12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Ирина Александровна95
1

Конспект открытого урока русского языка «Обращение» (8 класс)

Государственное образовательное учреждение

«Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

 

Открытый урок русского языка в 8А классе на тему:

 

«Обращение»

 

Подготовила и провела:

Учитель русского языка

Смирнова И. А.

 

Саранск 2021 г.

 

Открытый урок в 8 кл. по русскому языку.

Тема урока: Обращение

 

Цели и задачи: 1. Повторить и закрепить знания о предложениях с

обращениями. Учить выделять их, самостоятельно строить (перестраивать), расставлять знаки препинания.

2. Развивать речь путем требования полных ответов; коррегирование

мышления на основе перестройки предложений с подлеж. в предлож. с

обращениями.

3. Развитие интереса к уроку русского языка путем подбора разнообразного материала

4. Взаимосвязь уроков русского языка с уроком чтения.

5. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

 

Ход урока

Но не хочу, о други, умирать

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

А.С.Пушкин

1. Орг. момент

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, мои дорогие (запись на доске)

2. Сегодня на нашем уроке мы будем обобщать наши знания по теме:

"Обращение". Кто был внимательным, скажите, сколько обращений было использовано в моей речи к вам? (Коля, как ты считаешь?)

- Какие обращения ты запомнил? Назови. (Выходят к доске, находят

обращения и расставляют запятые)

- Сегодня мы будем говорить об обращениях, которые адресуются не только людям. В роли обращения могут выступать - явления природы. Животные, неживые предметы. От этого речь становится более яркой, эмоциональной, выразительной.

- Что же такое обращение? Где в предложении может находиться обращение?

Знаки препинания при обращении

- Давайте посмотрим, как вы усвоили нахождение обращения в тексте и

расстановку знаков препинания. К доске 2 человека (карточки). Найти

обращение и расставить запятые, объяснить.

1 ученик: "Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись"

2 ученик:

"Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя"

Работа с классом

На дом вам было задано выписать обращения из сказки А.С.Пушкина

"Сказка о попе и работнике его Балде". (Учащиеся зачитывают, называют обращения)

- Что такое обращение?

Проверка у доски

Учащиеся зачитывают, объясняют знаки препинания. Откуда взяты эти

строчки? "Зимнее утро", "Няня"

- К кому обращается автор в данных строках?

- Где находится обращение? Из скольких слов состоит обращение?

3. Материал урока:

Ребята, вы догадались, кто автор всех этих предложений? А.С.Пушкин.

- Кто мне скажет, какую дату, связанную с Пушкиным мы отмечаем в этом году?

А.С.Пушкин очень любил использовать в своих произведениях обращения, они позволяли создавать ему различные поэтические образы: картины природы, различных лирических героев, своих друзей. Любимое обращение у него "Мой милый друг", "любезный друг" (обращается внимание на эпиграф урока)

И не зря он так обращался, потому что он сам был прекрасным другом.

Продолжаем нашу работу над обращением. Мы говорим с вами, что обращение не является членом предложения, а служит для привлечения внимания, эмоционального настроения. (Саша намочил тряпку. Саша, намочи тряпку)

- Давайте поработаем над перестройкой предложения с подлеж. в

предложении с обращением.

А как бы Пушкин сказал? Я читаю предложение (1 чел. у доски, остальные на местах)

- Царь здоровается с красной девицей. (Здравствуй, красная девица)

Находим обращение, ставим запятую, где находится обращение, из скольких слов состоит?

- Голубушкам-сестрицам царь велит выбираться из светлицы. (Вы ж,

голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы).

-Князь Гвидон спрашивает гостей о том, чем они ведут торг. (Чем вы, гости, торг ведете?)

- Гвидон желает господам добрый путь. (Добрый путь вам, господа)

- Лебедь желает, чтобы князь был комаром (Будь же, князь, ты комаром)

- Итак, еще раз повторим, где же может находиться в предложении

обращение.

- Как выделяется обращение при письме?

-Откуда эти строчки? (Из сказки "О царе Салтане, о сыне его славном и

могучем Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди")

- К кому обращается автор в 1 предложении, 2,3.. .. называются слова (т.е. к людям).

- Ребята, вспомните сказку "О мертвой царевне и о семи богатырях" В ней Пушкин использует Целую главу, показывая нам обращение к природе (на доске)

А. "Свет наш Солнышко! Ты ходишь круглый год по небу, сводишь зиму с теплой весной, всех ты видишь под собой"

Б. "Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!"

В."Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч" (к доске выходят по одному человеку и объясняют знаки препинания, находят обращения, а класс внимательно следит за работой и исправляет)

- Кому может адресоваться обращение?

4. Закрепление

Самостоятельно работают по карточкам. Ваша задача состоит в том, чтобы вспомнить и вставить в текст пропущенные обращения; правильно поставить знак препинания, а заодно посмотрим как хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина

1. Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

2. Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка!"

3. Отпусти ты, старче, меня в море!

4. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Что тебе надобно, старче?"

5. Испугался старик, взмолился: "Что ты, баба, белены объелась?"

6. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой, вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда?"

7. Глядь - поверх текучих вод лебедь белая плывет: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!"

8. И царевичу потом молвит русским языком: "Ты, царевич, мой

спаситель"

9. Осердилася пуще старуха, по щеке ударила мужа: "Как ты смеешь,

мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою"

10.А народ над ним посмеялся: "Поделом тебе, старый невежа!"

11.Еще пуще старуха бранится: "Дурачина ты, простофиля"

Где находится обращение? Из скольких слов состоит обращение? Знаки препинания.

5. Итог.

Над чем работали на уроке? Что такое обращение? К кому оно может

адресоваться? Знаки препинания. Сегодня на уроке мы использовали для

работы произведения, какого автора? (А.С.Пушкина)

Д/з. Выписать из стихотворений, сказок Пушкина обращения (4-5

предложений).

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.