12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эктова Светлана Александровна127
5

Открытый урок по теме: " Сравнительная характеристика прокариот и эукариот .Вирусы.

Тема урока: Сравнительная характеристика прокариот и эукариот. Вирусы.


Цель:

Образовательная цель урока: выявить черты различия прокариот и эукариот, закрепить полученные знания по данной теме, познакомить с открытием вирусов, их строением, ролью в жизни человека.


Развивающая цель урока: развить умение сравнивать строение различных уровней клеточной организации, активизировать учебно — познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию информационной культуры, правильно и грамотно строить ответы, задавать вопросы, развитие мыслительной деятельности.


Воспитательная цель урока: развитие творческой активности, самостоятельности, коммуникативной культуры, толерантности, здорового образа жизни.


Тип урока: комбинированный.


Формы организации деятельности учащихся:

- индивидуальная,

- коллективная (работа в парах)


Методы проведения занятия:

- Словесный: беседа; фронтальный опрос

- Наглядный: демонстрационный материал;

- Практические: работа с таблицей, рисунками, метод взаимоконтроля


Межпредметные связи: химия, георгафия


Оборудование: раздаточный материал (таблицы, рисунки, тексты), презентация



Ход урока.

1. Организационный момент.

- Мы с вами выяснили, что в настоящее время выделяют два уровня клеточной организации и соответственно два типа клеток, какие?

(прокариотический и эукариотический.)


- Подумайте: человек не в состоянии воспринять их ни одним из пяти органов чувств: их нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они живут во всех трёх стихиях — в воде, земле, воздухе. Для них не опасен вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельная для других существ доза радиации. Они умеют защищаться от истребительного ультрафиолетового облучения. О ком идёт речь?

(Ответ — бактерии.)

- Верно. А какой тип клетки для них характерен?

(Ответ — прокариотическая.)

- Вам было дано задание найти интересную информацию связанную с эукариотами.

(спросить учащихся)


2. Проверка знаний учащихся о прокариотах и эукариотах.

- А теперь мы подошли к теме сегодняшнего урока «Сравнительная характеристика эукариотической и прокариотической клетки»

Целью нашего урока является сравнение двух уровней клеточной организации, использую полученные знания на предыдущих уроках. Для начала мы проведем биологический блиц-опрос:

Вопросы:

1. Что называется органоидами? (постоянно присутствующие в клетке структуры, которые выполняют строго определенные функции)

2. А что такое включения? (временные компоненты клетки)

3. Перечислите мембранные органоиды клетки (ядро, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии)

4. Какие из них относятся к двумембранным структурам?

5. Назовите немембранные органоиды клетки (рибосомы, цитоскелет, клеточный центр)

6. А какова роль ядра в клетке? (ответ: хранение наследственной информации (в ДНК), деление клетки, регуляция процессов биосинтеза, регуляция обмена веществ и энергии.)

7. Какова роль и значение ДНК? (несет важнейшую наследственную информацию, которая передается из поколение в поколение)

Интересный факт — в крови фюрера (Гитлера) текла кровь евреев — истребление которых являлось его навязчивой идеей (были найдены его 39 родственников у которых были взяты анализы ДНК)

Все представители человеческого рода на 99,9% идентичны по ДНК, что начисто отменяет всякий расизм и национализм

Если вытянуть в одну непрерывную линию все молекулы ДНК всех клеток одного человека, то общая их длина превысит расстояние от Земли до Солнца — 150 млн.км.

6. Один студент сдавал зачёт и нарисовал прокариотическую клетку. На рисунке он допустил грубые ошибки. Подумайте и найдите их. (рисунок на доске)

7. Как без ядра может существовать прокариотическая клетка и что же вместо ядра выполняет его функции? (кольцевая ДНК)

8. Способы дыхания характерные для прокариот (аэробное — кислородом — бактерии гниения и анаэробное бескислородное)

- Давайте рассмотрим и сравним прокариоты и эукариоты.

Заполните таблицы ,пользуясь раздаточным материалом( Приложение).(работа в тетради.(три первых признака — 1 группа, следующие 3 признака — 2 группа, и последние 3 признака — 3 группа)

Проверить (спросить из каждой группы 3 человека)


3. Изучение нового материала.

- Задумывались ли вы над тем, что человеку с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, без оружия. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, СПИДА и др. болезней. О чём же идёт речь, как вы думаете?

(Ответ — вирусы)

- И так мы подошли к следующему разделу нашей темы. Давайте выясним, что же собой представляют вирусы, как были открыты, их строение, состав, и значение в жизни людей.

(презентация по теме «Вирусы — слайды»)

- сообщения учащихся:

1. открытие вирусов (рисунок в раздаточном материале «Вирус табачной мозаики»)

2. строение и состав (рисунок «Вирус СПИДа»)

3. способы передачи.

(по ходу рассказа заполняется таблица)


Вирусы

Кто и когда открыл?

1852г. - русский ботаник Д.И.Ивановский

Размеры

От 20-300 нм, в 50 раз меньше бактерий

Строение

Из фрагментов генетического материала (или ДНК, или РНК) и белковая оболочка - капсид

Размножение

Способны жить и размножаться только в клетках других организмов (паразиты на генетическом уровне)

Способы передачи заболевания

1. непосредственный контакт

2. воздушно капельным путем

Заболевания вызванные вирусами

Трахома, бородавки, герпес, респираторные заболевания


- Лекарства должны влиять на сам вирус, но не влиять на жизнедеятельность клетки.

Проверка таблицы.

Вывод — Вирусы — неклеточные формы жизни.


- Рассмотреть рисунок (раздаточный материал - «Тюльпаны пораженные вирусом»)

(У пораженных вирусом тюльпанов нарушается процесс образования пигментного вещества, определяющего окраску лепестков(луковицы мельчают и с каждым поколением происходить деградация, так как вирус передается из поколения в поколение, болезнь полностью ликвидирует сортовые признаки)


4. Закрепление и проверка знаний.

- А теперь проверим как вы усвоили пройденный на уроке материал.


Тест. (проверка знаний по теме урока)


Вопросы: Согласны ли вы с утверждением? (если согласны «+» или нет «-»).

1. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.

2. Органоиды — временные структуры клетки.

3. Наследственную информацию хранит молекула ДНК.

4. Вирусы —неклеточные формы жизни.

5. Клеточная стенка прокариот состоит из хитина и целлюлозы.

6. У эукариот ядерная ДНК представляет собой линейную структуру и находится в хромосомах.

7. У прокариот есть пищеварительная система.

8. У эукариот есть различные мембранные структуру и цитоскелет.

9. У прокариот , есть жгутики.

10 . Вирусы могут жить и размножаться только в клетках других организмов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

-

+

+

-

+

-

+

+

+









Приложение:

Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток.



Признак

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Размер клеток

0,5- 10 мкм

40-100 мкм

Форма

Одноклеточные или нитчатые

Одноклеточные, нитчатые, многоклеточные

Наличие ядра

Нет четко оформленного ядра

Есть оформленное ядро

Генетический материал

Кольцевые молекулы ДНК в цитоплазме

Линейные молекулы ДНК, представлены в виде хромосом внутри ядра

Органоиды

Нет мембранных органоидов, микротрубочек, цитоскелета

Есть различные мембранные органоиды, цитоскелет

Клеточная стенка

Толстая оболочка

Из целлюлозы ( у растений), из хитина ( у грибов), отсутствует ( у животных).

Жгутики и реснички

Простые

Сложные

Дыхание

В цитоплазматических мембранах ( аэробы и анаэробы)

Аэробное дыхание в митохондриях

Тип питания

Фото — и хемоавтотрофный, гетеротрофный

Фотоавтотрофный и гетеротрофный

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.