Статья «Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся»

1
0
Материал опубликован 9 November 2018 в группе

Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся

Личностно-ориентированные технологии очень важны в современной педагогике. Они помогают ребенку раскрыться как личность, формируют и развивают интеллект и речь учащегося, развивают критическое и творческое мышление.

Главная задача личностно-ориентированного подхода – не простая передача информации на уроке, а общение с ребенком, взаимодействие, мотивация на творчество. Чтобы реализовать эту задачу, необходима поддержка и помощь со стороны учителя.

Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает технология педагогической мастерской, основные этапы которой – фаза индукции, работа с материалом, социализация, рефлексия.

На фазе индукции дети формулируют проблему. Например, на уроке «Буквы гласных в суффиксах имен существительных –ек, -ик» учитель, используя подводящий диалог и презентацию, помогает ученикам сформулировать проблему урока.

На слайде (доске) представлено предложение:

Поешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.

По клику мыши появляются слова дружочек, лещик, кусочек, в которых выделены суффиксы.

Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Почему в суффиксах существительных ­ек­, ­ик­ пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ­ек­, ­ик­?

Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки? (Какую букву нужно написать в суффиксе …?)

На этапе работы с материалом дети выдвигают различные версии, гипотезы, идеи. Делать это можно и индивидуально, и в парах, и в группах.

На этапе социализации ребята разрабатывают алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек и -ик в именах существительных». Обсудив (в малой группе) и дополнив свои работы, ребята вывешивают их на стендах или на классной доске. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, задают вопросы, высказывают свое мнение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей.

На этапе рефлексии ученики также могут сообщить о том, чему они

сегодня научились.

При использовании данной технологии необходимо помнить о принципах работы мастерской:

1) равенстве всех участников, включая педагогов;

2) ненасильственном вовлечении в процесс деятельности;

3) отсутствии отметки;

4) отсутствии соперничества, соревнования;

5) чередовании индивидуальной и групповой работы;

6) важности не столько результата творчества, сколько самого процесса;

7) разнообразии используемого материала;

8) ответственности каждого за свой выбор.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации