12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Чухловина1084
Россия, Алтайский край, с.Сосновка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 2 класс разработана на основе примерной программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования с учетом авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир» курса УМК «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011 г.

Общая характеристика учебного предмета

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество), воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и системы общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира

2. Педацентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям – о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих учёных, деятелях искусства.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность, перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей. Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

– Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

– Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

– Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

– Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

– Человечество как многообразие народов, культур, религии.

– Международная основа мира на земле.

– Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.

– Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

– Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

– Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.

– Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

– Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

– Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

– Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.

 

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю, 34 учебных недели).

 

Результаты изучения курса

Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

 

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

— сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

 

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

 

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

— описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

 

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

 

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.

 

Тема

раздела

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

обучения

Освоение предметных

знаний

(базовые понятия)

УУД

(личностные и

метапредметные)

 

Р- регулятивные

П- познавательные

К – коммуникативные

Л- личностные

Введение. Что тебя окружает?

1.Что окружает человека.

Научатся работать с учебником и рабочей тетрадью; определять, что такое окружающий мир; понимать, что человек тоже тело живой природы, но его нужно рассматривать отдельно, как особо организован-

ный объект природы. Получат возможность научиться: отличать, какие объекты относятся к живой и неживой природе

Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; понимают, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа, уточняют понятия: «объект природы», «живая и неживая природа.

К.- рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Л.- Самоопределение- принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Кто ты такой?

2.Я, ты, он, она…все мы – люди.

Научатся находить внешние отличия одного человека от другого. Получат возможность научиться: составлять словесный портрет человека.

Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

3-4. Наши помощники – органы чувств.

Научатся определять органы чувств и понимать их необходимость для полноценной жизни человека. Получат возможность научиться определять роль и специфику разных органов чувств.

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения об органах чувств человека.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество.

Л.-Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе

 

5-6.

Поговорим о здоровье.

 

Научиться понимать, что такое здоровье, что хороший показатель органов чувств является показателем здоровья. Получат возможность научиться: научиться заботиться о своё здоровье.

Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о том, как заботится о своём здоровье.

К. – проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра во взаимодействии.

К.- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание.

Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие;

Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им.

 

7-8. Режим дня.

Научатся составлять режим дня. Получат возможность научиться: организовывать собственный труд и отдых.

Р.- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

П.- используют общие приёмы решения учебных задач; определяют время по часам как условие правильной организации труда и отдыха.

К.- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание.

Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»;

Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

 

9- 10.

Физическая культура.

Научатся: понимать возможность развития физических способностей и здоровьесбережения. Получат возможность научиться: правилам закаливания.

Р.- действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

П.- контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, осознают необходимость в развитии силы, ловкости и быстроты.

К.- предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Л.- Самоопределение- следуют норма здоровьесберегающего поведения; Нравственно-эстетическая ориентация- проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций.

 

11-13.

Почему нужно правильно питаться.

Научатся: определять полезные и вредные для здоровья продукты. Получат возможность научиться: определять, что полезно ест на завтрак, обед или ужин.

Р.- выполняют задание в соответствии с целью, отвечают на поставленный вопрос.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; обсуждают правила закаливания, осознавая, что занятия спортом тоже закаливают организм.

К.- строят понятные для партнёра высказывания.

Л. – Самоопределение — принимают установку на здоровый образ жизни.

 

14-15.

Почему нужно быть осторожным.

Научатся: соблюдать правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках; правила пользования транспортом.

Получат возможность научиться: называть свой домашний адрес; идти безопасным путём от дома до школы и обратно.

Р.- выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимают и сохраняют учебную задачу.

П.- анализируют путь от дома до школы: замечают опасные участки, знаки дорожного движения; различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

К.- реализуют в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие.

Кто живёт рядом с тобой.

(6ч)

16-18.

Что такое семья.

Научатся: понимать, что семья-это коллектив близких людей; определять членов семьи и количество поколений, проживающих в семье. Получат возможность научиться: определять и называть родственников.

Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; Смыслообразование- осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

19-21.

О правилах поведения.

Научатся соблюдать правила поведения. Получат возможность научиться: формулировать и соблюдать правила дружбы.

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о правилах поведения.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество.

Л. - Нравственно-эстетическая ориентация- ориентируются в поведении на принятые моральные нормы в поведении человека.

Россия –твоя Родина.

(13ч)

22. Родина – что это значит.

Научиться определять слова «родина», «отчизна», «родная сторона». Получат возможность научиться: понимать, что значит выражение «малая родина».

Р.- переносят навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют смысловое чтение; уточняют название нашей страны (Россия, Российская Федерация).

К.- предлагают помочь в сотрудничестве.

Л.- Нравственно-эстетическая ориентация- осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

 

23-24. Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

Научиться понимать, что история изучает прошлое; как учёные изучают прошлое. Получат возможность научиться: сравнивать слова «история» и «случай».

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о прошлом нашей страны.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество; строят монологическое высказывание.

Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

25-26.

Москва – столица России.

Научатся: перечислять главные достопримечательности нашей Родины. Получат возможность научиться: узнать об истории строительства российской столицы.

Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о достопримечательностях Москвы.

К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии.

Л.- Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им.

 

27. Города России.

Научатся пользоваться дополнительными источниками информации. Получат возможность научиться: готовить сообщения о старинных городах России и их достопримечательностях, используя дополнительные источники информации.

Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество.

Л.- Самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

28. Родной край – частица Родины».

Научатся рассказывать о родном крае. Получат возможность научиться: использовать дополнительные источники информации.

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о своей малой родине.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание.

Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

29-30.

Как трудятся россияне.

Научатся понимать, что труд необходим для жизни и благополучия людей, что трудом человека создаются ценности культуры. Получат возможность научиться: рассказывать о занятиях наших предков.

Р.- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

П.- используют общие приёмы решения учебных задач; определяют время по часам как условие правильной организации труда и отдыха.

К.- договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание.

Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

 

31. Все профессии важны.

Научатся понимать, что труд необходим для жизни и благополучия людей, что трудом человека создаются ценности культуры. Получат возможность научиться: различать профессии людей.

Р.- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно.

П.- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица) ; анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.

К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (готовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед с родителями, со старшими, родственниками, местными жителями).

Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

32-33. Мы- граждане России.

Научатся понимать, что каждый человек-гражданин какой-либо страны, он имеет права и обязанности, что каждый ребёнок как гражданин тоже имеет права. Получат возможность научиться: с основными правами и обязанностями граждан РФ.

Р.- действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

П.- контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о том, кто может стать гражданином государства.

К.- предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 

 

34. Россия – многонациональная страна.

Научатся понимать, что в России живёт более ста народностей. Получат возможность научиться:

Р.- действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

П.- контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; имеют представление о многонациональном составе РФ.

К.- предлагают помощь в сотрудничестве; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Л.-Нравственно-эстетическая ориентация- проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций.

Мы – жители Земли (9ч)

35-36. Твое первое знакомство со звездами.

 

37-38. Чем Земля отличается от других планет.

Научатся понимать, что звёзды имеют разный цвет, а Земля отличается от других планет, Луна является спутником Земли. Получат возможность узнать что думали люди о Солнечной системе в разные исторические эпохи.

Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о планетах Солнечной системы.

К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии.

Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие;

Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им.

 

39. В некотором царстве…

Научатся определять четыре царства живой природы. Получат возможность познакомиться с разнообразием живой природы.

 

Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач;

К.- предлагают помочь в сотрудничестве.

Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

 

40. Грибы.

Научатся определять названия грибов. Получат возможность познакомиться с разнообразием живой природы, съедобных и несъедобных грибов.

Р.- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно.

П.- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица) ; анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.

К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (готовить рассказ о съедобных и несъедобных грибах).

Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

41. Какие животные живут на Земле.

Научатся определять животных по классам по главным признакам. Получат возможность познакомиться с разнообразием животного мира.

Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о животных, живущих на Земле.

К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии.

Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие;

Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им.

 

 

42-43. Разнообразие растений

Научатся определять основные положения по теме урока: растение – живое существо; сходства и различия с животными. Получат возможность познакомиться с разнообразием растительного мира.

Р.- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно.

П.- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица) ; анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.

К.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовить рассказ о растениях.

Л.- Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

Природные сообщества (23ч)

44. Среда обитания – что это такое.

Научатся различать природные сообщества. Получат возможность познакомиться с понятиями «пищевая цепь».

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о прирдных сообществах.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание.

 

45. Лес и его обитатели. Экскурсия в лес.

Научатся различать разные виды леса. Получат возможность научиться определять лесные ярусы.

Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; К.- предлагают помочь в сотрудничестве.

Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

 

46.Деревья леса.

Научатся различать хвойные и лиственные деревья. Получат возможность научиться отличать деревья от других растений леса.

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о лесе.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание.

Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

47. Кустарники леса.

Научатся определять растения, относящиеся ко второму ярусу леса. Получат возможность научиться отличать кустарники от других растений леса.

Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

48-49. Травянистые растения леса.

 

Научатся определять ярус леса, на котором растут травянистые растения; находить отличия травянистых растений от кустарников и деревьев.

Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представление о лекарственных травах.

К.- предлагают помочь в сотрудничестве.

Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

 

50-54. Животные леса.

Научатся определять где и как животные строят себе жилища. Получат возможность научиться описывать внешние признаки животных леса.

Р.- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

П.- используют общие приёмы решения задач, определяют, как животные строят себе жилища.

К. – договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологические высказывания.

Л.- Самоопределение - принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности

 

55-56. Что мы знаем о воде. Экскурсия на водоём.

Научатся понимать, что вода –одно из самых важных в природе веществ; имеет разные состояния. Получат возможность научиться определят свойства воды с помощью опытов.

Р.- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

К.- строят понятные для партнёра высказывания; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Л.- Самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование - осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

57-61. Водоемы и их обитатели.

Научатся различать водоёмы (река, озеро, море).

Получат возможность узнать обитателей различных водоёмов.

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о водоёмах.

К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание.

Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

62-63. Луг и его обитатели.

Научатся рассказывать о своём крае.

Получат возможность научиться использовать дополнительные источники информации.

Р.- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий; контролируют выполнение учебных действий, вносят необходимые коррективы. П.- выделяют и формулируют познавательную цель; повторяют и расширяют сведения о лесе. К.- формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планируют учебное сотрудничество, строят монологическое высказывание. Л. - Нравственно-эстетическая ориентация – ориентируются на моральные нормы, принятые в обществе.

 

64-65. Поле и его обитатели

Экскурсия на поле.

Научатся понимать, что поле это природное сообщество растений и животных, за которыми ухаживает человек.

Получат возможность научиться определять, какие растения относятся к зерновым культурам.

Р.- планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке, для того чтобы и самому получить хорошие результаты, и не мешать успешной работе товарища.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представление о лекарственных травах.

К.- предлагают помочь в сотрудничестве.

Л.- Самоопределение- принимают образ «хорошего ученика»; Смыслообразование- осознают значение учебной деятельности.

 

66. Сад и его обитатели

 

Научатся определять, что сад – это природное сообщество растений и животных, за которыми ухаживает человек.

Получат возможность узнать о размножении садовых культур.

Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Готовят рабочее место для выполнения разных видов работ.

П.- осуществляют смысловое чтение; используют знаково-символичные средства для решения учебных задач; имеют представления о животных и растениях, обитающих в саду.

К.- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; координируют позицию партнёра во взаимодействии.

Л.- Самоопределение- осознают ответственность человека за общее благополучие;

Смыслообразование- понимают чувства других людей и сопереживают им.

Природа и человек.

67-68.

Человек – часть природы.

Научатся понимать, что человек – часть природы. Получат возможность узнать, почему необходимо беречь природу, и какие животные и растения нашей страны занесены в Красную книгу.

Р.- выполняют задания в соответствии с поставленной целью, ориентируются в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

П.- выделяют и формулируют познавательную цель; понимают, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа, уточняют понятия: «объект природы», «живая и неживая природа.

К.- рассказывают о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Л.- Самоопределение- принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник. 2 кл. Ч. 1, 2

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2

авторская программа по курсу «Окружающий мир»// автор Виноградова Н.Ф.,

Включён в федеральный перечень

Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.Вентана – Граф, 2015

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания.

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера)

Портреты выдающихся людей России(писателей, поэтов)

Таблица «Природные зоны»

Таблица «Круговорот веществ в природе»

Физическая картаполушарий.

Карта «Природные зоны»


 

Технические средства обучения

- магнитная доска;

-персональный компьютер;


 

Экранно- звуковые пособия

-авторские презентации Power Point;

-учебные фильмы и программы;

 

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование.

Термометр для измерения температуры воздуха.

Цифровой микроскоп

Натуральные объекты.

Коллекция полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения)

 

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.


 

Работа по данному курсу обеспечи­вается УМК

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник. 2 кл. Ч. 1, 2 -Вентана-Граф, 2013;

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Ч. 1, 2-Вентана-Граф, 2013;

Лихолат Т.В.. Наблюдаем и трудимся. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Вентана-Граф, 2017;

Виноградова Н.Ф. Тетрадь для проверочных и контрольных работ. Окружающий мир. 2 класс. Вентана-Граф, 2017;

Литвиненко С.В. Думаем и фантазируем. Рабочая тетрадь. Вентана-Граф, 2013;

авторская программа по курсу «Окружающий мир»// автор Виноградова Н.Ф.,

 

Медиатека

- мультимедийный учебник «Окружающий мир. 2 класс» издательства «Кирилл и Мефодий»;

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru

Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info

Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.