12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васюта Наталья Сергеевна83
Россия, Санкт-Петербург
0

Основы формирования адекватных межличностных отношений дошкольников

Васюта Наталья Сергеевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 83

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Основы формирования адекватных межличностных отношений дошкольников

Формирование адекватных межличностных отношений дошкольников в группе дошкольного учреждения является одним из условий их социализации. Полноценная коммуникация детей обеспечивает формирование представлений о культуре общения, нормах взаимодействия, при которых позиционируется уважение к другому человеку.

Коммуникативное взаимодействие детей дошкольного возраста в процессе общения является наиболее важными для его психического развития и занимает ведущее место в иерархической системе отношений, где на первое место выдвигается игровая деятельность, в ходе которой ребенок и окружающие его люди вступают в отношения сотрудничества [2]. Характерной особенностью всех типов отношений является то, что они осуществляются в контексте общей коммуникативной деятельности. Вступая в эти отношения, ребенок либо получает, либо добровольно берет на себя некоторую задачу, заранее предопределяющую характер его поведения в данной ситуации.

Отношения, в ходе которых ребенок и окружающие его люди выполняют одинаковые или сходные программы, не будучи связанные какими-либо внешними узами, называются отношениями партнерства [1]. Раскрывая особенности исходной ситуации развития ребенка, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что главная ее особенность состоит в опосредованном характере связей с окружающим миром: деятельность ребенка реализует его связи с человеком через вещи, а связи с вещами – через человека.

Группа дошкольников включает все основные признаки системы: здесь имеют место не только структурные, но и генетические связи, не только связи координации, но и субординации; здесь существуют особые управляющие механизмы; свойства частей определяются закономерностями, структурой целого. Важным признаком детской группы как системы является наличие в ней своеобразных блоков, подсистем.

В литературе выделяется тематика отношений в детском коллективе [2]:

1. Деловые, официальные отношения взаимоотношений зависимости, взаимной ответственности, возникающие и объединяющие ребят в процессе разнообразной совместной деятельности;

2. Неофициальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, специально формируемые в процессе формального и неформального общения детей и объединяющие их как членов одного коллектива;

3. Межличностные отношения избирательного характера, которые складываются на основе взаимного расположения, общих интересов отдельных детей.

Известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и особенности становления личности. Существуют деструктивные формы межличностных отношений (агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность дошкольников).

Рассмотрим характеристики межличностных отношений дошкольников с доминированием различных форм их проявления в коммуникативном поведении детей в процессе взаимодействия.

1. Агрессивные дети

Главной отличительной чертой данных детей является их отношение к сверстнику. Ребенок выступает как противник, конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Выделяют формы агрессивного поведения: агрессия как средство демонстрации себя (импульсивно-демонстративная форма проявления); агрессия как норма поведения в общении для достижения какой-либо конкретной цели; агрессия как самоцель (целенаправленно-враждебная форма проявления).

        2. Обидчивые дети

Феномен обиды у детей ярко начинает проявляться после пяти лет, что связано с появлением потребности в признании. Обида проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «Я».

Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». У данных детей наблюдается яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.

 3. Застенчивые дети

Самая распространенная проблема межличностных отношений детей – застенчивость. У данных детей замечается амбивалентное поведение, избирательность в контактах. Они испытывают эмоциональный дискомфорт. Наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Отношение к себе характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия и на оценки себя.

 4. Демонстративные дети

С пяти лет демонстрация ребенком своих преимуществ становится формой самоутверждения. Основной мотив – положительная оценка окружающих, с помощью которой ребенок удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Ребенок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ.

Несмотря на различия в поведении детей, в основе почти всех межличностных проблем лежат сходные внутриличностные основания [3]. Суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на своих предметных качествах (на оценке себя) или гипертрофированную самооценку. Внутренние причины, вызывающие устойчивый конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самих тяжелых и деструктивных переживаний человек. У многих детей отношение к сверстникам является неустойчивым: оно зависит от множества ситуативных факторов, поскольку сфера взаимоотношений находится в процессе интенсивного становления [4].

В связи с этим дошкольное образовательное учреждение должно быть ориентировано на преодоление сложностей в межличностных отношениях детей. Важно использовать различные средства по формированию социальных представлений дошкольников о правилах межличностного взаимодействия в коммуникативной сфере. Этому могут способствовать сюжетно-ролевые игры, художественная литература, театрализованная деятельность. Безусловно, воспитание у детей нравственных представлений в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками - сложный процесс. Тем не менее, широта контактов детей друг с другом, целенаправленная помощь со стороны взрослого в обеспечении эффективного взаимодействия дошкольников – необходимые составляющие коммуникативного поведения детей.

Литература:

 1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. -272 с.

2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

3. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. – Спб.: Речь, 2007. – 240 с.

4. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. – М.: Педагогика, 2000. – 189 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.