12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лапина Мария Владимировна27
Педагог - психолог ПМПК города Кирова, педагог-психолог МБОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова
Россия, Кировская обл., Киров
3

Особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

В психолого - педагогической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. В большом психологическом словаре дается следующее понятие: "Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов ". [2]

А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. [7] Е. Н. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. [8] Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. [6]

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки и многое другое. [4]

Дошкольный возраст – особый период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. Особенно это касается детей имеющих нарушения в развитии. Среди таких детей самую многочисленную группу составляют дошкольники с недостатками речевого развития, изучением которых занимались такие авторы как Р.Е. Левина (1936), Л.С. Волкова (1993), Т.Б. Филичева (2001), Г.В. Чиркина (1991), Е.М. Мастюкова (1997) и др.

У детей данной группы проявляются признаки психического нездоровья. Нервно-психические нарушения детского возраста выражаются в эмоционально-аффективной сфере по-разному. Однако наиболее яркими проявлениями служат эмоциональные состояния тревожности, страха, и несформированность коммуникативной деятельности. [1]

Анализ литературных источников последних лет показывает, что специальных психологических исследований, посвященных трудностям эмоционального развития детей с недостатками речевого развития, в отечественной литературе крайне мало. Однако в публикациях по данной проблеме авторы И.Ю. Левченко (2001), А.И. Захарова (1971), Г.Х. Юсуповой (2005), Е.В. Устиновой (2006), К.Е. Панасенко (2005), С.М. Валявко (2006), Е.Н. Садовниковой (2003) подчеркивают значение эмоционального самочувствия детей с речевыми недостатками для их полноценного межличностного общения и гармоничного развития личности. Трудности эмоционального развития ребенка с недостатками речевого развития в дошкольном возрасте становятся фактором, осложняющим взаимодействие со сверстниками и адаптацию в дошкольном учреждении и в школе. Неблагоприятное эмоциональное самочувствие ограничивает их социальные возможности в процессе адаптации и интеграции. Именно поэтому тема исследования является актуальной.

Основная цель нашего исследования: изучить и сравнить особенности уровня тревожности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и у нормально развивающихся сверстников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками уровень тревожности выше.

Исследование было проведено на базе МДОУ общеразвивающего вида №53 «Цветик-семицветик» г. Кирова, МКДОУ компенсирующего вида №189 «Радуга» г. Кирова и

В исследовании приняли участие 50 дошкольника в возрасте от 6 до 7 лет, из них 30 дошкольников с нормальным психическим развитием и 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.

В ходе исследования изучался и сравнивался уровень тревожности. Были использованы следующие методики: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [3], рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бака. [5]

В процентном соотношении данные по результатам Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) при количественном анализе составили следующую картину специфики развития тревожности у детей дошкольного возраста.

В экспериментальной группе детей высокий уровень тревожности обнаружился у 5%, а в контрольной – у 3%. Средний уровень тревожности показали 95% детей в экспериментальной группе, и 87% детей в контрольной группе. Показаний низкого уровня тревожности в экспериментальной группе не выявлено, в то время как в контрольной группе низкий уровень тревожности отмечен у 10%. Также следует отметить, что наибольшее количество отрицательных ответов получили ситуации отражающие отношения ребенок – ребенок, как в группе детей с ОНР, так и в группе детей с нормальным речевым развитием. Отсюда можно сделать вывод, что наибольшую тревожность у детей дошкольного возраста вызывают ситуации общения со сверстниками.

В процентном соотношении данные по результатам рисуночного теста «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бака при количественном анализе составили следующую картину специфики развития тревожности у детей дошкольного возраста.

В экспериментальной группе детей высокий уровень тревожности обнаружился у 30%, а в контрольной – у 16%. Средний уровень тревожности показали 50% детей в экспериментальной группе, и 47% детей в контрольной группе. Низкий уровень тревожности в экспериментальной группе показали 20% детей, в контрольной группе – 37% детей.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили, что высокий уровень тревожности проявляется, как и при нарушенной речи, так и при нормальном речевом развитии, но в группе детей с ОНР показатель тревожности несколько выше. Наибольшую тревожность у детей дошкольного возраста, как с нарушением речевого развития, так и без нарушений вызывают ситуации общения со сверстниками.

Литература:

Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В. Н. Астапов // Психологический журнал. – 1992. - №5.

Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития [Текст] / И. Б. Дерманова. – Спб. : Речь, 2002. – С. 19-28.

Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб. : Реноме , 2011. — С. 23-25.

Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии [Текст] / В. В. Кисова, И. А. Конева. : Речь, 2006.

Немов, Р. С. Психодиагностика [Текст] / Р. С. Немов // Психология : в 3 кн. – М. : ВЛАДОС, 1999 – кн. 3. - 287 с.

Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2.

Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина / Дошкольное воспитание. – 1996. - №4.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.