12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гапонова Татьяна Алексеевна67 Россия, Новгородская обл., п.Крестцы |
Творческий отчет «Организация проектной деятельности в школе»
Организация проектной деятельности
в МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы Новгородской области
Гапонова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. В рамках ФГОС установлены требования к результатам образования: предметные, метапредметные и личностные.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа развития универсальных учебных действий. Она направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Исходя из Программы развития УУД в МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы созданы условия для формирования основ проектной и исследовательской деятельности.
Методической службой в школе рассмотрены вопросы по использованию проектной и исследовательской технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Проведены методические семинары, на которых учителя поделились опытом использования проектной технологии, в 2014-2015 году в учебный план внеурочной деятельности 7 класса введён курс «Основы проектной деятельности». Это был первый опыт по представлению и защите детских проектов. 7 обучающихся предпочли комплексной работе разработку учебного проекта. На защиту были предложены информационные, исследовательские, экспериментальные проекты. Результатом этой деятельности стала исследовательская работа «Кролик», занявшая в конкурсе «Зелёная планета» -2 место.
В связи с переходом на ФГОС СОО в рамках учебного плана в 10 классе реализуется элективный курс «Индивидуальный проект». Но деятельность в этом направлении начинается в начальной школе. Именно здесь закладываются основные результаты - сформированные умения:
наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, работать с различными источниками информации;
слушать и слышать собеседника;
критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми;
проявлять самостоятельность в обучении;
защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны;
отвечать за свои действия и их последствия
Учителями начальных классов проводится работа в рамках урочной и внеурочной деятельности. В начальной школе традиционно реализуется проект «Подарок дошкольнику». В рамках этого проекта выполнены подарки к Новому году.
В 2017-2018 году впервые в школе был проведён «Фестиваль проектов». Десятиклассницы и девятиклассники, планирующие поступление в 10-й класс, работали над предметными и междисциплинарными проектами. На Фестиваль было представлено 22 индивидуальных и коллективных проекта.
№ | Класс | Тема проекта | Проект выполнили | Руководитель проекта |
1 | 4 А | Русской речи государь под названием словарь | Коллективная работа | Широкова Е.Д. |
2 | 4 Б | Игра “Правила ПДД” | Индивидуальный | Романенко А. |
3 | 9 | Водная экология и гидробиология ручья “Белый” | Парный | Титова Е.С. |
4 | 9 | Красная книга Крестецкого района, раздел животные | Коллективная работа | Семенова И.В. |
5 | 9 | Выращивание кристаллов | Парный | Семенова И.В. |
6 | 9 | Земляки Н.А. Беляев | Парный | Вигунова Т.В. |
7 | 9 | Земляки Н.И. Барулин | Парный | Вигунова Т.В. |
8 | 9 | Тематический рубрикатор стихов Бориса Ефимова | Парный | Гапонова Т.А. |
9 | 9 | Языковой современный облик улицы Московской. | Коллективная работа | Гапонова Т.А. |
10 | 9 | Происхождение и значение русских фамилий | Коллективная работа | Андреева М.О. |
11 | 10 | Разрушенные храмы живы в нашей памяти | Парный | Титова Е.С. |
12 | 10 | Природные памятники Новгородской области | Индивидуальный | Титова Е.С. |
13 | 10 | Определение содержания витамина С (аскорбиновая кислота) в натуральном и консервированных соках | Индивидуальный | Семенова И.В. |
14 | 10 | Красная книга Крестецкого района, раздел растения | Индивидуальный | Семенова И.В. |
15 | 10 | Воины- интернационалисты | Индивидуальный | Вигунова Т.В. |
16 | 10 | Крестецкая строчка- гордость русская | Индивидуальный | Вигунова Т.В |
17 | 10 | Алгоритмы в нашей жизни | Индивидуальный | Михайлова Е.С. |
18 | 10 | История моей деревни | Индивидуальный | Николаева С.Б. |
19 | 10 | Дорога-призрак | Индивидуальный | Николаева С.Б. |
20 | 10 | Путеводитель по достопримечательностям известных городов Англии | Индивидуальный | Захарова И.В. |
21 | 10 | 10 лучших мест США | Индивидуальный | Захарова И.А |
22 | 10 | Путеводитель по Лондону | Индивидуальный | Захарова И.А. |
Анализируя проекты:
по количеству участников проекта, приходим к выводу, что десятиклассники, имеющие опыт такой работы предпочли индивидуальные проекты, а девятиклассники –парные проекты;
по доминирующему методу преобладают исследовательские проекты, практико-ориентированные и творческие проекты;
по продолжительности были представлены проекты средней продолжительности- 3 месяца.
по предметной направленности обучающиеся выбирали краеведческие, естественно-научные и экскурсионные проекты, на защите также были представлены экскурсионные проекты: «История моей деревни» и «Дорога-призрак»(2-е место в области).
Результатами такой деятельности являются не только сформированные умения, участие в исследовательских конкурсах, но и победы:
Год | Название конкурса | Название работы | Автор | Руководитель | Место/ уровень | |
2017-2018 | ||||||
«Отечество» | Леспромхоз | Матвеев Максим | Николаева С.Б. | 2м/область | ||
«Подрост» | Портфель | Ульянова Анастасия | Семёнова И.В. | 1м/область(на Всерос.конкурс) | ||
«Моя Россия» | Железнодорожный перегон Валдай - Крестцы | Барсова Юлия | Николаева С.Б. | Дипломант II степени/Всероссийский | ||
«Моя Россия» | История моей деревни | Афанасьева Мария | Николаева С.Б. | Дипломант II степени/Всероссийский | ||
«Жива Земля Новгородская» | История моей деревни | Афанасьева Мария | Николаева С.Б. | Участие /область | ||
«Жива Земля Новгородская» | Дорога -призрак | Барсова Юлия | Николаева С.Б. | 2м/область | ||
ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования п.2.1.4