., при этом обязательно учитывается состояние остаточного слуха. Формируется речь, расширяется и закрепляется словарь.

Ребенка нужно научить, не только правильно выполнять все действия, связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию. Привычка может возникнуть только в том случае, когда от ребенка изо дня в день требуют выполнения определенных действий (напр., уборка постели, сервировка стола, мытье рук и т. п.). К труду по самообслуживанию. в одинаковой степени следует приучать девочек и мальчиков. Умение обслуживать себя (стирать, гладить, шить и т. д.) необходимо тем и другим.

В современной школе самообслуживание получило широкое развитие. Его рассматривается как важное средство воспитания детей и молодежи в условиях повседневной жизни.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много-' различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Задача педагогов - помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность.

I. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);

- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника'-

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

Отзывчивый, умный, высокообразованный исследователь и сурдопедагог БД.Корсунская в своих работах и советах по воспитанию глухих дошкольников большое внимание уделяла воспитанию этих детей в семье. Она отмечала, что если ребенок не слышит, родители, страдая от горя, обрушившегося на семью, всеми силами стараются скрасить детство малыша, сделать его жизнь безмятежной и радостной, пока это в их силах. Конечно, это делается для ребенка, но не только. Это помогает и родителям переносить невзгоды. Оберегая свое дитя от трудностей, освобождая от обязанностей и ответственности, ничего не требуя и во всем потакая, родители должны понимать, что детство проходит, дети вступят в мир, в котором они должны будут работать, любить, создавать семью, растить детей, общаться с множеством людей. Как сложится их жизнь в этом мире, во многом зависит от личных качеств, но личность формируется сейчас, в семье, в детском учреждении. Глухой человек может и должен стать воспитанным, добрым и честным!

Б. Д. Корсунская писала это для родителей ребенка с нарушением слуха, но эти же слова, методики обучения могут и должны быть использованы и родителями, и педагогами при обучении детей с другими видами отклоняющегося развития.

На начальных этапах воспитания и обучения ребенка со сложной структурой нарушения первоочередной задачей является формирование у него навыков самообслуживания, таких, как умение пользоваться туалетом, формирование умения самостоятельно принимать пишу, без помощи взрослых одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. И родители должны это понять! Это — фундамент для построения системы педагогического воспитания и дальнейшего обучения каждого ребенка.

Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в отечественных научно-методических и лечебных центрах, предполагают в первую очередь обучение ребенка жизненно важным навыкам самообслуживания. Этим занимаются родители или сотрудники специализированных детских учреждений. Этот процесс неотделим от общения, воспитания и обучения. Однако достаточно часто и родители, и даже воспитатели в детских учреждениях не ставят перед собой задачу освоения именно этих навыков, тормозя тем самым, не только интеллектуальное развитие ребенка, но и процесс его адаптации и реабилитации в дальнейшем.

Опубликовано в группе «Воспитание детей с ОВЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.