12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черных Алена Владимировна29

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Челябинский радиотехнический техникум»








РАБОЧАЯ тетрадь

к

элективному курсу

«От Рюриковичей до Ельцина. История в лицах»



(для студентов 1 курса)








































Челябинск

2022





Аннотация


Рабочая тетрадь для студентов является частью учебно-методического комплекта к элективному курсу «Россия-моя история. Истрия в лицах». В рабочей тетради представлены разнообразные задания, предназначенные для углубления и закрепления знаний, обучающихся по всем темам курса. Задания включают анализ исторических источников, группировка информации, установление хронологической или логической последовательности, решение кроссвордов и мн. др. С тетрадью можно работать как во

время учебных занятий, таки дома.

Тематическая рабочая тетрадь поможет студентам 1 курса, поступившим на базе основного общего образования подготовиться к Единому государственному экзамену по

истории России и успешно сдать его.
Рабочая тетрадь рассчитана на 34 часа, однако при необходимости поможет в кратчайшие сроки повторить курс истории, выявить пробелы в знаниях и отработать те

задания, в которых допускается больше всего ошибок.


































Задания к теме « Первые князья Рюрик, Олег, Игорь, Святослав»


1.Заполнить схему


Рюрик (862-879гг)

t1698638371aa.gif


t1698638371ab.gif



t1698638371aa.gif




t1698638371aa.gif





t1698638371aa.gif






Кто такой Рюрик

Откуда прибыл

Где княжил

Кому передал власть


2.Вставить пропущенные слова

Киевский князь

При малолетстве Игоря _______стал проводить активную внутреннюю и внешнюю политику. В «Повести временных лет» говорится, что в 882 году _______с большим войском захватил Смоленск и Л_______, посадил своих наместников и двинулся на_______, где княжили варяги Аскольд и Дир, которые, по сути, узурпировали власть. Ему обманом удалось выманить их из города и убить. Киев ________понравился, и он сделал его столицей_______________. Новую власть быстро признали славянские племена, в том числе поляне, северяне, древляне, ильменские словене, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. _________организовал структуру государства таким образом, чтобы в управлении территориями ему помогали местные князья и наместники. В дальнейшем он продолжил расширение государства за счет близлежащих территорий. Под власть киевского князя ______году отошли земли древлян, в______– северян и в_______– радимичей.


3. Заполнить таблицу «Походы князя Игоря»

Дата

Куда совершал поход

913 год


941 год


943 год



Задания к теме «Княгиня Ольга»


Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Княгиня Ольга — легендарная фигура истории Древней Руси. Летописи называют ее «мудрейшей из людей».

«Была она предвозвестницей христианской земле, — пишет Нестор-летописец, — как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Историк Н.М. Карамзин, оценивая государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что «предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою... Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством».

Современный историк А.Ю. Карпов пишет: «Но отсвет ее дел, отсвет ее имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Ее свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и все содержание нашей истории, которая — в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без ее усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без ее путешествия в Царьград».

Вопросы и задания

Отметьте в тексте оценки, данные княгине Ольге летописцем и историками. Сравните их и кратко сформулируйте главное, что их объединяет.

Обоснуйте свой вывод.

2. В отрывке из книги А.Ю. Карпова есть фраза, в которой историк утверждает, что история Руси была бы невозможна без осознанного Ольгой «выбора веры, без ее путешествия в Царьград».

Выберите из приведенного ниже перечня деяния княгини Ольги, соответствующие приведенным суждениям.

A) установление четкого порядка сбора дани

Б) окончательное покорение древлян

B) принятие христианства

Г) руководство защитой Киева от печенегов


Задание к теме «Русь во времена Владимира Святославовича»


1. Изучите отрывки из «Повести временных лет» и письменно ответьте на вопросы: Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к ручью и приставил 12 мужей колотить его железами…Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле повсюду стольких спасенных душ. Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное… Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог.

Где и как крестили киевлян?

Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?

Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?


Задание к теме «Правление Ярослава Мудрого»


Решить кроссворд на тему "Ярослав Мудрый и расцвет Древнерусского государства"

t1698638371ac.png


По горизонтали

3. Новый глава польского государства, который в 1037 г. признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район

6. Брат Ярослава Мудрого, получивший за свои деяния прозвище Окаянный

8. Разорившийся человек, продавший себя в рабство

11. Город, появившейся на северо-востоке в мерянской земле и названный языческим именем князя

13. Брак между представителями правящих династий разных государств

17. Управляющий хозяйством князя

21. Основная денежная единица в Киевской Руси

22. Крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее

23. Назначенный или выборный глава местной власти (как правило, в городах)

24. Название народа, который участвовал в междоусобной войне на стороне Ярослава Мудрого по его приглашению

По вертикали

1. Вотчинники, знать

2. Монгольский хан, который привел свое войско к Руси

4. Брат Владимира, княживший в Тмутаракани

5. Город, появившейся на северо-западе в земле чуди и названный в честь христианского имени Ярослава

7. Название монастыря, основанного в Киеве

9. Порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду

10. Кровавая борьба за власть между князьями

12. Первый свод законов, созданный Ярославом Мудрым

14. 13-главый собор, заложенный в 1037 году в Киеве

15. Христианское имя жены Ярослава

16. Форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах

18. Имя первого митрополита Руси

19. Глава местного управления, назначенные центральной властью

20. Древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «повести временных лет» (ок. 1113 г.)

24. Название страны, с которой Ярослав Мудрый заключил союзный договор в 1041 г


Задание к теме «Владимир Мономах - великий киевский князь»


Изучите текст и ответьте письменно на вопросы

Владимир Мономах, заняв престол, дополнил существующее
законодательство новыми статьями, так называемым «Уставом Владимира Мономаха» , который сильно ограничил размеры процентов по займам и запретил обращать в рабство отрабатывавших долг зависимых людей.

Чем были вызваны изменения в законодательстве? Назовите не менее двух причин.

В чем заключается значение деятельности Владимира Мономаха для Руси? Укажите не менее трех положений.




Задание к теме «Александр Невский»


Выполните тестовое задание.

1. В каком году родился великий русский князь и полководец Александр Невский, согласно уточнённым данным историка В. А. Кучкина?

В 1102 году

В 1221 году

В 1321 году

2. На льду какого озера состоялось знаменитое Ледовое побоище? 

Ладожского озера

Чудского озера

Онежского озера

3.  Когда состоялась Невская битва между новгородским и шведским войсками?

15 июля 1240 года

8 сентября 1380 года

5 апреля 1242 года

4. Какое войско противостояло Александру Невскому в Ледовом побоище?

Шведское

Войско Ливонского ордена

Норвежское

5. С каким римским папой переписывался Александр Невский?

Урбан IV

Климент IV

Иннокентий IV

6. Примерно в 1251 году Александр Невский заключил договор с королём Хаконом IV Старым, в результате чего появилась «Разграничительная грамота», которая стала результатом сближения Руси и ...

Норвегии

Швеции

Румынии

7. Выберите имя Александра Невского в монашестве.

Сергий

Даниил

Алексий

8. Сколько сыновей было у Александра Невского?

Два

Три

Четыре

9. Назовите имя дочери Александра Невского. 

Ольга

Евдокия

Александра

10. Сможете ли вы назвать отчество Алекандра Невского?

Ярославич

Олегович

Всеволодович

11. Какой русский император заложил Александро-Невскую лавру в  Санкт-Петербурге в честь великого полководца?

Пётр I

Александр II

Николай II

12. Кем был учреждён Орден Святого Александра Невского?

Екатериной I

Петром I

Екатериной II

13. С кем вместе княжил на новгородском престоле Александр Невский?

Со своим дядей

Со своим отцом

Со своим братом

14. Где впервые прозвучала знаменитая фраза «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет»?

В фильме Сергея Эйзенштейна

В Новгородской летописи

В произведении Александра Пушкина

15. Кантата «Александр Невский» для меццо-сопрано, хора и оркестра — это музыкальное произведение русского композитора ...

Петра Чайковского

Дмитрия Шостаковича

Сергея Прокофьева


Задания к теме «От Калиты до Дмитрия Донского»

Написать эссе «Иван Калита: исторический портрет»
План написания:
I Жизнь Ивана Даниловича Калиты до начала правления 
II Правление Ивана Даниловича Калиты 
III  Внешняя политика и внутренняя политика Ивана Даниловича Калиты 
IV Итоги правления Ивана Даниловича Калиты.


Задание к теме «Сергий Радонежский – русский святой»


Соотнесите имя автора и его высказывание о преподобном Сергии:

А) Епифаний

Премудрый «Житие

Сергия Радонежского»


1) «Такова была эпоха, в которую жил Сергий. Жестокость, вероломство, алчность переполняют страницы летописей. Но значит ли это, что труд радонежского игумена не принес плодов,

что современники не испытали на себе возвышающего влияния его проповеди? Конечно, нет.

«Великий старец» –с его учениками и последователями – своим

самоотречением во имя любви и единомыслия как бы задавал самый высокий нравственный тон. Он «тянул» общество вверх, тогда как груз эгоизма увлекал его в пучину ненависти. И линия

жизни вырисовывалась уже как равнодействующая этих двух сил».

Б) В.О. Ключевский

«Значение

преподобного Сергия

для русского народа и

государства»


2) «Так и он привел к богу многие души своей чистой и

непорочной жизнью, преподобный игумен отец наш святой Сергий: старец чудесный, добродетелями всякими украшенный,

тихий, кроткий нрав имевший, смиренный и добронравный,

приветливый и благодушный, утешительный, сладкогласный и

мягкий, милостивый и мягкосердечный, смиренномудрый и

целомудренный, благочестивый и нищелюбивый,

гостеприимный и миролюбивый, и боголюбивый»


В) Б. К. Зайцев

«Преподобный Сергий

Радонежский»


3) “ Русская иконопись нить

своего предания ведёт от иконописной лавки лаврской школы. Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в лавру, лучшие свои вклады, так что Лавра –

подлинный исторический музей Русской архитектуры. Русская книга, русская литература,

вообще русское просвещение основное своё питание получали

всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в лавре, и около Лавры. Самые странствования... Преподобного Сергия,

разносили с собой русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, а точнее сказать – русскую идею, в её целом все стороны нашей жизни определяющую”

Г) Н.С. Борисов

«Сергий Радонежский»


4) «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое

нравственное возрождение, сделавшее возможным и

возрождение политическое, и затверживает правило, что

политическая крепость прочна только тогда, когда держится на

силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или

теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание... Творя память преподобного Сергия,

мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные

в нем траты»

Д) П. Флоренский

«Троице- Сергиева

Лавра и Россия»


5) «Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен.

Но для русского в нем есть как раз и

Нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских.

Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в

народного святого, что навряд ли выпала другому. Сергий жил во времена татарщины. Лично

его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен.

Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву,

Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия

навсегда связано с делом созидания России »



Задание к теме «Иван III и образование единого государства»

Прочтите текст:

Знаменитый русский историк Н.Н. Костомаров так оценивал роль Ивана III для русской истории:

«Нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Но не следует упускать из виду, что истинное величие исторических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу возможно большее благосостояние и способствовать его духовному развитию. Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами, умел наполнить свою сокровищницу всеми правдами и неправдами, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоустроение подвластной ему страны, сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам».

Согласны ли вы с этой оценкой, данной историком?

Как вы сами оцениваете деятельность Ивана 3 и её значение для дальнейшего развития России?


Задание к теме «Иван Грозный и его современники»


Подготовить социально-психологический портрет Иоанна Грозного.

Пояснения: при подготовке социально-психологического портрета

опирайтесь на следующий план:

1. Роль Елены Глинской в воспитании Ивана.

2. Как отразилась эпоха «боярского правления» на личности Ивана.

3. Роль Анастасии.

4. Иван Грозный – отец.

5. Опричнина.


Задание к теме «Борис Годунов и Смутное время»


Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему. 

Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений ду- ховенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому..., он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

  Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»

Укажите хронологические рамки царствования Бориса Годунова. В чём состояла особенность его воцарения?

Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Назовите не менее трёх положений.

Почему, несмотря на все заслуги, Борис Годунов оставил о себе противоречивую память? Приведите не менее двух объяснений.


Задание к теме «Минин и Пожарский в истории Смуты»


В предлагаемом тексте содержится несколько исторических ошибок (неверные или вымышленные факты и т.п.). Перечислите все ошибки, исправьте их и обоснуйте исправления.

«Козьма Минин был коренным жителем Нижнего Новгорода. Он торговал солью и пользовался большим уважением соседей – прихожан Верхнепосадской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, возле которой стоял его двор. В сентябре 1612 г. Козьма Минин был избран городским головой Нижнего Новгорода. Это было тревожное время. Москва была захвачена поляками и шведами. В подмосковном селе Тушино засел Лжедмитрий II («Тушинский вор»). Интервенты грабили русские города и сёла. Страна находилась на краю гибели. Тревожные вести приходили в Нижний Новгород. Они не могли не беспокоить Козьму Минина. 25 сентября Козьме Минину приснился сон. Это был день памяти Сергия Радонежского и преподобный Сергий во сне явился Минину, побуждая его к спасению Руси. Впоследствии Минин рассказал про тот сон архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию, а тот передал рассказ Минина своему келейнику, Симону Азарьину, написавшему об этом в «Книге о чудесах преподобного Сергия». Вскоре после этого Козьма Минин произнёс речь (или несколько речей) перед посадскими людьми с призывом собрать средства для спасения Московского государства. По словам самого Минина, в изложении Симона Азарьина, речи произносились в Земской избе, располагавшейся тогда в Кремле. Дворяне, входившие в состав Земской избы, сначала не поддержали Минина. Но в начале октября в Нижний Новгород пришла грамота из Троице Сергиева монастыря с призывом помочь князю М.В. Скопину-Шуйскому в борьбе с поляками. По мнению историков, эта грамота сыграла важную роль в истории ополчения: после неё к движению примкнули духовенство и нижегородские верхи – дворяне и дети боярские. На воеводском дворе состоялся совет нижегородских властей, где решено было обратиться к князю Пожарскому. На другой день горожане собрались у Спасо-Преображенского собора (около этого восстановленного недавно храма находится открытый в ноябре 2005 г. памятник Козьме Минину и князю Пожарскому). Пламенные речи произнесли Минин и протопоп Спасо - Преображенского собора Савва Евфимьев. Так началось нижегородское ополчение.



Задания к теме «Патриарх Никон»

 

Вопросы к репродукции картины С.Д. Милорадовича «Патриарх Никон»:

 

t1698638371ad.jpg

Репродукция картины С.Д. Милорадовича

«Патриарх Никон в Спасских воротах», конец XIX – начало XX вв.



1.     Кем и когда была создана картина? Является ли  автор картины современником изображенного события?

2.      Каково место действия изображенного на картине? Как вы это определили?

3.      Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

4.     Как расположены фигуры – поодиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно?

5.     Кто является главным персонажем картины? Чем он известен в истории?

6.     Каким способом автор картины показывает, что именно этот человек – главный персонаж?

7.     Предположите, какой момент жизни главного персонажа изображен на картине? Каким образом художник передает настроение главного персонажа в этот момент?

8.     Что произойдет с главным персонажем этой картины далее, как закончится его жизнь?


Задание к теме «Петр I и его современники»


Выполните тестовое задание

Начало формы

1. Отцом Петра I был царь Алексей Михайлович Тишайший. А которая из двух жен Алексея Михайловича стала его матерью?

Мария Ильинична Милославская

Наталья Кирилловна Нарышкина

2. Опекуном Петра I после смерти отца стал его единокровный брат и новый русский царь. Как его звали?

Иван Алексеевич

Фёдор Алексеевич

Дмитрий Алексеевич

3. Кто занимался образованием Петра I в детстве?

Симеон Полоцкий

дьяки Никита Зотов и Афанасий Нестеров

патриарх московский Иоаким

4. Петр I был венчан на царство в июне 1682 года вместе со своим старшим братом Иваном Алексеевичем, причем вторым царём. Кто или что заставило бояр принять такое решение?

патриарх московский Иоаким

требование выборных стрелецких полков во время стрелецкого бунта

ультиматум, выставленный послами Швеции и Франции

5. Регентом при малолетних царях Петре и Иване стала их старшая сестра. Как её звали?

Софья Алексеевна

Анна Иоановна

Екатерина Алексеевна

6. Чем увлекался Пётр I, проживая в селе Преображенском во время своего отрочества?

чтением церковных летописей и книг

созданием потешного войска

написанием стихов на духовные темы

7. В семнадцатилетнем возрасте Пётр I был по настоянию свой матери обвенчан. Кто стала его женой?

Евдокия Лопухина

Анна Монс

Екатерина Нарышкина

8. Где укрылся Пётр I во время попытки Правительницы в августе 1689 года взять всю власть в свои руки?

в селе Преображенском

в Московском Кремле

в Троице-Сергиев монастыре

9. В каком качестве Петр I принимал личное участие в осаде Азова в мае 1696 года?

в качестве капитана на галере

в качестве главнокомандующего

в качестве наблюдателя при штабе генералиссимуса Шеина

10. Петр I был первым русским царём, совершившим путешествие за границы своего царства. Так называемое Великое посольство посетило Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию. Когда оно состоялось?

в 1678—1679 гг.

в 1699—1700 гг.

в 1697—1698 гг.

11. Что заставило Петра I прервать Великое посольство и досрочно вернуться в Россию?

известие о стрелецком мятеже

известие о смерти его матери

посольство не было прервано, оно закончилось как и было запланировано

12. Пётр I был женат дважды. Что произошло с его первой женой?

она скончалась родами второго сына

она была казнена по приказу своего мужа Петра I

она была насильно подстрижена в монахини под именем Елены

13. Во времена правления Петра I им была проведена реформа образования России, в рамках который было открыто первое высшее учебное заведение. Как оно называлось?

Петербургская академия наук

Петербургский императорский университет

Императорская высшая школа

14. Когда Петром I были распущены стрелецкие полки и было начато формирование новой русской армии?

в 1688 году

в 1698 году

в 1703 году

15. В начале Северной войны с Карлом XII войска Петра были разгромлены. Где и когда это произошло?

под Ригой в январе 1702 года

под Москвой в августе 1698 года

под Нарвой в ноябре 1700 года

16. 21-летняя Северная война была окончена после подписания Ништадтского мирного договора, благодаря чему Россия получила выход в Балтийское море. В ознаменовании этого события Пётр I был провозглашен Императором Всероссийским. Когда это произошло?

5 августа (12 сентября) 1718 года

30 августа (10 сентября) 1721 года

1 сентября (13 сентября) 1722 года

17. Санкт-Петербург был основан Петром I в 1703 году. А в каком году он был официально объявлен новой российской столицей?

в 1705 году

в 1708 году

в 1712 году

18. В феврале 1722 года Петром был издан Указ о престолонаследии, отменивший обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии. Как по этому указу должно было происходить престолонаследие России?

по воле действующего императора

престол мог переходить не только по мужской, но и по женской линии

выбор наследника происходил на заседании Сената

19. Где и когда скончался первый русский император Пётр I?

5 января (28 января) 1726 года в Москве

28 января (8 февраля) 1725 года в Санкт-Петербурге

1 августа (14 августа) 1728 года в Смоленске

20. Кто, по решению Сената, наследовал трон после смерти Петра Великого?

Дочь Петра I Анна Петровна

Жена Петра I Екатерина Алексеевна


Задания к теме «Женщины на российском престоле XVIII века»


Заполните пропуски.

Эпоха дворцовых переворотов _ это период с _____ по ______ гг., когда в России после смерти _______ сменилось несколько правителей в результате государственных ________ и действий _______ во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили _______, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, ______ и, наконец, _________ . Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени.

Прочтите отрывок из работы историка Е.В. Анисимова «Женщины на российском престоле» и укажите, о какой императрице в нем идет речь.

«В погоне за модой императрица всегда была первой. Современники пишут, что ______________ никогда не надевала одного и того же платья дважды - более того - меняла их по нескольку раз в день. Подтверждение того мы находим в описании пожара в Москве в 1753 году, когда во дворце сгорело четыре тысячи платьев императрицы. Воспитатель императора обнаружил в ее гардеробе 15 тысяч платьев, совсем не ношенных, два сундука шелковых чулок, несколько тысяч пар обуви и больше сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».

Задание по теме «Золотой век Екатерины II»

Выполните тестовое задание

Начало формы

1. Где родилась Екатерина Великая?

В Пруссии

В Шотландии

В Нормандии

2. Супругой какого императора была Екатерина Великая?

Петра Великого

Петра III

Александра I

3. В каком веке правила Екатерина Великая?

В XVIII веке

В XVII веке

В XV веке

4. Кто был сыном Екатерины Великой?

Александр I

Павел I

Александр II

5. В каком году Екатерина Великая вступила на престол?

В 1762

В 1747

В 1796

6. Кто был фаворитом Екатерины II?

Орлов

Бирон

Меншиков

7. Как звали внебрачного сына Екатерины II?

Алексей Бобринский

Григорий Орлов

Василий Шкурин

8. В каком году умерла Екатерина Великая?

В 1796

В 1801

В 1794

9. Какой поэт посвятил Екатерине Великой оду «Фелица»?

Г. Державин

В. Жуковский

М. Ломоносов

10. Когда была издана «Жалованная грамота городам»?

В 1785

В 1782

В 1763


Задания по теме «Великие полководцы и флотоводцы XVIII века»


Используя интернет и памятку «Характеристика исторической личности» напишите сообщение об одном из полководцев или флотоводцев XVIII века: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потемкин

Памятка «Характеристика исторической личности»

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению?

2. Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их? 3. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что вы цените в его характере, что не одобряете?

4. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

5. Установите, в чьих интересах (общественных, политических сил) действовал герой вашего описания.

6. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выразите свое отношение к нему. Порядок выполнения задания.

Сделать вывод о влиянии личностных качеств выдающихся российских полководцев и флотоводцев второй половины XVIII века на русскую военную школу.


Задания к теме «Ломоносов и русская культура XVIII века»

Решите кроссворд

КРОССВОРД «Михаил Ломоносов»


t1698638371ae.jpg



Вопросы кроссворда:


1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов.

2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов.

4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова.

5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение.

6. Что описано в этом отрывке?

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастья представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить...»

7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться... все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики».

8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один... я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик.

10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков...

11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное дело и металлургию.

12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии?

13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни.

14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов.

15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды.


Задания к теме «От Болотникова до Пугачёва»

Заполнить таблицу

Вопросы для сравнения

Крестьянская война под руководством И. Болотникова  (1606—1607г.г)

Крестьянская война́ под руководством С. Ра́зина, (1667—1671г.г)

Крестьянская война под руководством Е. Пугачёва(1773—1775 гг)

причины восстания




район восстания




состав восставших




наличие четкой программы действий, основные требования восставших




итоги восстания




причины поражения




Общие черты




Задание к теме «Александр 1- несостоявшийся реформатор»

Вставьте пропущенные слова

Из письма Н. М. Карамзина П. А. Вяземскому о царствовании императора Александра I

Александр I (1777–1825)  — русский император, сын_______. Пришел к  власти в  результате_____________. Отменил многие установления своего отца, направленные на ограничение положения_______________, и  провозгласил, что будет править по заветам своей бабушки____________. Получил противоречивые оценки современников, отмечавших ___________и ______________ политики царя. Пытался в первые годы своего правления осуществить в России ___________преобразования, направленные на  ограничение самодержавия и  крепостного права. Даровал конституции отдельным автономным частям______________— Финляндии, Бессарабии и Польше.

Задание к теме «Кутузов и Отечественная война 1812 года»


1. Напишите историческое сочинение на тему «Роль личности в истории» на примере биографии М.И. Кутузова.


Задание к теме «Россия при Николае I»


Составить схему « Правление Николая 1. Его внутренняя и внешняя политика».


Задание к теме «Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века»


Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика деятельности Сперанского М.М., Новосильцева Н.Н., Аракчеева А.А.»


Задание к теме «Александр II и эпоха великих реформ»


1. Он являлся инициатором множества реформ. Именно при его правлении в Российской империи было отменено крепостное право. О ком идет речь?

Перечислите 15 интересных фактов об этом человеке.




Задание к теме «С. Ю. Витте деятель нового типа»


Заполнить Таблицу «Деятельность Витте

Реформы

Основные мероприятия










Задания к теме «П. А. Столыпин «тихая революция».


Перед вами на столах лежит документ. Это выдержки из речи Столыпина в государственной думе от 10 мая 1906 года.


Из речи П.А.Столыпина в Государственной Думе 10 мая 1907г.

« Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим, местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух.…Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена…. Все будет сравнено…. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому….

Национализация земли представляется правительству гибельною для страны….

Где же выход? ....

Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым…

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться от тех… теперешних условий жизни.…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих….

Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма….

Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! »

Задание:

1) узнайте, какую важнейшую задачу ставил перед собой П.А. Столыпин;

2) как осуществлял эту задачу?


Задания к теме «Основатель социалистического государства В.И. Ульянов (Ленин)»


Ответьте письменно на вопрос: Какую роль сыграл Ленин в истории России?

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________


Задания к теме «И. В. Сталин. «От ГУЛАГа до победы»


В 1923-1927 гг. в партии большевиков шла ожесточенная политическая борьба за лидерство. Смерть Ленина лишь ожесточила этот конфликт. Победителем вышел Иосиф Сталин, хотя в начале 1920-х годов мало кто воспринимал его как будущего вождя. Приведите любые три причины победы Иосифа Сталина во внутрипартийной борьбе 1920-х годов.



Задания к теме «Н.С. Хрущев. Эпоха волюнтаризма»


Прочтите отрывок из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина.

 

«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня (...) розничных цен на мясо-молочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации электровозостроительного завода имени Будённого по снижению расценок за оплату труда рабочих. Всё это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня (...) рабочих завода, которая вылилась в многочисленный митинг.

 

Утром 2 июня многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети, колонной направились в город... чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне в районе завода. С целью воспрепятствовать движению колонны по указанию Плиева командир танковой части ...полковник Михеев к утру 2 июня сконцентрировал на мосту через реку Тузлов подчинённый личный состав с 9-10 танками и несколькими бронетранспортёрами. Прибывшие к мосту люди проигнорировали требование командования части прекратить шествие и двинулись дальше в город...

 

Одновременно у горотделов милиции и КГБ также собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила охранявших здания военнослужащих 505-го полка внутренних войск и предприняла активную попытку ворваться в отдел милиции через выбитые окна и двери с целью освободить задержанных граждан. Из толпы раздавались призывы захватить оружие. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат, и из захваченного оружия он пытался открыть огонь по военнослужащим. Опередив его, военнослужащий Азизов произвёл несколько выстрелов и убил его. При этом были убиты ещё четыре лица из числа нападавших, другие погромщики получили ранения. Более 30 погромщиков, ворвавшихся в коридоры и во двор горотдела милиции, были задержаны и водворены в изолятор. Солдатами и офицерами внутренних войск были изгнаны погромщики из здания Госбанка, куда они сумели проникнуть на непродолжительное время».

 

Назовите место, где состоялись описанные в тексте события.

Укажите год, когда произошли описанные события.

Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда состоялись описанные события.

Используя текст, укажите три причины описанных в тексте массовых выступлений.


Задания к теме «Л. И. Брежнев. От реформ к застою»


Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964–1982 гг.:

Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Задания к теме «М.С.Горбачев семь ошибок советского президента»


Этот человек объявил политику ускорения и нового политического мышления. Введите цифру правильного ответа.

t1698638371af.jpg 1. t1698638371ag.jpg 2. t1698638371ah.jpg 3.


Задания к теме «Б.Н.Ельцин. Десять его основных дел на посту президента России»


Составить исторический портрет Б.Н. Ельцина.






























Список используемых источников


https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/8578-metodicheskaja-razrabotka-uroka-istorii-v-10

https://studylib.ru/doc/3897314/olimpiada-po-teme--sergij-radonezhskij-i-ego-e-poha-

https://www.infouroki.net/zadaniya-dlya-samostoyatelnoy-raboty-uchashchimsya-9326.html

http://www.unn.ru/bibn/files/materials/hist.pdf.

https://myhistorypark.ru › blog › gorbachyev

https://www.piter.com › vsemirnaya-istoriya-v-litsah

https://shm.ru › articles › istoriya-rossii

https://yeltsin.ru › news › biografiya-boris-nikolaevich












Конец формы

Конец формы

Конец формы


23


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.