12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Анастасия Валерьевна260
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Содержание дополнительной образовательной программы  «Юный информатик»

 

Пояснительная записка. 3

Особенности образовательной программы.. 3

Организация образовательного процесса. 6

Психологические особенности возрастной группы.. 7

Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности. 7

Учебно-тематический план. 7

Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса  10

Список  литературы.. 10

Перечень дидактических материалов. 11

 


Пояснительная записка

Спецкурс «Юный информатик» предназначен для учащихся 9 классов, которые изучали базовый курс информатики. Программа курса рассчитана на один год изучения, 76 часов. Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки учеников в области информатики и информационных технологий.

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации, условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках спецкурсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого. 

В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области необходи-мы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень учащихся, но и стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.

Целью дополнительных занятий по информатике является удовлетворение образовательных потребностей на основе использования информационных и коммуникационных технологий как средства предоставления доступа к обучению и способа обеспечения непрерывности этого процесса, необходимого для успешного вовлечения групп населения (воспитанников, педагогов, инвалидов) в информационное общество.

Управляющая подсистема осуществляет общее руководство профильной школой информатики.

Структура дополнительного образования по информатике позволяет учитывать разносторонние интересы и склонности воспитанников, а также уровень предварительной подготовки их на каждом этапе обучения. В связи с этим занятия по информатике должны быть разноуровневой образовательной системой.

 

Особенности образовательной программы

Данная программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях.

Данный курс основан на принципах построения учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете, принципами научности, системности, последовательности, наглядности, прочности знаний, доступности, индивидуального подхода, связи теории с практикой. Эти принципы применяются в процессе изучения информатики с учетом его специфики.

В соответствии с целью в школе по информатике реализуются следующие задачи: - создание условий для приобретения и совершенствования новых практических навыков и теоретических знаний в области информатики, информационных и коммуникационных технологий; - подготовка к использованию полученных знаний и умений, навыков в учебной и профессиональной деятельности; активизация интеллекта, формирование творческих, умственных способностей, развитие целостного мировоззрения индивида, позволяющего ему занять прочное положение в информационном обществе.

Обеспечивающая подсистема школы в рамках информатики представлена совокупностью компонентов, к которым относятся: информационное, техническое, математическое, программное, организационное обеспечение.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Информационное обеспечение - возможность доступа к материальным носителям информации, сформированность навыков работы с информацией - определяет систему средств и методов обучения.

Техническое обеспечение состоит из комплекса технических средств, предназначенных для функционирования профильной школы информатики.

Математическое и программное обеспечение образуется совокупностью математических моделей, алгоритмов и программ, предназначенных для реализации задач профильной школы информатики.

В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты. К системному программному обеспечению относятся комплексы программ для расширения функциональных возможностей компьютеров и усовершенствования контроля и управления процессом обработки данных. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность пакетов прикладных программ.

Организационное обеспечение содержит совокупность документов, устанавливающих правила обращения персонала с техническими средствами, учебные планы, программы.

К управляемой подсистеме относятся участники образовательного процесса. Участниками образовательного процесса профильной школы информатики являются: - обучающиеся: дети (воспитанники), специалисты системы дополнительного образования, а также люди с ограниченными возможностями здоровья; - педагогический состав профильной школы информатики: научные консультанты из числа ученых вузов, общеобразовательных учреждений города, специалисты в области информатики и информационных технологий, родители (законные представители).

Цель курса: реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий; подготовить к выбору профиля.

Задачи:

-     раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;

-     развивать у учащихся информационную культуру;

-     расширять и углублять знания учащихся в соответствии с содержанием основного курса информатики;

-     подготовить учащихся к систематическому изучению основ алгоритмизации и программирования;

-     развивать познавательную и творческую активность учащихся посредством выполнения занимательных заданий практического характера;

-     способствовать формированию у учащихся общеучебных умений.

Изучение курса будет способствовать:

-     повышению интереса учащихся к информационным и сетевым технологиям;

-     развитию познавательных способностей, самостоятельности и активности;

-     применению полученных знаний и умений в будущей учебе и работе.

Актуальность программы заключается во внедрении информационных технологий в разнообразные сферы деятельности, в том числе, как в учебную деятельность, так и интеллектуальное воспитание детей, на которых рассчитана данная программа.

Актуальность программы также обусловлена тем, что в настоящее время широко использубются «Облачных сервисы» и портативные устройства в образовательной детельности. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие навыков работы в новой мобильной среде. Существует потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач. При этом следует учитывать, что данная программа дополнительного образования детей направлена на:

        создание условий для развития ребенка;

        развитие мотивации к познанию и творчеству;

        обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

        приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

        профилактику асоциального поведения;

        создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

        интеллектуальное развитие личности ребенка;

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно -  создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ. Итоговый контроль реализуется в форме проверки собственных проектов учеников.

Презентация учащимися результатов своей деятельности позволяет им глубже осознать полученный в ходе исследования новый опыт, почувствовать значимость проделанной работы и овладеть навыками публичного общения.

Создание мультимедиа проектов способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Учащиеся охотно включаются в процесс создания проектов, работают длительно и устойчиво, проявляют выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремятся получить дополнительные сведения.

Значимость. Курс вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования, целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

Информатика все больше выступает, наряду с математикой, в качестве интегративного начала многих дисциплин. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 76 часов по два часа в неделю. Реализуется на базе МАОУ «СОШ № 56 УИМ» г. Магнитогорска.

При реализации настоящей программы предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 9 классов образовательных учреждений. Занятия проводятся в группах (10 человек) 1 раз в неделю по 2 урока.

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение учащимися  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

-          формирование уважительного отношения к иному мнению;

-          принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-          развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-          наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-          овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-          освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-          формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-          формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-          освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-          использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-          умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные:

-          использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

-          овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;

-          умения выполнять  и устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

-          приобретение навыков работы на компьютере.

 

Психологические особенности возрастной группы

Учитывая возрастные психологические особенности обучающихся 9. классов в учебном процессе будем опираться на наглядное представление информации; придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера. Учитывая задачу развития IT - компетенций, используем задания на анализ материала и его связи с жизнью. Организация занятий с периодическим переключением вида деятельности, будут использоваться интерактивные технологии.

В ходе занятий обучающиеся осуществляют активную познавательную деятельность за счет выполнения следующих типов заданий: на переход от образа к понятию, заданий на развитие творческого воображения и на переход от конкретного к абстрактному, на развитие логического мышления; содержащие противоречия, поиск ошибок в суждениях, проблемные задачи; организацию активного диалога; рефлексию; междисциплинарную интеграцию. Особое внимание уделяется работе в сети Интернет, направленную на самостоятельное получение информации при подготовке к новым проектам; а также при подготовке к конкурсам, олимпиадам. Такой подход способствует обучению работе в команде и взаимообучению.

Возрастные психологические особенности старшеклассников позволяют нам определить, что при построении воспитательно-образовательного процесса в этой возрастной группе необходимо обеспечить условия для продуктивной познавательной деятельности с учетом интересов, наклонностей и потребностей обучающихся; доступность, увлекательность занятий; содержательность занятий; использование интерактивных технологий; практико-ориентированность, вариативность заданий; выполнений заданий, требующих сравнения, смыслового анализа, определения связей и заданий на развитие творческого воображения с элементами самоконтроля; самостоятельную работу; междисциплинарную интеграцию; формирование потребностей обучающихся в овладении материалом; работу в сети Интернет; подготовку к конкурсам, олимпиадам.

 

 

 

Содержание курса

1.                  Особенности работы с социальными медиа  (8 ч)

 Обзор основных социальных площадок: LiveJournal («Живой Журнал»).Twitter.

Facebook. Вконтакте. Одноклассники. YouTube.  Инструменты продвижения в социальных медиа: Создание сообщества (бренд-группы). Создание и поддержка профилей (аккаунтов). Стимулирование активности в сообществах. Реклама в сообществах (группах). Работа на внешних площадках. Проведение SMO-аудита. Использование репутационных сервисов — сайтов и порталов.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- основные социальные площадки и их особенности;

- возможности Интернета в учебном процессе.

уметь:

- осуществлять поиск и отбор информации в Интернете;

- пользоваться сетевыми ресурсами (электронная почта, форум, телеконференция, блог, чат, видеочат);

- обмениваться информацией с друзьями.

2.                  Мастерство звукорежиссёра  (8 ч)

История звукозаписи. Микрофоны и их применение в звукозаписи Микшерные пульты Измерители уровня Динамическая обработка сигнала. Частотная обработка сигнала. Технология создания звуковой дорожки. Музыкально-шумовое решение программ. Технология озвучивания ТВ передач, дубляж художественных фильмов. Приборы пространственной обработки звукового сигнала. Назначение. Типы. Устройство и принцип работы. Основные приёмы работы. Приборы эффектов. Программа Sound Forge Pro 10.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- устройства, необходимые для работы со звуком;

- форматы музыкальных файлов;

- технологию «обрезки» музыкального файла.

уметь:

- производить операции над музыкальными файлами;

- оцифровывать звук;

- редактировать звуковой файл.

3.                  Программа MicrosoftPublisher (10 ч)

Создание и оформление публикации. Настройка параметров биллетеня. Добавление полей для ввода текста. Ввод графических объектов. Разработка и создание структуры буклета. Настройка параметров буклета. Создание структуры Web-сайта. Мастер создания Web-сайта. Вставка фона и звука. Редактирование Web-сайта. Создание таблицы. Создание гиперссылок. Инструменты программы. Сохранение.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- интерфейс программы;

- инструменты программы.

уметь:

- делать буклет и публикацию.

4.                  Информационная безопасность (5ч)

Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Антивирусные программы. Методы защиты от компьютерных вирусов. Безопасная работа в Интернете. Понятие информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности. Уровни защиты информации. Технологии преступлений и злоупотреблений. Меры защиты информации. Принципы и приемы защиты информации во время транспортировки по электронным сетям. Сетевая безопасность.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- понятие и угрозы информационной безопасности,

- уровни защиты информации,

- меры защиты информации,

- правовые акты и нормы по защите информации и авторского права,

- виды ПО,

- программно-технические меры по защите информации на ПК,

- принципы и приемы сетевой безопасности,.

уметь:

- использовать возможности ОС Windows XP для защиты информации;

- пользоваться архиватором и антивирусной программой;

- применять на практике меры профилактики и защиты информации.

5.                  Компьютерные технологии работы со видео (12 ч)

Введение в программу AdobePremiere.  Инструменты монтажа на ПК. Общие представления о программе монтажа PREMIERE. Принципы работы и интерфейс программы.   Настройка проекта.

Сбор материала для создания первого ролика.  Работа с изображением. Подготовка статичных изображений в программе Photoshop.  Подготовка трехмерных статичных изображений и анимации в программе 3D MAX. Микширование звука.  Отображение звуковой информации на экране.  Настройка общей громкости звука клипа.  Эффекты в видео. Фильтры. Работа с готовой продукцией. Выбор настроек экспорта.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- работу сканера;

- способы преобразования изображения;

- основные программы для работы над изображениями.

уметь:

- узнать о том, что такое «видеография», какие бывают виды видеографии, что предствляет собой профессия «видеограф»;

- узнать историю развития любительской кино-, а затем и видеосъемки;

- выполнять задание, связанное с освоением возможностей собственного компьютера в работе с видеофайлами.

6.                  Программа Macromedia Dreamweaver (15 ч)

Регистрация домена. Создание содержимого, структуру и дизайна (графического оформления) Web-страниц, Web-сайта и методов навигации по Web-узлу. Изучаются профессионально-ориентированные программы (HTML-редакторы), визуальные web-редакторы, дающие возможность создавать полноценный сайт. В ходе изучения данного модуля учащиеся выполняют итоговый информационный проект – сайта на выбранную тему. Конкретные темы проектных заданий могут быть предложены преподавателями различных школьных учебных дисциплин. Размещение сайта на хостинге.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- Этапы работы над Web-сайтом;

уметь:

- пользоваться гиперссылками;

- создавать Web-сайт и представлять его.

 

7.                  Google - документы  (10 ч)

Понятие «облачный» сервис. Общие принципы работы с google-документами. Хранилища файлов и совместный доступ. Типы google-документов. Сетевой документ разных типов. on-line опросник.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- Назначение «облачных» сервисов;

- Типы google-документов.

уметь:

- Создавать, оформлять документы, устанавливать уровень доступа к документу.

8.                  Мобильные технологии (8 ч)

Переносные компьютеров и другие портативные устройства

Компоненты переносного компьютера. Сходство и различие компонентов настольного и переносного компьютера. Настройка переносного компьютера. Сравнение различных стандартов мобильной связи. Методы профилактического обслуживания переносных компьютеров и портативных устройств. Устранение неполадок в работе переносных компьютеров и портативных устройств

 Ожидаемые результаты обучения

После прохождения темы учащиеся должны:

знать:

- Компоненты переносного компьютера;

- Сходство и различие компонентов настольного и переносного компьютера;

- Технологии беспроводной передачи данных.

уметь:

- Устранять неполадки в работе переносных компьютеров и портативных устройств.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Организация  исследовательских работ. Представлений проектов. Используемые в данном курсе технологии, такие как мультимедиа и проектная - мощный инструмент, позволяющий создавать сложные информационные структуры, программные продукты для какой-либо предметной области, используя многообразные формы представления информации. Они формируют у учащихся самостоятельность, критическое отношение к себе и товарищам, формирует межпредметные связи, повышают эффективность изучения предложенных модулей курса.

Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процес Список  литературы

1.                  TeachPro Microsoft Publisher 2010. Мультимедийный самоучитель. – Под ред. Г.Антонова. – Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (ММТ и ДО).

2.                  Горячев А.В., Шафрин Ю. А. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.

3.                  Гурин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб.: Кристалл, 2010.

4.                  Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.

5.                  Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

6.                  Зубрилин   А. А.   Викторины   по   информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.

7.                  Зубрилин А. А.   Занимательные  задачи  на  уроках  информатики // Информатика в школе:  Приложение к журналу «Информатика и образование». 2004. № 5.

8.                  Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий//Информатика и образование. 2012. №11.

9.                  Леонтьев В.П. Все о МРЗ: Ваша компьютерная фонотека. — М: ОЛМА-ПРЕССОбразование, 2005.—48 с: ил. — (Компьютер. Карманный справочник пользователя).

10.              Леонтьев В.П. Компьютер. Настольная книга школьника. – Олма Медиа Групп, 2007г.

11.              Леонтьев В.П. Обработка музыки и звука на компьютере. – М.: Олма-Пресс, 2005г.

12.              Павлова И. М. Практические задания для работы в графическом редакторе // Информатика и образование. 2012. № 10.

13.              Терещук В. А., Филиппова Г. Т. Информатика в школе. Pascal ABC в теории и на практике. Аверсэв, 2008.

14.              Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. М.: АСТ-Пресс,  2009.

ЭОР

15.              Антивирусные системы – обучение онлайн. http://compteacher.ru/antivirus/.

16.              Видеоуроки. Сообщество взаимопомощи учителей. http://pedsovet.su/load/272.

17.              Кирилл и Мефодий. Сетевые компьютерные практикумы. http://webpractice.cm.ru/

18.              Программы для обработки звука. Видеоуроки онлайн. http://compteacher.ru/sound/page/2/.

Перечень дидактических материалов

 

1. Практическая работа №1 «Создание сообщества (бренд-группы)»

2. Практическая работа №2 «Проведение SMO-аудита»

3. Практическая работа №3 «Микрофоны и их применение в звукозаписи»

4. Практическая работа №4 «Программа Sound Forge Pro 10»

5. Практическая работа №5 «Знакомство с программой Publisher»

6. Практическая работа №6 «Изучение возможностей Publisher»

7. Практическая работа №7 «Создание и оформление публикации»

8. Практическая работа №8 «Разработка и создание визитной карточки в программе

MS Publisher»

9. Практическая работа №9 «Использование Мастера создания веб-сайтов в Microsoft Publisher»

10. Практическая работа №10 «Работа с готовой продукцией»

12. Практическая работа №11 «Размещение сайта на хостинге»

13. Практическая работа №12 «Общие принципы работы с google-документами»

14. Практическая работа №13 «on-line опросник»

15. Практическая работа №14 «Настройка переносного компьютера»

 

 
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Стаценко Елена Николаевна, 21.12.16 в 07:50 0Ответить Пожаловаться
Добрый день. В большинстве школ стоит родительский контроль над социальными сетями, что делать в таком случае?
Князева Анастасия Валерьевна, 21.12.16 в 07:52 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Елена. Получать временный доступ к ряду сайтов, которые нужны для выполнения практических заданий.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.