12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Петровна Чумак23
2

Организация подготовки к предметным олимпиадам как одна из форм работы с одаренными детьми

Организация подготовки к предметным олимпиадам

как одна из форм работы с одаренными детьми

Чумак Е.П.,учитель высшей русского

языка и литературы ГБОУ ЛНР

«Лутугинская

специализированная школа I-III cтупеней»

Предметная олимпиада – одна из форм внеурочной деятельности по предмету.

Когда учитель приступает к подготовке учеников к олимпиаде, всегда встает вопрос – с чего начать? Как зажечь огонёк в глазах ученика, без которого нельзя достичь успеха? Это тем более актуально, что новыми задачами современного образования стали отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

Олимпиады – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.

В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Таким образом, целями олимпиады по русскому языку и литературе являются:

· стимулирование интереса учащихся к предметам;

· выявление учащихся, интересующихся русской словесностью;

· оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе

русского языка и литературе;

· активизация творческих способностей учащихся;

·  повышение мотивации изучения предмета.

Отсутствие положительной динамики в результативности предметной олимпиады I-II-III этапов должно активизировать работу учителей в этом направлении, вывести ее на более продуктивный уровень. Материалы статьи представлены мною по принципу: «Выявление проблем и пути их решения». Анализ допущенных учащимися ошибок и недочетов позволяет определить круг вопросов, над которыми учителю-словеснику следует работать:

1. Поднять ценностный статус предметной олимпиады по русскому языку.

2. Расширять количество типов заданий по русскому языку и литературе при проведении I этапа предметных олимпиад.

3.Систематически работать с заданиями творческого, поискового, исследовательского характера, представленными в школьных учебниках.

4. Вводить в уроки русского языка и литературы олимпиадные задания, детально анализировать качество их выполнения.

5. Используя личностно ориентированные технологии, активнее вовлекать учащихся во внеклассную работу по предмету.

6. Следить за методическими рекомендациями НМЦ РО ЛНР и разработками олимпиадных заданий в методической прессе.

7. Формировать умения и навыки, связанные с работой над олимпиадными заданиями (умение оценить объем и глубину вопроса, увидеть в нем ключевое слово, выстраивать ассоциативные цепочки, использовать

межпредметные связи, обращать внимание на связь литературного произведения с произведениями других видов искусства, учитывать распределение баллов при оценке заданий).

8. Воспитывать творческого читателя, способного глубоко понимать, интерпретировать текст, проявлять сотворчество.

9. Учить школьников использовать различные виды

анализа художественных текстов (поэтических и прозаических).

10. Учить школьников « чувствовать» текст, помнить

о том, что текст диктует план анализа.

11. Формируя навыки, связанные с формой анализа текста,

нужно обращать внимание учащихся на следующие

моменты:

а) анализ текста - связное законченное высказывание;

б) анализ - не эссе;

в) анализировать текст нужно кратко, но емко;

г) не следует вольно интерпретировать текст; помнить о «веере интерпретаций»;

д) в « выводах» личное отношение не должно

доминировать над позицией автора.

12. Учить школьников видеть в произведениях различных жанров интертекстуальные переклички и ассоциативные связи.

13. Планировать и проводить работу ( на уроке и внеклассную) по изучению биографического материала. Писатель (поэт) должен быть узнаваем по информации о нем.

14. Учащиеся должны видеть образ автора (авторскую позицию) и его отношение к образам других повествователей в художественном тексте.

15. Формировать у учащихся навыки, связанные с определением сильных позиций текста: начало (название, эпиграф, посвящение, пролог) и конец

(эпилог, заключение).

16. Обращать внимание учащихся на связь приемов композиции с приемами языка.

17. Вырабатывать у учащихся умение видеть многоголосие языка художественного произведения, иметь представление о стилистике монолога.

18. При анализе художественного текста вырабатывать умение оттолкнуться от главного и яркого выразительного средства (образа) к анализу всего текста.

Особая роль в подготовке к предметным олимпиадам отводится исследовательской работе.

Проведение исследовательской работы в области русской словесности, особенно в классах среднего звена обучения, в классах невысокого потенциала, - непростая задача. Очень часто учитель испытывает затруднение в выборе темы исследования. Мой опыт работы показывает, что тема исследования зачастую находится в заданиях творческого и поискового характера, помещенных в учебнике. Успех и положительная динамика активности зависит от систематичности подобных заданий на уроках, создание интегрированных тем, побуждающих ученика увидеть “пользу двойную”. В самом начале работы не все остановят свой выбор на творческих заданиях, пойдут лёгким путём, но со временем обязательно включатся в микроисследования, которые перерастут в исследовательские работы и проекты. ​​​​​​​

Несомненно, реализация данных рекомендаций требует системного подхода в организации эффективной работы по предмету. Представленные материалы призваны помочь учителю - словеснику в этой работе.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.