Доклад «Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования с подростком по выстраиванию индивидуальной творчески – ориентированной образовательной траектории»

0
0
Материал опубликован 2 March 2020

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»

(ФГБОУ ВДЦ «ОРЛЁНОК»)

Мастерская прикладного и художественного творчества

 

 

Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования с подростком по выстраиванию индивидуальной творчески – ориентированной образовательной траектории в рамках реализации краткосрочной программы образовательного курса художественной направленности

 

 

Верба –Зеленская Оксана Юрьевна,

методист

мастерская прикладного и художественного творчества

 

 

 

 

 

Аннотация. Отражены особенности взаимодействия педагога дополнительного образования и подростка посредством применения индивидуальной творчески –ориентированной образовательной траектории. Раскрываются понятие и дается определение индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута обучения. Описываются педагогические условия взаимодействия педагога и подростка.

Ключевые слова: индивидуальная творчески-ориентированная образовательная траектория, подросток, художественная деятельность, образовательные курсы

 

 

пгт. Новомихайловский

2020 г.

 

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью прогнозировать развитие личности в изменяющемся профессионально-образовательном пространстве.

С учетом современных требований в системе дополнительного образования приоритетной задачей является развитие творческой личности, универсальных компетенций и креативности обучающихся.

Поэтому наиболее актуальным вопрос ВЫБОРА самими учащимися индивидуальных образовательных траекторий, которые бы наиболее полно удовлетворяли индивидуальным образовательным запросам и потребностям.

Художественная направленность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в ВДЦ «Орлёнок» ориентирована на художественный вид деятельности.

Предоставляя подросткам большую свободу выбора дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мы учитываем, что программы носят открытый и вариативный характер процесса образования, который отражает деятельность мастерской прикладного и художественного творчества.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся является одной из главных задач педагога дополнительного образования.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями подростка (уровень готовности к освоению программы).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Под термином «индивидуальная образовательная траектория» понимается персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям (П.В. Сысоев Обучение по индивидуальной траектории/ УДК 373.167.1/с. 125).

Индивидуальная образовательная траектория характеризует определенную последовательность элементов деятельности каждого подростка по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога мастерской прикладного и художественного творчества.

Для реализации творческого потенциала подростка в процессе художественной деятельности мы обращаемся к индивидуальной творчески-ориентированной образовательной траектории, которая включает в себя совместную деятельность подростка и педагога1.

При выстраивании индивидуальной творчески-ориентированной образовательной траектории подростка, приезжающего в ВДЦ «Орлёнок» и выбирая свой индивидуальный образовательный маршрут заранее (еще дома) по «Навигатору твоих возможностей», мы учитываем особые условия, из которых вытекают особенности взаимодействия между педагогом дополнительного образования и подростком. Рассмотрим некоторые из них.

Приезжая в детский лагерь подростку предлагается на выбор масса образовательных пространств, в том числе и художественной направленности. Как не запутаться ему в большом потоке информации и сделать правильный выбор? Разобраться и познакомиться с образовательным пространством художественной направленности поможет педагог мастерской прикладного и художественного творчества. В первые дни заезда на презентации деятельности образовательных пространств в детском лагере педагог показывает подростку весь спектр возможностей студий мастерской прикладного и художественного творчества, тем самым помогая ему самоопределиться и сделать окончательный выбор.

Выбор того или иного индивидуального творчески – ориентированного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

особенностями, интересами и потребностями самого подростка в достижении необходимого образовательного результата;

профессионализмом педагога;

материально – техническими возможностями мастерской прикладного и художественного творчества.

Составляющие элементами деятельности подростка становятся:

1. Первоначальное знакомство с деятельностью мастерской. Подросток еще до начала смены знакомится и осознанно выбирает индивидуальную образовательную траекторию через «Навигатор твоих возможностей». Таким образом создается его индивидуальный образовательный маршрут.

2. По приезду в лагерь подросток может скорректировать свой индивидуальный образовательный маршрут и сделать свой окончательный выбор.

3. Реализация индивидуальной творчески-ориентированной образовательной траектории подростка художественной направленности осуществляется на основе выбора образовательных курсов, ознакомительных курсов, тематических образовательных мастер-классов и т д.

При планировании своей индивидуальной образовательной траектории подросток прежде всего опирается на свой личностный опыт, на наличие альтернативных образовательных программ/курсов.

По итогам корректировки своего образовательного маршрута подросток приходит на образовательный курс выбранного им направлениях художественной деятельности.

Подросток, осуществляя художественную деятельность, получает возможность реализовать себя через создание художественных образов, выразить свое отношение к ценностным установкам, мотивам деятельности, проявить творческие способности и оригинальность мышления, самоопределиться в выборе субъектной позиции на основе собственного понимания, отличного от мнения других, предъявить свое «Я» окружающим.2

Составляя индивидуальный творчески – ориентированный образовательный маршрут подростка педагог мастерской прикладного и художественного творчества обязательно учитывает три группы педагогических условий:

организационно-педагогические;

учебно-методические;

психолого-педагогическая поддержка.

Организационно – педагогические условия:

- краткосрочность программы (максимум 14 часов),

- временные детские объединения по интересам,

-разновозрастные группы,

- разный уровень подготовки подростков к программам образовательного курса «новичок» и «профи».

Учебно-методические условия включают в себя аспекты:

-выстраивания совместно с подростком индивидуальной образовательной траектории;

- мотивирует подростка выстраивать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с его интересами, потребностями, способностями (педагог разъясняет чему научатся подростки, какие знания и умения приобретут, где в дальнейшем полученные умения, и знания сможет применить подросток);

- знакомит подростка с ожидаемым результатом (педагог в процессе постановки цели демонстрирует готовые изделия, которые подростки смогут выполнить самостоятельно по итогам прохождения образовательного курса);

- предоставляет подростку выбор в отборе содержания обучения в зависимости от его интересов, потребностей и способностей в рамках образовательного курса (педагог в процессе проектировочной деятельности определяет уровень подготовки подростка «новичок» или «профи», далее совместно с подростком определяют вид изделия, сложность, этапы его изготовления);

- предоставляет выбор в формах и методах обучения, определяет темп изучения материала и методов контроля (педагог совместно с ребенком определяет и проектирует путь создания будущего изделия, определят какими наиболее оптимальными способами и методами можно прийти к положительному результату);

- мониторит процесс обучения подростка по индивидуальной траектории, вносит изменения в траекторию обучения по мере необходимости;

- организует контроль сформированности необходимого вида компетенции для достижения поставленной цели (педагог контролирует и определяет уровень подготовленности подростка к выполнению определённого этапа работы);

- осуществляет мониторинг рефлексии обучающихся своей образовательной деятельности по индивидуальной траектории. Педагог подводит итоги работы, где каждый подросток представляет свой результат, работает на последействие, определяет уровень удовлетворенности подростка по итогам прохождения образовательного курса, проводит анкетирование, заполняет карту фиксации образовательных результатов.

t1583136720aa.jpg

Психолого-педагогическая поддержка заключается в предоставлении подростком возможности изменения или коррекции индивидуального образовательного маршрута:

- изменение индивидуального образовательного маршрута путем выбора иного образовательного курса;

- корректировка образовательного курса с учётом индивидуальных особенностей подростков.

Таким образом, учитывая все особенности взаимодействия педагога и подростка при совместном выстраивании индивидуальной образовательной траектории можно добиться успеха.

По итогам прохождения образовательного курса художественной направленности, совместно с детским лагерем организуются и проводятся выставки художественных работ подростков, спектакли, мюзиклы, творческие вечера и т д. Подросток не только делает своими руками сувенир, игрушку, подарок, который увозит с собой домой, но и на практике понимает, где и как может быть применена его работа. Например, к подготовке к спектаклю подростки совместным творчеством изготавливают реквизит на заданную тематику, элементы костюмов главных героев, аксессуары для одежды и т.д.

Педагог удостоверяется в том, что подросток принимает свою ответственность за те действия, которые были определены им совместной с ним работе, и побуждает его к проявлению самостоятельности в процессе реализации индивидуальной творчески – ориентированной образовательной траектории.

Понимая и принимая важность и актуальность полученных знаний, умений подросток в дальнейшей жизни может уже самостоятельно применять и использовать полученный опыт, совершенствовать его по мере необходимости.

 

 

Список литературы:

1. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Е. В. Лебедева // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 266—279. е в России. — 2014. — № 3. — С. 74—82.

2. Мир науки, культуры и образования /Таньчева, И.В., /Педагогическое сопровождение подростка посредством применения индивидуальной творчески-ориентированной образовательной траектории в художественной деятельности/ISSN1991-5497 №2 (45)2014 стр 181-182

3. ФГОС основного общего образования. М., 2011.

Интернет-ресурсов:

http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/razrabotka-i-o...atiel-nogo-marshruta

http://spbschool553.com/разработка-и-оформление-индивидуаль/

1 Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2006

2 Таньчева, И.В. Становление субъектной позиции подростка в художественном исследовании мира // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – Т. 3


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации