Рабочая программа по дисциплине «Информатика» по специальности «Мобильная робототехника и мехатроника»

0
0
Материал опубликован 28 November 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ

(ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)

КГБ ПОУ ВМК ЦОПП














ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОД.п.01. Информатика
























п. Ванино

2022 г.



Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОД.п.01«Информатика» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1550 с учетом требований ФГОС СПО по специальности 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)»










Организация-разработчик:

«Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)»







Разработчики:

Молчан Александра Александровна, преподаватель КГБ ПОУ ВМК ЦОПП



Координатор (ответственный за разработку) – Тимербаева О.В.., заместитель директора по УР..







Программа учебной дисциплины ОД.п.01 «Информатика» общеобразовательного цикла по специальности 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)» рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла.

Протокол № ______________________




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2. Результаты освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4




8

3. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



11

4. условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



35

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И Контроль результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины




38


1. паспорт ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.п.01 «Информатика»


Область применения программы:

Программа учебной дисциплины ОД.п.01 «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 15.02.10 «Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)»

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования, программы подготовки специалистов среднего звена


1.2. Место учебной дисциплины:

Дисциплина ОД.п.01 «Информатика» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.


1.3. Цели общеобразовательной учебной дисциплины:


формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;

приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.


1.4. Общая характеристика учебной дисциплины:

Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемой специальности. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:

«Информационная деятельность человека»;

«Информация и информационные процессы»;

«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;

«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;

«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;

«Телекоммуникационные технологии».

Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.

Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.

Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемой специальности СПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ. При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

Изучение дисциплины «Информатика» направлено на формирование общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


1.5. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины:

Профильное изучение дисциплины осуществляется:

Более углубленным изучением некоторых тем, учитывая специфику осваиваемой специальности.

Активным использованием различных средств ИКТ.

Перераспределением часов с одной темы на другую без изменений содержания с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Путем отбора дидактических единиц программы по дисциплине «Информатика», знание которых будет необходимо в будущей профессиональной деятельности.

Путем увеличения объема и характера практических занятий, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием средств ИКТ.

Осуществлением межпредметных связей дисциплины с дисциплинами профессионального цикла.

Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности.


1.6. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

самостоятельной работы обучающегося 4 часа










































2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины ОД.п.01 «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


личностных:

чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

осознание своего места в информационном обществе;

готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.







































3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:


практические занятия

44

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

подготовка доклада

подготовка реферата

эссе

составление таблицы

подготовка презентации

составление схемы

решение задач

разработка буклета

4


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта












3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Информационная деятельность человека

10


Тема 1.1

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Содержание учебного материала:

6

2

1

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.


2

Основные этапы развития информационного общества.

3

Характеристика индустриального и информационного общества.

4

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности.

Практические занятия:

1. Информационные ресурсы общества.

2

3

Тема 1.2

Правовые нормы информационной деятельности человека

Содержание учебного материала:

4

2

1

Правовые нормы, относящиеся к информации.


2

Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

3

Биометрические системы защиты информации.

4

Методы защиты информации.

5

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программные продукты.

Раздел 2

Информация и информационные процессы

46


Тема 2.1

Подходы к понятию и измерению информации

Содержание учебного материала:

2


1

Основные подходы к определению понятия «информация».


2

2

Свойства информации (понятность, полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота).

3

Единицы измерения информации.

4

Определение количества информации.

Практические занятия:

2. Определение количества информации.

2

3

Тема 2.2

Дискретное представление информации

Содержание учебного материала:

6

2

1

Информационные объекты различных видов.


2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

3

Кодирование и декодирование информации.

4

Двоичное кодирование текстовой информации.

5

Кодирование растровых и векторных изображений.

6

Двоичное кодирование звука.

7

Представление видеоинформации.

8

Мультимедиа.

Практические занятия:

3. Двоичное кодирование текстовой информации.

4. Кодирование графической информации.

2

3

Самостоятельная работа:

Решение задач на тему «Кодирование информации».

1

3

Тема 2.3

Арифметические основы работы компьютера

Содержание учебного материала:

4

2

1

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.


2

Система счисления (СС). История развития систем счисления.

3

Позиционные и непозиционные СС.

4

Перевод числа из одной СС в другую.

5

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Практические занятия:

5. Представление информации в различных системах счисления.

6. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

2

3

Тема 2.4

Логические основы работы компьютера

Содержание учебного материала:

4

2

1

Алгебра логики.


2

Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция и отрицание.

3

Таблицы истинности.

4

Основные логические элементы.

Практические занятия:

7. Составление таблиц истинности логических функций.

2

3

Тема 2.5

Алгоритмы и способы их описания

Содержание учебного материала:

6

2

1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.


2

Способы записи алгоритмов.

3

Основные типы алгоритмических структур: следование, ветвление, цикл, выбор.

4

Вспомогательные алгоритмы.

5

Исполнитель Чертежник в среде программирования PascalABC.

6

Языки программирования, их классификация и развитие.



Контрольная работа №1

2

3

Практические занятия:

8. Составление линейных алгоритмов.

9. Составление разветвляющихся алгоритмов.

10. Составление циклических алгоритмов.

11. Программная реализация несложного алгоритма.

4

3

Тема 2.6

Хранение информационных объектов

Содержание учебного материала:

4

2

1

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях.


2

Определение объемов различных носителей информации.

3

Архив информации.

4

Программы-архиваторы.

Практические занятия:

12. Архивация данных.

13. Запись информации на внешние носители различных видов.

2

3

Раздел 3

Средства информационных и коммуникационных технологий

15


Тема 3.1

Архитектура компьютеров

Содержание учебного материала:

6

2

1

Архитектура компьютеров.


2

Основные характеристики компьютеров.

3

Магистрально-модульный принцип построения ПК.

4

Принцип открытой архитектуры.

5

Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

6

Виды программного обеспечения компьютеров.

7

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

Тема 3.2

Операционная система

Содержание учебного материала:

2

2

1

Операционная система: назначение и состав. Загрузка ОС.


2

История развития ОС.

3

Классификация ОС.

4

Графический интерфейс Windows (рабочий стол, меню, окно, пиктограмма, работа с мышью).

5

Файл. Типы файлов.

6

Файловые системы FAT, NTFS, HPFS. Одноуровневая и иерархическая файловые системы.

7

Путь к файлу.

8

Файловые менеджеры.

9

Операции над файлами и каталогами (создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование, изменение атрибутов файла, создание каталога, работа с группами файлов).

Практические занятия:

14. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

4

3

Самостоятельная работа:

Доклад «Файловые системы в Linux».

1

3

Тема 3.3

Компьютерные сети. Антивирусная защита информации

Содержание учебного материала:

2

2

1

Объединение компьютеров в локальную сеть.


2

Назначение и классификация локальных сетей.

3

Топологии локальных сетей.

4

Аппаратное и программное обеспечение локальных сетей.

5

Организация передачи данных в сетях.

6

Компьютерный вирус. Классификация вирусов.

7

Антивирусные программы. Меры по защите компьютера от заражения вирусами.

Практические занятия:

15. Антивирусная защита информации.

4

3

Раздел 4

Технологии создания и преобразования информационных объектов

34


Тема 4.1

Возможности настольных издательских систем

Содержание учебного материала:

2

2

1

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.


2

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

3

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Практические занятия:

16. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.

17. Внедрение в текстовый документ изображений и таблиц. Форматирование таблиц.

18. Работа со списками. Многоуровневые списки.

19. Работа с редактором формул.

20. Вставка в текстовый документ объектов WordArt и SmartArt.

10

3

Тема 4.2

Возможности электронных таблиц

Содержание учебного материала:

2

2

1

Назначение и функциональные возможности электронных таблиц.


2

Структура электронных таблиц.

3

Способы адресации ячеек.

4

Конструирование формул и управление вычислениями.

Практические занятия:

21. Создание и редактирование табличного документа в MS Excel. Организация вычислений.

22. Сортировка и фильтрация данных в MS Excel.

23. Построение диаграмм и графиков в MS Excel.

4

3

Тема 4.3

Базы данных и системы управления базами данных

Содержание учебного материала:

2

2

1

Назначение баз данных (БД) и систем управления базами данных (СУБД).


2

Классификация баз данных.

3

Реляционные БД. Структура БД.

4

Знакомство с СУБД MS Access.

5

Создание таблиц в режиме конструктора и с помощью шаблонов.

6

Добавление и удаление полей и записей.

7

Создание связей между таблицами.

8

Назначение и виды запросов.

9

Мультимедийные технологии.

Практические занятия:

24 Знакомство с СУБД MS Access. Создание таблиц. Добавление и удаление полей и записей.

25. Выборка данных с помощью фильтрации и запросов.

26. Использование форм в базе данных.

27. Создание отчетов.

.№28. Создание презентаций.

4

3


Самостоятельная работа:

Презентация «Создание запросов в MS Access».

Презентация «Работа с макросами в MS Access».

Доклад «Кнопочные формы в MS Access».

1

3

Раздел 5

Телекоммуникационные технологии

18


Тема 5.1

Технические и программные средства телекоммуникационных технологий

Содержание учебного материала:

2

2

1

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.


2

Интернет-технологии.

3

Способы подключения. Провайдер.

4

Скоростные характеристики подключения.

Практические занятия:

29. Настройка программы-браузера.

2

3

Самостоятельная работа:

Доклад «Интернет-технологии».

1

3

Тема 5.2

Передача информации между компьютерами. Поиск информации

Содержание учебного материала:

2

2

1

Передача информации между компьютерами.


2

Проводная и беспроводная связь.

3

Поиск информации с использованием компьютера.

4

Программные поисковые сервисы.

5

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Практические занятия:

30. Поиск информации на государственных образовательных порталах.

2

3

Тема 5.3

Создание и сопровождение сайта

Содержание учебного материала:

2

2

1

Структура сайта.


2

Этапы создания сайта.

3

Методы создания и сопровождения сайта.

4

Язык разметки гипертекста HTML.

Практические занятия:

31. Создание простейшей web-страницы. Форматирование текста.

2

3

32. Практические занятия:

Контрольная работа №2

2

3


Промежуточная аттестация:

ДЗ


Теоретических:

Практических:

Самостоятельная работа:

Итого:

56

44

4

114


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информационных технологий» (совмещенный).


Оборудование учебного кабинета:


компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет);

периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);

компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением для операционной системы Windows, системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика».

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологий и др.);

печатные и экранно-звуковые средства обучения.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2017.

Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2017.

Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2018.

Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2018.

Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2017.

Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2017.

Назаров С.В., Широков А.И.Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2018.

Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2016.

Парфилова Н. И., Пылькин А. Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2017.

Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2018.

Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2017.


Дополнительные источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Сулейманов Р.Р.Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012


Интернет-ресурсы:

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).

www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).

www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).

www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).




5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формируемые общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.

Классификация информационных процессов по принятому основанию.

Выделение основных информационных процессов в реальных системах

ОК1 – ОК9

Устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов

Информационная деятельность человека

Классификация информационных процессов по принятому основанию.

Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.

Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.

Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.

Использование ссылок и цитирования источников информации.

Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.

Владение нормами информационной этики и права.

Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

2.1. Представление и обработка информации

Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).

Знание о дискретной форме представления информации.

Знание способов кодирования и декодирования информации.

Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

2.2. Алгоритмизация и программирование

Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.

Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.

Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.

Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения.

Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.

Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

2.3. Компьютерное моделирование

Представление о компьютерных моделях.

Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей моделирования.

Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.

Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров

Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.

Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

3.1. Архитектура компьютеров

Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.

Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.

Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.

Выделение и определение назначения элементов окна программы

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

3.2. Компьютерные сети

Представление о типологии компьютерных сетей.

Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.

Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита

Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Реализация антивирусной защиты компьютера

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

4. Технология создания и преобразования информационных объектов

Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.

Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.

Умение работать с библиотеками программ. Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.

Пользование базами данных и справочными системами

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов

5. Телекоммуникационные технологии

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Знание способов подключения к сети Интернет.

Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.

Определение ключевых слов, фраз для поиска информации.

Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.

Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений.

Представление о способах создания и сопровождения сайта.

Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.

Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.

Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

ОК1 – ОК9

Устный опрос, тестирование, выполнение индивидуальных заданий, практических и контрольных работ, индивидуальных исследовательских проектов, подготовка рефератов, докладов




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.