Статья «Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся»
Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся
Личностно-ориентированные технологии очень важны в современной педагогике. Они помогают ребенку раскрыться как личность, формируют и развивают интеллект и речь учащегося, развивают критическое и творческое мышление.
Главная задача личностно-ориентированного подхода – не простая передача информации на уроке, а общение с ребенком, взаимодействие, мотивация на творчество. Чтобы реализовать эту задачу, необходима поддержка и помощь со стороны учителя.
Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает технология педагогической мастерской, основные этапы которой – фаза индукции, работа с материалом, социализация, рефлексия.
На фазе индукции дети формулируют проблему. Например, на уроке «Буквы гласных в суффиксах имен существительных –ек, -ик» учитель, используя подводящий диалог и презентацию, помогает ученикам сформулировать проблему урока.
На слайде (доске) представлено предложение:
Поешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
– Найдите существительные с ласкательным значением. Выпишите эти слова. Выделите в них суффикс.
По клику мыши появляются слова дружочек, лещик, кусочек, в которых выделены суффиксы.
– Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой в учебнике.
Почему в суффиксах существительных ек, ик пишутся разные буквы – е или и? В каких случаях пишутся буквы е, а в каких буква и в суффиксах ек, ик?
– Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки? (Какую букву нужно написать в суффиксе …?)
На этапе работы с материалом дети выдвигают различные версии, гипотезы, идеи. Делать это можно и индивидуально, и в парах, и в группах.
На этапе социализации ребята разрабатывают алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек и -ик в именах существительных». Обсудив (в малой группе) и дополнив свои работы, ребята вывешивают их на стендах или на классной доске. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, задают вопросы, высказывают свое мнение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей.
На этапе рефлексии ученики также могут сообщить о том, чему они
сегодня научились.
При использовании данной технологии необходимо помнить о принципах работы мастерской:
1) равенстве всех участников, включая педагогов;
2) ненасильственном вовлечении в процесс деятельности;
3) отсутствии отметки;
4) отсутствии соперничества, соревнования;
5) чередовании индивидуальной и групповой работы;
6) важности не столько результата творчества, сколько самого процесса;
7) разнообразии используемого материала;
8) ответственности каждого за свой выбор.