12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филичева Элеонора Владимировна17

Основы конституционного строя ЛНР

Цели:

Образовательная: дать представление о Конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина ЛНР.

Развивающая: способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа, самостоятельного поиска необходимой правовой информации, систематизации полученных знаний, аргументирования собственных суждений.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию и правовую культуру у учеников. Воспитывать осознанное уважение к основному закону страны.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: работа с документами.

Оборудование: текст Конституции ЛНР.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка отсутствующих.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос к классу:

- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово Конституция?

(заслушивание ответов учеников).

- Составьте ассоциативный ряд к слову Конституция.

(работа по составлению кластера).

Постановка цели и задач урока.

- Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, что вы можете и хотите узнать на данном занятии?

(Предполагаемые ответы: 1. Что такое права человека 2. Мои права и свободы как гражданина).


Изучение нового материала

Как вы помните, мы уже с вами знакомились с Конституцией ЛНР, которая является сегодня действующим основным законом государства.

Конституция Луганской Народной Республики — основной закон нашей республики; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории ЛНР политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина (записать в тетрадь).

Конституция была принята 18 мая 2014 года

Согласно действующей Конституции, ЛНР является демократическим, правовым и социальным государством, а её территория – единой и неделимой.

Источником власти в Луганской Народной Республике является её народ. Государственные языки – русский и украинский.

В главном законодательном документе ЛНР указаны права и свободы жителей республики и основные функции органов государственной власти.

Конституция ЛНР состоит из 10 глав и 86 статей.

В Конституции ЛНР различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Применительно к правам граждан в Конституции конкретно указывается «граждане имеют право». По отношению к правам человека употребляются формулы «каждый», «никто», «все».

Чаще всего права и свободы делятся на три основные группы: личные, политические, социально-экономические и культурные. По такому же принципу они классифицированы и размещены в Конституции ЛНР.

Работа со статьями Главы 2. «Защита прав и свобод человека и гражданина» Конституции ЛНР.

Личные права – это установленные и гарантированные Конституцией и законами ЛНР права, характеризующие положение личности в обществе и непосредственно связанные с личностью человека, удовлетворением его личных интересов (записать в тетрадь).

Личные права являются индивидуальными и не касаются состояния гражданства. К ним относят:

ст.14 (право на жизнь);

ст. 22 (право на свободу мысли и слова);

ст.14 (на уважение достоинства);

ст. 21 (свободу мировоззрения и вероисповедания);

ст.15 (на свободу и личную неприкосновенность);

ст.16 (в отношении переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции);

В связи с гарантией неприкосновенности жилища такое же требование применяется при необходимости проникновения в жилище или в иное владение лица и проведения в них осмотра или обыска (ст.18).

Различие между свободой мировоззрения и свободой вероисповедания состоит в том, что свобода вероисповедания предоставляет возможность исповедовать любую религию, а свобода мировоззрения – не исповедовать никакой, то есть придерживаться атеистических убеждений.

Политические права – это возможности человека участвовать в государственной и общественной жизни, влиять на деятельность различных государственных органов, а также политических партий.

Одним из наиболее значимых является то, что Граждане Луганской Народной Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Луганской Народной Республики имеют право в соответствии с Конституцией и законом Луганской Народной Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. (ст. 25).

К политическим правам также относятся: право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование в соответствии с законом (ст. 24).

Традиционными являются основные социально-экономические и культурные права.

Социально-экономические права – это возможности человека реализовать свои способности и приобретать средства для существования участвуя в производстве и распределении материальных благ.

Культурные права – это возможности сохранения и развития национальной самобытности, доступа к духовному достоянию человечества, его усвоения, использования и участия в дальнейшем развитии.

Согласно Конституции ЛНР к социально-экономическим и культурным правам относятся:

ст. 28 (право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами);

ст. 33 (право на жилище);

ст. 27 (право на предпринимательскую деятельность);

ст. 34 (право на охрану здоровья, медицинскую помощь);

ст. 30 (право на труд);

ст. 35 (право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду);

ст. 30 (право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов);

ст. 36 (право на образование);

ст. 30 (право на отдых);

ст. 37 (право на участие в культурной жизни);

ст. 32 (право на социальную защиту).

Конституционные права и свободы человека неразрывно связаны с его обязанностями по отношению к другим людям, обществу и государству. Поскольку выполнение обязанностей является одним из важнейших условий реализации конституционных прав и свобод, то этот вопрос также регулируется на уровне Основного Закона.

Конституционные обязанности регулируются закрепленными в Конституции правовыми нормами, которые определяют обязательное (желательное) для всех граждан и общества поведение человека и гражданина в государственно-правовой и социальной сферах.

Как и большинство демократических конституций, действующих в странах мирового сообщества, Конституция ЛНР ограничивается установлением минимума конституционных обязанностей. К ним относятся: обязанность граждан защищать Отечество, обязанность всех не наносить вред природе, обязанность каждого платить налоги и сборы. Обязанностью всех лиц, находящихся на территории нашей республики (независимо от гражданства), является неукоснительное соблюдение Конституции и законов ЛНР (ст. 49).

Этап проверки понимания учащимися нового материала.

- Итак, с каким документом мы с вами познакомились?

- На какие группы делятся права и свободы человека?

Закрепление.

Задание 1. Дмитрий учится в 10 классе, он интересуется математикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по обществознанию, он выкрикнул учителю:

- Вы - плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

- Дима, ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился педагог.

- У меня есть право свободно выражать своё мнение! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают! – гневно ответил ученик.

Рассмотрение ситуации.

Задание 2. Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие? (выписать в тетрадь).

Этап рефлексии.

Закончите предложения:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я приобрел…

я научился…

Подведение итогов, выставление оценок.

- Сегодня на уроке мы хорошо поработали и выяснили, что нет прав без обязанностей, а обязанности не могут существовать без прав.

Проводится самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Домашнее задание: написать сообщение по теме «Права и свободы подростков в ЛНР».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.