12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сазонова Оксана Сергеевна2784
Работа-хобби, занимаюсь организацией конкурсной деятельности для педагогов ДОО и организаций доп образования, детей дошкольного возраста. Провожу методические объединения для воспитателей.
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Методисты ДОУ»
4

Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ступенями начального и дошкольного образования в условиях ФГОС

О.С.Сазонова

МБУ ДО ГППЦ «Потенциал»,

г. Барнаул


Основные ориентиры в осуществлении преемственности

между ступенями начального и дошкольного образования в условиях ФГОС

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности дошкольного и начального образования, о проблемах взаимодействия и пути повышения сетевого взаимодействия между образовательными организациями

Ключевые слова: ФГОС, преемственность, детский сад, школа, современный ученик, успешный выпускник, адаптация

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ограждает от понимания преемственности между детским садом и начальной школы, как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Преемственность - понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность. Первостепенным являются мотивы и желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания

Основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Система подготовки детей к школе рассматривается в нескольких направлениях:

Сотрудничество со школой

Взаимодействие с родителями

Система методической работы с педагогами по преемственности

Образовательная и воспитательная работа с детьми

Чтобы проследить преемственность между дошкольным и начальным образованием, было проведено анкетирование образовательных организаций г. Барнаула по вопросам текущего состояния взаимодействия.

В анкетировании приняли участие 201 организация, из них 133 ДОО, и 68 школ.

Текущее состояние преемственности ДОО и НОО в реальной практике образовательных учреждений, респонденты оценили как:

старшее звено учитывает достижения предыдущего звена - 27,1%;

старшее звено диктует свои требования предыдущему звену - 12,7%;

связь и согласованность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образования, обеспечивающие успешный переход ребёнка на следующую ступень образования - 55,7%;

свой вариант состояния преемственности на практике - 4,5 %

Основными формами взаимодействия детского сада и школы участники анкетирования указали следующие формы взаимодействия:

приглашение коллег на родительские собрания — 24%;

экскурсии для детей в школу —23 %;

совместные методические мероприятия — 15 %

приглашение коллег на дни открытых дверей — 10%;

посещение открытых занятий в детском саду — 9%;

посещение открытых уроков в школе —9%;

совместные образовательные проекты — 6%;

Наиболее используемыми формами являются: экскурсии для детей в школу, приглашение коллег на родительские собрания. Некоторые учреждения отмечали, что проведение мероприятия имеет разовый характер, целенаправленное взаимодействие детского сада и школы не осуществляется.

В целом участники образовательных отношений оценивают взаимодействие как «успешное», так 82% опрошенных имеют договор о взаимодействии, 26% реализовывают взаимодействие в полном объеме, 67% достигают частичной реализации и 90% респондентов привлекает идея сетевого взаимодействия.

Вместе с тем, анализ ответов показывает наличие на практике проблем преемственности.

К основным проблемам можно отнести следующее:

- отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования;

- подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием;

- воспитанники после дошкольной организации поступают в разные школы и взаимодействие типа «конкретная ДОО и конкретная школа» является недостаточно действенным;

- наличие кадровых проблем: отсутствие педагогов-психологов в ОУ;

- отсутствие методического сопровождения преемственности (нет методического объединения учителей и воспитателей);

- загруженность педагогов ДОО и школ;

- отсутствие сетевого взаимодействия детских садов и школ.

Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами;

работа с воспитанниками;

работа с родителями.

Наиболее эффективными, для осуществления преемственных связей в данных направлениях, респонденты (80%) отметили такие мероприятия:

Таблица 1. «Эффективные мероприятия взаимодействия»

Методическая работа

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимознакомство с ООП (ДОО-СОШ)

Проведение совместных конкурсов, выставках, интеллектуальных игр, концертов, спортивных мероприятиях, праздниках, развлечениях

Дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников

Открытые показы образовательной деятельности в ДОО/открытые уроки в школе

Консультации учителей для родителей будущих первоклассников

Семинары, тренинги для воспитателей и учителей

Организация «Центра дошкольной/школьной подготовки»

Организация методических объединений для учителей и воспитателей


Закрепление ДОО за образовательной организацией


Образовательные организации города Барнаула понимают важность взаимодействия с целью обеспечения преемственных связей, верно определяют понятие «Преемственность дошкольного и начального общего образования». Почти все респонденты высказались за создание сетевого взаимодействия детских садов и школ.

Одним из направлений по улучшению качества преемственности необходимо возобновить методические объединения начальной школы и детского сада.

Результатом методических объединений должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей);

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Ожидаемые результаты совместной работы: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах и более легкая адаптация. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Работа по преемственности ДОО и школы должна иметь беспрерывный характер образования.

​​​​​​​ Список литературы:

Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 304 с.

Воронцова А. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. / - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 – с. 45

Удальцова А.В. Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта/Таврический научный обозреватель. 2015 №2. С.116-118

Чернова Г.А., Воронина Н.В., Майер А.А., Технология обеспечения преемственности воспитания и обучения детей между школой и детским садом в условиях малого города/ Вестник Алтайской государственной академии. 2007 №7-1. С. 76-79

Опубликовано в группе «Методисты ДОУ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.