12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Ивановна Бардина77 Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург |
Рабочая программа «Основы риторики»
Пояснительная записка
Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Основы риторики (от мысли к слову)» разработана на основе авторской программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской «Риторика» для 5-11 классов, а также и в соответствии с ООП ООО (ФК ГОС) МБОУ «СОШ №1», УП МБОУ «СОШ № 1» на 2016-2017 учебный год.
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности шестиклассников.
Данная рабочая программа рассчитана на 17 академических часов. Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе, составляет 1 академический час в неделю.
Цели реализации программы:
- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровня общей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений и навыков ведения межкультурного диалога;
- совершенствование умений и навыков риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
- воспитание культуры речевого поведения (через обучение этикетным формам обращения, речевым моделям в споре, жанрам комплимента и похвального слова);
- овладение различными видами учебно-речевой деятельности, в том числе умению
редактировать собственный текст;
- воспитание культуры речевого общения, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
- подготовка обучающихся к общению в официальной и неофициальной обстановке;
- развитие творческих способностей, общительности, импровизации.
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
1. традиционная классно-урочная;
2. игровые технологии;
3. элементы проблемного обучения;
4. технологии уровневой дифференциации.
Учебное занятие содержит следующие компоненты:
1. введение теоретических сведений практическим путем через анализ
текстов, живое общение и т. д.;
2. риторическую практику, практику общения.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных учебных действий на межпредметном уровне.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Вводное занятие. Текст как продукт речевой (коммуникативной) деятельности, его признаки и особенности.
. | 6 | 1 |
2 | Типологии текстов (повествование, описание, рассуждение) | 2 | 1 |
3 | Жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т. д. | 2 | 1 |
4 | Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи | 2 | 1 |
5 | В чем состоит вежливость. Вежливая речь. Словесная вежливость. | 2 | 1 |
6 | Приветствие, прощание, благодарность, поздравление. | 2 | 1 |
7 | Слушание. Слушать и слышать. Правила для слушающего. Учимся слушать друг друга. | 2 | 1 |
8 | Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. | 2 | 1 |
9 | Говорение. Голос. Его окраска. Громкость. Темп. | 2 | 1 |
10 | Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка) | 2 | 1 |
11 | Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). | 1 | 1 |
12 | Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. | 1 | 1 |
13 | Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. | 1 | 1 |
14 | Этикетные средства в устной и письменной речи | 1 | 1 |
15 | Этикетные речевые жанры. | 2 | 1 |
16 | Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. | 2 | 1 |
17 | Описание предмета. | 2 | 1 |
Итого | 34 | 17 |
Содержание учебного курса
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность шестиклассникам познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации. Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное - повседневное); общение личное: один – один (два -три). Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Письменная речь. Способы правки текста. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная)
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В курсе риторики изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – обучающие анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые
части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Невыдуманный рассказ (о себе).
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.
Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты:
- Понимание значимости владения искусством слова для успешности в
профессиональной деятельности и межличностном общении.
- Стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить
собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать.
Метапредметные результаты:
- Владение всеми видами речевой деятельности;
- Применение приобретенных коммуникативных (риторических) навыков в
повседневной жизни;
- Организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Предметные результаты:
- Понимание риторики как науки, обеспечивающей успешность
человека в разных сферах жизнедеятельности;
- Владение всеми видами речевой деятельности: слушание и чтение;
говорение и письмо;
- Овладение навыками составления текстов различных жанров;
- Освоение базовых понятий риторики;
- Проведение риторического анализа образца текста;
- Умение общаться в соответствии с речевой ситуацией, в том числе и
импровизировать, соблюдая при этом критерий уместности использования речевого жанра.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Информационное обеспечение учебного курса
1. Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.
2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.
3. Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
4. Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре
речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
5. Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка,
литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта: Наука, 1998.
6. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.
7. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
8. Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.
9. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.
10. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М.,
1979.
11. Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А. Ладыженской и
В.Н. Мещерякова./ М.: Флинта: Наука, 1998.
12. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство
«Знание», 1995
13. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе.
Самара, 1994.
14. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
15. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | № | Название раздела. Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Планируемые виды деятельности учащихся | |
6А | 6Б | ТЕКСТ КАК ПРОДУКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||
07.09 | 02.09 | 1 | Вводное занятие. Текст как продукт речевой (коммуникативной) деятельности, его признаки и особенности.
. | 1 | Беседа | Составление тезисов Знакомство с программой курса |
14.09 | 09.09 | 2 | Типологии текстов (повествование, описание, рассуждение) | 1 | Практическое занятие | Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации. Оценивать соответствие чтения заданий установке. Работа с различными источниками информации. |
21.09 | 16.09 | 3 | Жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т. д. | 1 | Беседа | Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость. Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации. |
28.09 | 23.09 | 4 | Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи | 1 | Практическое занятие | Выступления с обзором подготовленной информации |
05.10 | 30.09 | 5 | В чем состоит вежливость. Вежливая речь. Словесная вежливость. | 1 | Практическое занятие | Оформление материалов Выступления с обзором подготовленной информации. |
12.10 | 07.10 | 6 | Приветствие, прощание, благодарность, поздравление. | 1 | Практическое занятие | Оформление и защита результатов своей работы. |
19.10 | 14.10 | 7 | Слушание. Слушать и слышать. Правила для слушающего. Учимся слушать друг друга. | 1 | Беседа | Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации. |
26.10 | 21.10 | 8 | Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. | 1 | Практическое занятие | Выступления с обзором подготовленной информации. |
09.11 | 28.10 | 9 | Говорение. Голос. Его окраска. Громкость. Темп. | 1 | Практическое занятие | Оформление материалов в виде диаграмм. |
16.11 | 11.11 | 10 | Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка) | 1 | Практическое занятие (групповое) | Искоренять ошибки в своей собственной речи. |
РЕЧЕВЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ | ||||||
23.11 | 18.11 | 11 | Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). | 1 | Беседа, практикум | Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации. |
30.11 | 25.11 | 12 | Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. | 1 | Практическое занятие | Работа с рисунками разной предметной направленности. |
07.12 | 02.12 | 13 | Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. | 1 | Практическое занятие | Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать. Оформление материалов в виде схем и рисунков. |
14.12 | 09.12 | 14 | Этикетные средства в устной и письменной речи | 1 | Практическое занятие (групповое) | Оформление и защита результатов своей работы. |
21.12 | 16.12 | 15 | Этикетные речевые жанры. | 1 | Практическое занятие | Работа со схемами и рисунками разной предметной направленности. |
28.12 | 23.12 | 16 | Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. | 1 | Практическое занятие | Оформление материалов в виде схем и рисунков. |
29.12 | 30.12 | 17 | Описание предмета. | 1 | Практическое занятие (групповое) | Оформление и защита результатов своей работы. |