12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казаринова-Докучаева Екатерина Дмитриевна163
Россия, Челябинская обл., Миасс
0

ПАМЯТКА по планированию непрерывной образовательной деятельности «Как правильно оформить конспект НОД»

ПАМЯТКА

по планированию непрерывной образовательной деятельности

«Как правильно оформить конспект НОД»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я разработала чек-лист “Конспект НОД” и памятку «Как правильно оформить конспект НОД» исходя из анализа некоторых работ как своих личных, так и работ других воспитателей.

Я постаралась объединить воедино все выдвигаемые требования к написанию конспекта НОД в детском саду, независимо от образовательной программы ДОУ и возрастной группы детей.

Возможно, вам не придется заполнять все пункты, многое зависит от выдвигаемых требований к написанию конспекта НОД в вашем образовательном учреждении.

В содержании ФГОС ДО указывается, что виды совместной образовательной деятельности с детьми, методики, формы, технологии определяют и этапы, задачи, оптимальные средства реализации задач совместной образовательной деятельности с детьми. В предложенных рекомендациях для студентов и педагогов раскрывается содержание компонентов совместной образовательной деятельности педагога с детьми.

Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях не используется такое понятие как «занятие». Взамен этому понятию используют термины «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), «организованная образовательная деятельность» (ООД), «образовательная ситуация» (ОС), так как единого замещения слову «занятие» нет. Все эти понятия отражают конкретную образовательную деятельность. [6]



Есть 2 варианта оформления конспекта НОД:

С титульным листом

Без титульного листа

1 лист – титульный лист

С 1 листа – заголовок, ФИО педагога, возраст обучающихся, цель НОД, задачи НОД и т.д.

Со 2 листа – цель, задачи и т.д.

В некоторых ДОУ для конспекта прописывается титульный лист. Он является первым листом. Отсутствие титульного листа не является нарушением. Это зависит от выдвигаемых требований в вашем регионе или ДОУ.

Прописывается на титульном листе:

Полное название ДОУ

Конспект непосредственно образовательная деятельность по (образовательная область) развитию

Тема НОД «»

Для детей (возраст) возраста

ФИО автора

Должность

группы

Населённый пункт

Год

Например (титульный лист):

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15»



Конспект

непосредственной образовательной

деятельности по реализации образовательной области

"Речвое развитие" (развитие речи)

Тема: «Вода»

для детей средней группы

компенсирующей направленности



Автор: Казаринова-Докучаева 

Екатерина Дмитриевна

Должность: воспитатель 

группы: 7

Миасский городской округ

2021

Например (без титульного листа):

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема недели «Волшебница водица»

Тема НОД «Вода»


Казаринова-Докучаева Екатерина Дмитриевна

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.

2. Развивающие: развивать вариативное мышление, речь, память, внимание, воображение, умение анализировать.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, а именно к воде.


Тема

Проектируя занятия, педагог должен четко представлять его конечный продукт (рисунок, аппликация, поделка из пластилина или другого пластического материала, заученное наизусть стихотворение, новая цифра или число, пересказ художественного произведения и т.д.). Поэтому в теме НОД должен найти свое отражение этот продукт.

Например:

Неправильно

Правильно

«В гости к бабушке»

«Лепка. Пирожки»

«Путешествие в стану Математики»

«Счет в пределах 10»

«Зима пришла»

«Составление рассказа по картине

«Зимние забавы»

Образовательная область

Принадлежность к образовательной области определяется ведущей деятельностью на занятии. Если на занятии доминирует изобразительная деятельность \ лепка \ аппликация \ конструирование, то указывается «художественно-эстетическое развитие». Математика, ознакомление с окружающим – «познавательное развитие». Развитие речи, чтение художественной литературы – «речевое развитие». Соответственно цель занятия соответствует целям приоритетной образовательной области.



Структура конспекта:

Заголовок. Указывается непосредственно-образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность, образовательная ситуация. В названии можно обозначить направление деятельности). Далее тема НОД.

Например:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема недели «Волшебница водица»

Тема НОД «Вода»


ФИО педагога, занимаемая должность, квалификационная категория (если она есть)

Например:

Казаринова-Докучаева Екатерина Дмитриевна, воспитатель первой квалификационной категории.



Возраст обучающихся

Например:

Дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет.



Вид НОД (классическое, комплексное, тематическое, итоговое).

Классическое: объяснение, выполнение задания детьми, итог.

Комплексное (комбинированное): использование одновременно разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

Тематическое может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

Итоговое или контрольное: выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

Тип НОД:

Традиционные (усвоения новых знаний и умений; закрепления ранее приобретённых знаний; творческого применения знаний и умений; одновременно решаются несколько дидактических задач (комбинированный); тематические (по разделам обучения); интегрированные).

Нетрадиционные (соревнования, театрализованные, путешествия, ООД – игры: поле чудес; Что? Где? Когда; КВН и т. д.).

Например:

Интегрированное: образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи), образовательная область «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)



Формы организации обучения (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная). Все они могут использоваться при проведении НОД.

Фронтальная – работа со всеми детьми одновременно.

Подгрупповая – взаимодействие с частью группы детей.

Индивидуальная – взаимодействие только с одним ребенком.

Например:

Фронтальная (физминутка, рассматривание чего-либо, демонстрация чего-либо, беседа о чем-либо…).

Подгрупповая (проведение дидактической игры, составление рассказа, беседа о чем-либо…).

Индивидуальная (ответ на вопрос воспитателя, выполнение задания и т.п. с целью закрепления знаний, умений и навыков у ребенка).



Цель НОД – это образ желаемого результата. Цель мероприятия одна и выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»). [4]

Например:

Обобщение знаний о воде и ее свойствах.



Задачи (программное содержание). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.



Задачи:

Образовательные. Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый. 

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …» [5]



Развивающие. Направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор, будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д. [5]



Воспитательные. Направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.

если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола, будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д. [5]



Речевые

Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Основная задача развития связной речи- научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

Например:

Формировать навык отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.



Словарь (предметный, качественный, глагольный)

Например:

Предметный – капля, туча, вода; качественный – жидкая, твердая, газообразная, прозрачная; глагольный – поливает, питает.



Грамматика (Грамматический строй речи — это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов); система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях).

Например:

Продолжать развивать способность у детей образовывать слова имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.



Звуковая культура речи. Звуковая культура детей дошкольного возраста – это владение культурой произношения (фонетическая и орфоэпическая правильность речи, чёткая дикция), элементами культуры речевого общения, речевым и фонетическим слухом.

Например:

Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.



Методы и приемы:

Практические. Практические методы обучения дошкольников – это методы, направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер. Ведущими практическими методами обучения дошкольников являются: упражнение, элементарные (эксперименты и опыты), моделирование.

Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

Элементарные опыты, экспериментирование. Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).

Например:

Сюрпризный момент – глобус, игра малой подвижности «Капелька».



Наглядные (Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы).

Например:

Демонстрация презентации.



Словесные.

Рассказ педагога. Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

Беседа. По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

Например:

Дидактические игры «Скажи наоборот», «Назови ласково», беседы (предварительная и итоговая).



Интеграция образовательных областей (объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким).



Интеграция детских видов деятельности (симбиоз различных видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструирование из различного материала и др.).



Индивидуальная работа (какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Например:

Формировать навык правильно использовать в речи антонимы, – ИФ ребенка.



Предварительная работа (наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игруш­кой и т. п. Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок осваивает форму, цвет, объем).



Средства и оборудование (материалы).

Например:

Мультимедийная презентация, компьютер, глобус, лейки, вода.



Планируемый результат — это социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе младенческого и раннего возраста, этапе завершения дошкольного возраста. Планируемые результаты должны быть достижимыми, реальными, конкретными и выполнимыми в процессе НОД. [4]

Например:

Сформированы знания о воде и ее свойствах; выделяют

существенные признаки и делают на этой основе необходимые

обобщения; способны самостоятельно находить логические решения;

сформированы доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками.


Ход НОД

Ход непосредственно образовательной деятельности пишется в прямой речи. Указываются все действия педагога (героя), которые он выполняет по ходу НОД, предполагаемые ответы детей.

Мотивационный этап -Вводная часть (организация детей) составляет 8-10% от общего времени образовательной деятельности.

Мотивация на совместную деятельность, актуализация знаний, игровая ситуация, побуждающая детей к новому знанию, включение детей в целеполагание.

Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).

Например:

Воспитатель подзывает детей к столу, на котором стоит глобус.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это глобус (поворачиваю его). Глобус — это модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?

Ответы детей (округлую, круглую)

Воспитатель: на глобусе желтым цветом обозначена суша. Голубым цветом обозначена вода – океаны и моря. Маленькие овалы – это озера, тонкие линии – это реки (показать их). Вода занимает части Земли. Ребята, послушайте и определите, что это за звуки?

(звучит шум воды)

Ответы детей (это шумит вода)

Содержательный этап – Основная часть (практическая деятельность) составляет 80% от общего времени образовательной деятельности.

Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата).

В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.

Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).

Например:

***

Воспитатель: А сейчас, ребята, отгадайте-ка загадки.

Над тобою, надо мною

Прилетел мешок с водою

Наскочил на дальний лес

Прохудился и исчез.

На экране появляется отгадка (Туча)


Он пришел наполнил кадки

Поливал усердно грядки

С шумом окна промывал

На крыльце потанцевал

Побродил по крыше в волю,

И ушел по лужам в поле.

На экране появляется отгадка (Дождь)


На экране появляется Тучка

Воспитатель: добрая тучка решила рассказать вам сказку. На экране будут появляться картинки, а мы с вами эту сказку будем озвучивать. Я начну первая.

Воспитатель совместно с детьми составляют сказку, описывая происходящее на экране.

***

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в рассыпную, чтобы друг другу не мешать.

Физминутка

Седели семечки в землице

(дети садятся на корточки)

Дождик пошел

(дети медленно подымаются)

Выросли цветочки

(дети встали)

Распустили лепесточки

(дети расставили руки в сторону)

Солнышко пригрело

(дети потянулись на носочках)

Ветерок подул

(дети покачались)

Воспитатель: ах, как славно поиграли. А теперь садитесь на ковер. Предлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот».


Рефлексивный этап – заключительная часть (рефлексия) составляет 10-12% от общего времени образовательной деятельности.

Рефлексия в разных формах, в зависимости от возраста и мотивации: в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции; в средней группе он дифференцировано подходит к оценке результатов деятельности детей; в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Ориентация на самостоятельную деятельность в центрах активности.

В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.

Например:

Воспитатель: молодцы, ребята! Что сегодня имя понравилось больше всего? Что для имя было самым трудным? Что запомнилось имя сегодня? Что важного мы сегодня узнали?

Ответы детей (понравилось сочинять сказку; понравилось называть ласково; трудно было придумать наоборот; я не отгадал не одной загадки; мне запомнилась сказка; мне понравилось рассматривать глобус; вода очень важна как для людей, так и для растений, и живых существ.)

Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось с вами сочинять сказку. А сейчас я вам предлагаю взять бутылки с водой и полить цветы в группе.

Далее – самостоятельная деятельность детей – полив цветов в группе.



Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности. [5]

В ходе НОД помните:

В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.

Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.

Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.

Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого–то») Спросите меня!». [5]

При подведении итога НОД помните:

Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д. [5]

Откройтесь детям, и вы получите удовольствие от общения с ними.

У Вас все обязательно получится!!!


Список используемой литературы:

  1. Васюкова Н.Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как усвоение интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции – Тольятти ТГУ, 2002 – Том1
  2. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно-методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
  3. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011
  4. Методические рекомендации по планированию непрерывной образовательной деятельности (конструкта НОД)  https://severyanochka.86.i-schools.ru/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4.%20%D1%80%D0%B5%D0%BA.%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80.%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0.pdf
  5. Памятка для воспитателей ДОУ  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/13/pri-postanovke-tseli-i-zadach-neposredstvenno-obrazovatelnoy
  6. Головина Б.Г. Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС  http://detstvogid.ru/kak-pravilno-sostavit-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-fgos/.html
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.