12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гарцева Елена Ивановна40


Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение – Центр образования «Творчество»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Основы финансовой грамотности»






Нормативный срок обучения: 2 года



Классы: 10-11
























Екатеринбург

2022




Аннотация к рабочей программе элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

Нормативная база

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);

-Образовательная программа среднего общего образования ФГОС МБВСОУ ЦО «Творчество»;

-Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение






Литература:

1. Лавренова, Е. Б., Лавренёва О.Н. Финансовая грамотность. Современный мир : учебное пособие. — М.: «Просвещение», 2019.

2. Лавренова Е. Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. — М.: «Просвещение», 2019.

Интернет-ресурсы:

URL: http://vlfin.ru – сайт «Ваши личные финансы»

www.cbr.ru - сайт Банка России

www.banki.ru – информационный портал

www. sberbank.ru – сайт Сбербанка РФ

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедиапроектор, экран

Подключение к сети Интернет


Цели и задачи учебного предмета














Цели данного курса:

- содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Задачи:

- проинформировать обучающихся об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны;

- показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;

- способствовать формированию у обучающихся нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

- научить обучающихся основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.


Количество часов на изучаемый учебный предмет

70

Основные разделы учебного предмета

Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (10 ч)

Тема 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (12 ч)

Тема 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования (4 ч)

Тема 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч)

Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч)

Тема 6.Современный человек: как инвестировать в себя (3 ч)

Тема 7. Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности» (4ч)

Тема 8.  Банковские продукты (21ч.)

Тема 9.  Основы налогообложения.  (12ч.)


Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

        Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

Что такое современные деньги, их функции и какие риски их сопровождают; наличные и безналичные деньги, электронные деньги, иностранная валюта, квазиденьги, цифровые деньги, комиссии

Что такое семейный бюджет: как управлять им в современном обществе;

Что такое личный доход подростка и источники его формирования;

Что такое финансовые организации и их услуги;

Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться;

Как наладить взаимовыгодные финансовые отношения с государством.


Уметь:

использовать начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

понимать цели своих действий;

планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;

использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;

Изучение курса позволит обучающимся сформировать навыки:

принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

стремиться строить своё будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие семьи и государства




Содержание программы элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, технологии, математики. Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год)


Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч)

Деньги и их функции. Как работают деньги. Что позволяет деньгам выполнять свои функции, какие деньги можно назвать современными. Риски в мире денег. Свойства денег: ликвидность, долговечность, портативность, делимость.


Тема 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (6 ч.)

Современная семья и домашнее хозяйство. Особенности семейных финансов. Расходная часть семейного бюджета. Как разумно совершать покупки. Безопасные покупки в интернете. Защита прав потребителей. Доходная часть семейного бюджета. Как грамотно составить семейный бюджет.


Тема З. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования ( 4ч.)

Особенности правового статуса ребёнка. Личные доходы подростка. Как может работать подросток. Виды рабочих отношений. Особенности трудовых прав подростка. Какие налоги необходимо платить, когда работаешь.


Тема 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч.)

Финансовые организации и их услуги. Как грамотно выбрать вклад. Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться. Как накопить на свою мечту. Как грамотно выбрать страховой продукт. Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты. Как защитить свои права потребителя финансовых услуг.

Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч.)

Финансы современного государства. Какие налоги платят люди, проживающие в России. Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителями страны. Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет.


Тема 6. Современный человек: как инвестировать в себя (3ч.)

Что такое человеческий капитал. Какие факторы влияют на человеческий капитал. Как инвестировать в человеческий капитал. Как накапливать опыт и налаживать деловые связи. Что значит быть современным человеком.


Тема 7. Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности» 1 год обучения (4 ч.)


Тема 8.  Банковские продукты (21ч.)

Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.


Тема 9.  Основы налогообложения.  (12ч.)

         Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложения. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан.  Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.


Тема 10 Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности»


Календарно-тематическое планирование 1 год обучения


п/п

Разделы, темы

Количество часов


Тема 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч)


1

Деньги и их функции

1

2

Что делает деньги деньгами

1

3

Какие они, современные деньги

1

4

Риски в мире денег

1

5

Решение задач по теме: «Современные деньги»

1


Тема 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе ( 6 ч.)


6

Современная семья и её финансы

1

7

Что входит в расходную часть семейного бюджета

1

8

Как разумно совершать покупки

1

9

Откуда берутся доходы в семейном бюджете

1

10

Как грамотно составлять семейный бюджет

1

11

Решение задач

1


Тема 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования ( 4ч.)


12

Источники личного дохода подростка

1

13

Как может работать подросток

1

14

Какие налоги необходимо платить

1

15

Решение задач

1


Тема 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч.)



16

Финансовые организации и их услуги

1

17

Как грамотно выбрать вклад

1

18

Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться

1

19

Как накопить на свою мечту

1

20

Как грамотно выбрать страховой продукт

1

21

Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты

1

22

Как защитить свои права потребителя финансовых услуг

1

23

Решение задач

1


Тема 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч.)


24

Финансы современного государства

1

25

Какие налоги платят люди, проживающие в России

1

26

Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителями

1

27

Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет

1

28

Решение задач

1


Тема 6. Современный человек: как инвестировать в себя

( 3ч.)


29

Что такое человеческий капитал

1

30

Как инвестировать в человеческий капитал

1

31

Решение задач

1


Тема 7. Итоговые занятия курса «Основы финансовой грамотности» (4 ч.)


32

Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение задач

1

33

Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение задач

1

34-35

Диагностическая работа по финансовой грамотности

2


Итого

35 ч


Календарно-тематическое планирование 2 год обучения


п/п

Разделы, темы

Количество часов


Тема 8. Банковский продукт 21ч.


1

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

2-3

Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.

2

4-5

Условия кредита. Необходимые условия при оформлении кредита.

2

6

Что такое кредитная история заёмщика?

1

7-8

Расчёты размеров выплат по различным видам кредитов.

2

9

Виды платежей по кредитам

1

10-11

Виды депозитов, особенности и доходность

2

12-13

Условия депозитов. Способы начисления процентов по депозитам

2

14-15

Выбор банка. Открытие депозита.

2

16

Критерии надёжности банка. Условия открытия вклада

1

17

Валютный курс. Национальная валюта

1

18-19

Конвертируемость национальной валюты. н

2

20

Банковская карта. Дебетовая и кредитная карты

1

21

Экскурсия в банк

1



Тема 9. Основы налогообложения в РФ 12 ч.


22

Налоговый кодекс РФ. Структура налоговой системы

1

23

Налоговое законодательство РФ

1

24

Виды налогов в РФ. Классификация налогов РФ

1

25

Принципы налогообложения

1

26

Налоговые льготы в РФ. Назначение налоговых льгот.

1

27

Порядок и основания предоставления налоговых льгот

1

28-29

Обязанность и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов

2

30-31

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

2

32-33

Экскурсия в налоговую инспекцию. Отдел учёта и работы с налогоплательщиками

2

34

Итоговое тестирование.

1

35

Итоговое занятие. Представление личного финансового плана

1


Итого

35 ч.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники

Гражданский Кодекс РФ

Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.

Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..

Налоговый Кодекс РФ

Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.

Дополнительная литература

Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.

Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.

А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.

В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014

5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.

6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014

Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.

В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.


13. Аннотация сайтов

1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru

Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.

2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru

Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.

3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru

Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.

МЦФО - http://mmcfo.ru

Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.

Школа личных финансов- www.familyfinance.ru

Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.

Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com

Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.

Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru

Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.

Основы финансовой грамотностиwww.finbas.ru

Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.

Первый финансовый портал Краснодарского края - www.finances26.ru Портал ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе той или иной региональной финансовой компании. Значительное место в материалах портала отведено теме повышения финансовой грамотности населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью.

Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru

Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.

Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru

Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.








Методические приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Итоговое тестирование (1 ч.) Тест для контроля знаний и умений

Контроль знаний проводится в форме стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.

Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.

Тест:

выполните задания с выбором ответа

(с одним или несколькими правильными ответами)

Условия выполнения задания:

1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин.

2. Вы можете воспользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

Задания с выбором ответа

Вопрос №1. Что такое финансовый план?

Варианты ответов:

1) исполнение Ваших желаний;

2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент;

3) предположение о том, что может произойти в будущем.

Вопрос№2. Что такое бюджет?

Варианты ответов:

1) сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели;

2) Ваши ежемесячные расходы;

3) план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые Вы зарабатываете.

Вопрос №3. Среднесрочная цель – это:

Варианты ответов:

1) Вы хотите достичь ее в течение следующего года;

2) Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет;

3) для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше.

Вопрос №4. Активы - это:

Варианты ответов:

1) квартплата;

2) банковские депозиты;

3) банковский кредит.

Вопрос №5. Налоговая ставка устанавливается в виде:

Варианты ответов:

1) налогового периода;

2) процентов;

3) твердых сумм.


Вопрос №6. Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию:

Варианты ответов:

1) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2) до 1 марта текущего года;

3) до 15 июня.

Вопрос №7. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете:


Варианты ответов:

1) 1000 рублей;

2) 2000 рублей;

3) 4000 рублей.

Вопрос №8. Расчет простого процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете:


Варианты ответов:

1) 1000 рублей;

2) 2000 рублей;

3) 4000 рублей.

Вопрос №9. Простой расчет сложного процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет:


Варианты ответов:

1) 21000 рублей;

2) 22000рублей;

3) 24200 рублей.

Вопрос №10. Накопительная часть пенсии формируется у граждан:


Варианты ответов:

1) старше 1955 года рождения;

2) с 1967 года рождения и моложе;

3) с 1980 года рождения.

Вопрос №11. Финансовая "подушка безопасности" -:


Варианты ответов:

1) обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай;

2) инвестиции в акции;

3) кредитная банковская карта.

Вопрос №12. Недвижимость - это:


Варианты ответов:

1) высоколиквидный актив;

2) низколиквидный актив;

3) все ответы правильны.

Вопрос №13. Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и при приобретении или строительстве имущества :

Варианты ответов:

1) при продаже имущества;

2) при приобретении имущества;

3) при строительстве имущества;

4) все ответы правильны.

Вопрос №14. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:

Варианты ответов:

1)индивидуальным предпринимателям;

2)физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам;

3)лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам или вознаграждение за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства;

4) все ответы правильны.

Вопрос №15. Эффективные способы снижения долгового бремени и коэффициента задолженности:


Варианты ответов:

1) снизить расходы;

2) зарабатывать больше денег;

3) занять деньги у друзей.

Вопрос №16. По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет погашения кредита не должен превышать :

Варианты ответов:

1) 30% от нее;

2) 50% от нее;

3) 70% от нее.

Вопрос №17. Телебанкинг – это:

Варианты ответов:

1)управление счетом при помощи телефона;

2) работа со счетом через персональный компьютер;

3)расчетные операции с помощью Интернета;

4) управление счетом при помощи портативных устройств.

Вопрос №18. Профицит бюджета - это:

Варианты ответов:

1) убытки;

2) прибыль;

3) расходы.

Вопрос №19. Инвестиционные активы имеют цель:

Варианты ответов:

1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже;

2) поддержание уровня жизни;

3) все ответы правильны.

Вопрос №20. Потребительские активы имеют цель:

Варианты ответов:

1) получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже;

2) поддержание уровня жизни;

3) все ответы правильны.








Ключи к тесту


1 - 2

11 - 1

2 - 3

12 - 2

3 - 2

13 - 4

4 - 2

14 – 4

5 – 2,3

15 – 1,2

6 - 1

16 - 2

7 - 2

17 - 1

8 - 3

18 -2

9 - 3

19 – 1

10 - 2

20-2










Календарно-тематическое планирование 1 год обучения


п/п

Разделы, темы

Количество часов


Тема 1 Банковские продукты 21 час


1

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

2

Ипотечное кредитование

1

3

Принципы кредитования

1

4-5

Условия кредитов. Необходимые документы при оформлении кредита

2

6

Что такое кредитная история заёмщика? Федеральный закон

«О кредитных историях»

1

7-8

Расчёты размеров выплат по различным видам кредитов

2

9

Виды платежей по кредитам

1

10-11

Виды депозитов. Особенность и доходность.

2

12

Условия депозитов. Способы начисления процентов.

1

13-14

Выбор банка. Критерии надёжности банка.

2

15

Условия открытия вклада

1

16

Экскурсия в банк

1

18-19

Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы.

2

20-21

Банковские карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная)

2


Тема 2 Основы налогообложения 12 ч


22-23

Налоговый кодекс РФ. Структура налоговой системы РФ

2

24-25

Виды налогов в РФ. Принципы налогообложения.

2

26-27

Налоговые льготы в РФ. Назначение, порядок и основания предоставления налоговых льгот.

2

28-29

Обязанность и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов

2

30-31

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги

2

32

Расчёт налогового вычета по НДФЛ. Расчёт НДС

1

33

Экскурсия в налоговую инспекцию.

1

34

Итоговый тест.

1

35

Итоговое занятие. Защита исследовательских и творческих работ

1


Итого

35














Итого

35 ч








10. Содержание программы элективного курса

«Основы финансовой грамотности»

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента. Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (70 часов в год)

Тема 1.  Банковские продукты (10ч.)

Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.

Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)

Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт

Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности  личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 4.  Основы налогообложения.  (8ч.)

         Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан.  Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 5. Личное финансовое планирование.  (8 ч)

Роль денег в нашей жизни.  Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.  Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.

Итоговый контроль по курсу.

11. Календарно-тематическое планирование

t1663507682aa.gif

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники

Гражданский Кодекс РФ 

Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.

Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9..

Налоговый Кодекс РФ

Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая неделя": обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. - 2008. - № 10.

Дополнительная литература

Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9.

Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.

А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  М.: Вита-Пресс, 2010 г.

В.С. Антономов «Введение в экономику». Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014

5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.

6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

И.В. Лисиц «Экономика, 1-2 часть. Учебник для 10-11 класса, М.: Вита-пресс, 2014

Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.

В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.

13. Аннотация сайтов

1.Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru

Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.

2.Академия личных финансов - www.homecredit.ru

Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.

3.Мои умные деньги- www.visa.com.ru

Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.

МЦФО - http://mmcfo.ru

Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.

Школа личных финансов- www.familyfinance.ru

Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.

Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com

Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.

Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru

Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.

Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru

Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.

Первый финансовый портал Краснодарского края - www.finances26.ru Портал ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе той или иной региональной финансовой компании. Значительное место в материалах портала отведено теме повышения финансовой грамотности населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью.

Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru

Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.

Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru

Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.

Методические приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Итоговое тестирование (1 ч.)

Тест для контроля знаний и умений

Контроль знаний проводится в форме  стандартизованных и ограниченных во времени электронных испытаний.

Вид применяемых контрольно-измерительных материалов - традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.

Тест:

выполните задания с выбором ответа

(с одним или несколькими правильными ответами)

Условия выполнения задания:

1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин.

2. Вы можете воспользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

Задания с выбором ответа

Вопрос №1.    Что такое  финансовый план?

Варианты ответов:

1)  исполнение Ваших желаний;

2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент;

3) предположение о том, что может произойти в будущем.

Вопрос№2.  Что такое бюджет?

Варианты ответов:

1)  сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели;

2)  Ваши ежемесячные расходы;

3)   план, показывающий, как тратить, копить и вкладывать деньги, которые Вы зарабатываете.

Вопрос №3.  Среднесрочная цель – это:

Варианты ответов:

1)   Вы хотите достичь ее в течение следующего года;

2)   Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет;

3)   для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше.

Вопрос №4.  Активы - это:

Варианты ответов:

1)  квартплата;

2)  банковские депозиты;

3)  банковский кредит.

Вопрос №5.  Налоговая ставка устанавливается в виде:

Варианты ответов:

1)  налогового периода;

2)  процентов;

3)  твердых сумм.

Вопрос №6.   Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию:

Варианты ответов:

1)  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

2)  до 1 марта текущего года;

3)  до 15 июня.

Вопрос №7.  Расчет простого  процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете:

Варианты ответов:

1)  1000 рублей;

2) 2000 рублей;

3)  4000 рублей.

Вопрос №8.   Расчет простого  процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете:

Варианты ответов:

1)  1000 рублей;

2) 2000 рублей;

3)  4000 рублей.

Вопрос №9.  Простой расчет сложного процента.  Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет:

Варианты ответов:

1)  21000 рублей;

2) 22000рублей;

3)  24200 рублей.

Вопрос №10.  Накопительная часть пенсии формируется у граждан:

Варианты ответов:

1)  старше 1955 года рождения;

2) с 1967 года рождения и моложе;

3)  с 1980 года рождения.

Вопрос №11.  Финансовая "подушка безопасности" -:

Варианты ответов:

1)  обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай;

2) инвестиции в акции;

3)  кредитная банковская карта.

Вопрос №12. Недвижимость - это:

Варианты ответов:

1)  высоколиквидный актив;

2)  низколиквидный актив;

3)  все ответы правильны.

Вопрос №13.  Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и при приобретении или строительстве имущества :

 Варианты ответов:

1)  при продаже имущества;

2)  при приобретении имущества;

3)  при строительстве имущества;

4) все ответы правильны.

Вопрос №14. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:

Варианты ответов:

1)индивидуальным предпринимателям;

2)физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам;

3)лицам, получающим вознаграждения по авторским договорам или вознаграждение за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства;

4) все ответы правильны.

Вопрос №15.  Эффективные способы снижения долгового бремени и коэффициента задолженности:

Варианты ответов:

1) снизить расходы;

2) зарабатывать больше денег;

3) занять деньги у друзей.

Вопрос №16.  По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет погашения кредита не должен превышать :

Варианты ответов:

1) 30% от нее;

2) 50% от нее;

3) 70% от нее.

Вопрос №17.  Телебанкинг – это:

Варианты ответов:

1)управление счетом при помощи телефона;

2) работа со счетом через персональный компьютер;

3)расчетные операции с помощью Интернета;

4) управление счетом при помощи портативных устройств.

Вопрос №18. Профицит  бюджета - это:

Варианты ответов:

1) убытки;

2) прибыль;

3) расходы.

Вопрос №19.  Инвестиционные активы имеют  цель:

Варианты ответов:

1)  получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже;

2)  поддержание уровня жизни;

3) все ответы правильны.

Вопрос №20. Потребительские  активы имеют  цель:

Варианты ответов:

1)  получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже;

2)  поддержание уровня жизни;

3) все ответы правильны.

Ключи к тесту

1 - 2

11 - 1

2 - 3

12 - 2

3 - 2

13 - 4

4 - 2

14 – 4

5 – 2,3

15 – 1,2

6 - 1

16 - 2

7 - 2

17 - 1

8 - 3

18 -2

9 - 3

19 – 1

10 - 2

20-2









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.