12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Эктова Светлана Александровна127 |
Открытый урок по теме: " Сравнительная характеристика прокариот и эукариот .Вирусы.
Тема урока: Сравнительная характеристика прокариот и эукариот. Вирусы.
Цель:
Образовательная цель урока: выявить черты различия прокариот и эукариот, закрепить полученные знания по данной теме, познакомить с открытием вирусов, их строением, ролью в жизни человека.
Развивающая цель урока: развить умение сравнивать строение различных уровней клеточной организации, активизировать учебно — познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию информационной культуры, правильно и грамотно строить ответы, задавать вопросы, развитие мыслительной деятельности.
Воспитательная цель урока: развитие творческой активности, самостоятельности, коммуникативной культуры, толерантности, здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная,
- коллективная (работа в парах)
Методы проведения занятия:
- Словесный: беседа; фронтальный опрос
- Наглядный: демонстрационный материал;
- Практические: работа с таблицей, рисунками, метод взаимоконтроля
Межпредметные связи: химия, георгафия
Оборудование: раздаточный материал (таблицы, рисунки, тексты), презентация
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Мы с вами выяснили, что в настоящее время выделяют два уровня клеточной организации и соответственно два типа клеток, какие?
(прокариотический и эукариотический.)
- Подумайте: человек не в состоянии воспринять их ни одним из пяти органов чувств: их нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они живут во всех трёх стихиях — в воде, земле, воздухе. Для них не опасен вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельная для других существ доза радиации. Они умеют защищаться от истребительного ультрафиолетового облучения. О ком идёт речь?
(Ответ — бактерии.)
- Верно. А какой тип клетки для них характерен?
(Ответ — прокариотическая.)
- Вам было дано задание найти интересную информацию связанную с эукариотами.
(спросить учащихся)
2. Проверка знаний учащихся о прокариотах и эукариотах.
- А теперь мы подошли к теме сегодняшнего урока «Сравнительная характеристика эукариотической и прокариотической клетки»
Целью нашего урока является сравнение двух уровней клеточной организации, использую полученные знания на предыдущих уроках. Для начала мы проведем биологический блиц-опрос:
Вопросы:
1. Что называется органоидами? (постоянно присутствующие в клетке структуры, которые выполняют строго определенные функции)
2. А что такое включения? (временные компоненты клетки)
3. Перечислите мембранные органоиды клетки (ядро, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии)
4. Какие из них относятся к двумембранным структурам?
5. Назовите немембранные органоиды клетки (рибосомы, цитоскелет, клеточный центр)
6. А какова роль ядра в клетке? (ответ: хранение наследственной информации (в ДНК), деление клетки, регуляция процессов биосинтеза, регуляция обмена веществ и энергии.)
7. Какова роль и значение ДНК? (несет важнейшую наследственную информацию, которая передается из поколение в поколение)
Интересный факт — в крови фюрера (Гитлера) текла кровь евреев — истребление которых являлось его навязчивой идеей (были найдены его 39 родственников у которых были взяты анализы ДНК)
Все представители человеческого рода на 99,9% идентичны по ДНК, что начисто отменяет всякий расизм и национализм
Если вытянуть в одну непрерывную линию все молекулы ДНК всех клеток одного человека, то общая их длина превысит расстояние от Земли до Солнца — 150 млн.км.
6. Один студент сдавал зачёт и нарисовал прокариотическую клетку. На рисунке он допустил грубые ошибки. Подумайте и найдите их. (рисунок на доске)
7. Как без ядра может существовать прокариотическая клетка и что же вместо ядра выполняет его функции? (кольцевая ДНК)
8. Способы дыхания характерные для прокариот (аэробное — кислородом — бактерии гниения и анаэробное бескислородное)
- Давайте рассмотрим и сравним прокариоты и эукариоты.
Заполните таблицы ,пользуясь раздаточным материалом( Приложение).(работа в тетради.(три первых признака — 1 группа, следующие 3 признака — 2 группа, и последние 3 признака — 3 группа)
Проверить (спросить из каждой группы 3 человека)
3. Изучение нового материала.
- Задумывались ли вы над тем, что человеку с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, без оружия. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, СПИДА и др. болезней. О чём же идёт речь, как вы думаете?
(Ответ — вирусы)
- И так мы подошли к следующему разделу нашей темы. Давайте выясним, что же собой представляют вирусы, как были открыты, их строение, состав, и значение в жизни людей.
(презентация по теме «Вирусы — слайды»)
- сообщения учащихся:
1. открытие вирусов (рисунок в раздаточном материале «Вирус табачной мозаики»)
2. строение и состав (рисунок «Вирус СПИДа»)
3. способы передачи.
(по ходу рассказа заполняется таблица)
Вирусы
Кто и когда открыл? | 1852г. - русский ботаник Д.И.Ивановский |
Размеры | От 20-300 нм, в 50 раз меньше бактерий |
Строение | Из фрагментов генетического материала (или ДНК, или РНК) и белковая оболочка - капсид |
Размножение | Способны жить и размножаться только в клетках других организмов (паразиты на генетическом уровне) |
Способы передачи заболевания | 1. непосредственный контакт 2. воздушно капельным путем |
Заболевания вызванные вирусами | Трахома, бородавки, герпес, респираторные заболевания |
- Лекарства должны влиять на сам вирус, но не влиять на жизнедеятельность клетки.
Проверка таблицы.
Вывод — Вирусы — неклеточные формы жизни.
- Рассмотреть рисунок (раздаточный материал - «Тюльпаны пораженные вирусом»)
(У пораженных вирусом тюльпанов нарушается процесс образования пигментного вещества, определяющего окраску лепестков(луковицы мельчают и с каждым поколением происходить деградация, так как вирус передается из поколения в поколение, болезнь полностью ликвидирует сортовые признаки)
4. Закрепление и проверка знаний.
- А теперь проверим как вы усвоили пройденный на уроке материал.
Тест. (проверка знаний по теме урока)
Вопросы: Согласны ли вы с утверждением? (если согласны «+» или нет «-»).
1. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.
2. Органоиды — временные структуры клетки.
3. Наследственную информацию хранит молекула ДНК.
4. Вирусы —неклеточные формы жизни.
5. Клеточная стенка прокариот состоит из хитина и целлюлозы.
6. У эукариот ядерная ДНК представляет собой линейную структуру и находится в хромосомах.
7. У прокариот есть пищеварительная система.
8. У эукариот есть различные мембранные структуру и цитоскелет.
9. У прокариот , есть жгутики.
10 . Вирусы могут жить и размножаться только в клетках других организмов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- | - | + | + | - | + | - | + | + | + |
Приложение:
Сравнительная характеристика прокариотической и эукариотической клеток.
Признак | Прокариотическая клетка | Эукариотическая клетка |
Размер клеток | 0,5- 10 мкм | 40-100 мкм |
Форма | Одноклеточные или нитчатые | Одноклеточные, нитчатые, многоклеточные |
Наличие ядра | Нет четко оформленного ядра | Есть оформленное ядро |
Генетический материал | Кольцевые молекулы ДНК в цитоплазме | Линейные молекулы ДНК, представлены в виде хромосом внутри ядра |
Органоиды | Нет мембранных органоидов, микротрубочек, цитоскелета | Есть различные мембранные органоиды, цитоскелет |
Клеточная стенка | Толстая оболочка | Из целлюлозы ( у растений), из хитина ( у грибов), отсутствует ( у животных). |
Жгутики и реснички | Простые | Сложные |
Дыхание | В цитоплазматических мембранах ( аэробы и анаэробы) | Аэробное дыхание в митохондриях |
Тип питания | Фото — и хемоавтотрофный, гетеротрофный | Фотоавтотрофный и гетеротрофный |