12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Наталья Николаевна399
Россия, Тульская обл., Новомосковск
0

Оценка личностных результатов обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»















ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

ТЕМА: «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»














ПОДГОТОВИЛА:

КУЗЬМИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ












НОВОМОСКОВСК

СЛАЙД 1

Оценка личностных результатов обучающихся

СЛАЙД 2. Оценка личностных результатов - оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: СЛАЙД 3

1) Самоопределение

2) Смыслообразование

3) Нравственно-этическое оценивание


СЛАЙД 4. Самоопределение включает:

- сформированность внутренней позиции обучающегося;

- становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;

- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.


СЛАЙД 5. Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.


СЛАЙД 6. Нравственно-этическая ориентация подразумевает:

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.









Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.


СЛАЙД 7. Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.


В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.

В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в: соблюдении норм и правил поведения; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

В оценке личностных результатов образования используются различные методы педагогической диагностики: СЛАЙД 8.


Щелчок. Анкетирование.

Цель анкетирования: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения через индивидуальную беседу.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и действия, устанавливающие смысл учения.

При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности: результаты не всегда являются точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого; педагогу сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.

Целесообразнее провести анкетирование родителей. Проводя сравнение результатов анкетирования родителей, педагог может видеть уровень личностного развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.


Щелчок. Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.

Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Оцениваемые УУД: внутренняя позиция школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Достоинство наблюдения: позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания; педагог получает фактические сведения, а не мнения других.

Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка. Карты наблюдений могут разных видов. ЩЕЛЧОК Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.


Щелчок. Портфолио (портфель достижений) - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).

Задачи портфолио ученика:

- представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,

- продемонстрировать процесс формирования достижений,

- выявить проблемные зоны развития в данной области,

- сформировать установки на творческую деятельность,

- обеспечить материалы для становления рефлексии,

- создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.

Чтобы получить данные, которые направлены на оценку личностных результатов ребенка, организуется проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося. В настоящее время существует достаточно методик для данных диагностик: СЛАЙД 9.

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

Диагностика учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников учебной деятельности.

Кроме педагогической диагностики необходима для оценки личностных результатов и диагностика педагога-психолога, которая проводится в классе или с отдельными учениками два раза в год (в начале учебного года и в конце).

Проведение  психолого-педагогической  диагностики  и  ее  анализ  - дело  достаточно  трудоемкое, но если учитель  задумывается о действительных  результатах своей педагогической  деятельности,  хочет  достичь  результатов,  определенных  в Стандарте,  среди  которых  особое  место  занимает  формирование  универсальных  учебных  действий, в том числе и личностных УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.



Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.