12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»

Педагогические технологии, используемые в логопедической работе


В своей работе я использую такие педагогические технологии:

- квест- технологии;

- кейс- технологии;

- технология информационного обучения - ИКТ (информационно-компьютерные технологии);

- технология проблемного обучения;

- технология проектной деятельности (метод проектов);

- технология игрового обучения;

- здоровьесберегающие образовательные технологии;

- технология «Портфолио»;

- технология музейной педагогики;

- технология экспериментально-опытной деятельности

Теперь подробнее рассмотрим каждую технологию.


1.Квест (поиски)(англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им.

Я использую данную технологию в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. В этом случае содержание, задания и условия организации игры выстраиваю в соответствии с коррекционными задачами и возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. Содержание сценария наполнено разными видами деятельности, так как дети не могут выполнять однообразные задания в силу своих психологических и возрастных особенностей. Игра эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря. Дошкольники четко представляют цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого или просто кому то оказать помощь). Главное, у детей должна быть мотивация к достижению поставленной цели. Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно

сказывается на состоянии речи, что повышает эффективность коррекционной

работы. Главное грамотно и занимательно продумать весь маршрут квеста и одновременно выполнить коррекционные задачи.

2.Кейс- технология - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. Кейс - технология (от английского case - случай) – это интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальных задач или смоделированных проблемных ситуаций.

Я активно использую данную технологию в работе с детьми по дорожной, пожарной безопасности, по формированию норм этикета, а также в логопедической работе, в частности для работы по развитию связной речи и обучению диалога. Очень важно, что проблемы, с которыми дети могут столкнуться в жизни, как бы проигрываются заранее в режимных моментах, на прогулках, на занятиях, в совместной деятельности: ребенок- ребенок или ребенок – взрослый. Дети изучают ситуации, разбираются в проблеме, обсуждают ее со сверстниками и взрослым, а затем находят правильный выход или решение. В данном случае нет подсказок относительно решения проблемы, а есть информация. Здесь важно правильно сформулировать вопрос, который включает в себя задание и одновременно мотивацию ребенка к решению проблемы. И самое главное, в процессе обсуждения кейса, нужно воздержаться от ответов на вопросы и от советов в ситуациях, важно дать ребенку слово и возможность искать выход самому. Но анализировать ситуацию с помощью вопросов просто необходимо: «Ребята, что вы видите?», «Правильно ли поступает мальчик (девочка, люди)?», « Что бы мы могли сделать?», «Как бы поступили вы?», «Как вы думаете, что может произойти, если…?» и др. Ситуации, которые предлагаются, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего и стимулировать к общению. При этом принимается любой детский ответ, даже порой нелепый и необычный. Важно, научить дошкольников аргументировать свое мнение, и выбирать  из большого количества идей, уместные и правильные. Использование кейс- технологии в логопедической работе положительно сказывается на состоянии связной и диалогической речи.

3.Технология информационного обучения. ИКТ в работе современного педагога- это: подбор иллюстративного материала к НОД, праздникам и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет; принтер, презентация) ; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения; создание презентаций для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер в детском  саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса. Используются такие программы:

-игры на развитие воображения, мышления, памяти, речи;

- простейшие графические редакторы;

- игры-путешествия;

- мультимедийные презентации и т.д.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные, коррекционные и творческие задачи с опорой на наглядность.

 4. Технология проблемного обучения 


Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания, развивает речь.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Достоинства проблемного обучения: высокая самостоятельность детей; формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка; развитие мыслительных и речевых способностей детей. Я использую данную технологию, включая проблемные ситуации в занятия с детьми с речевыми нарушениями.

5. Технология проектного обучения, проектной деятельности (метод проектов) – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он, как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и ,конечно же, развивает познавательную и творческую, речевую активность дошкольника. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Важнейшим его достоинством, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова, ребенок будет использовать их в собственной речи.
Технология проектной деятельности востребована в работе учителя -логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка. Использую метод проектной деятельности уже многие годы. Мною реализованы совместно с детьми и их родителями, такие проекты:

- «Удивительный лес»

- « В гостях у морского царя

- «Вода. Почему ее надо беречь?»

- «Как свет к нам в дом пришел?»

- «Путешествие в страну красивой речи»

-« Нет листвы осенней краше» и другие. Данные проекты напечатаны в научно- методических журналах «Дошкольное воспитание», «Логопед», «Ребенок в детском саду».

6. Технология игрового обучения – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии – это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, речевого, естественно-экологического и др.). Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

7. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии.

 Это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Использование здоровьесберегающих технологий является одной из важнейших в логопедической работе, это использование артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики; разнообразные физкультминутки по лексическим темам; массаж ладоней ; самомассаж лица и др.

8. Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь для развития речетворчества детей.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. В своей работе активно использую данную технологию, так как являюсь руководителем школьного музея «Истоки». Некоторые занятия по лексическим темам провожу в музее ОУ, при этом используются: музейные экспонаты, костюмы, атрибуты. Способствуют развитию речи детей, устное народное творчество: потешки, попевки, пословицы, поговорки, загадки, народные игры, скороговорки и др.

9. Технология опытно- экспериментальной деятельности

Цель экспериментально-опытной деятельности: развитие познавательных способностей, развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков. В ходе экспериментально-опытной деятельности развивается связная речь детей. Дети рассуждают, аргументируют и доказывают свои доводы.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами деятельности я использую экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так, ребенок совместно со взрослым: выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи); предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей); подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Я использую в своей работе такие задания и упражнения, например:

- «Дорисуй букву

-«Сделай букву» (на столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.)

 - «Сделай из одной буквы другую букву» и многие др.


В начале учебного года при рассматривании вопроса «Что помогает нам говорить?» проводится опыт «Работа голосовых связок», целью которого является: понять происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.  В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

           В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Благодаря данному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, выразительной, правильно построенной.



10. Технология «Портфолио»


Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

Создание собственного портфолио помогает учителю- логопеду:

• систематизировать накопленный опыт,

• определять направление деятельности,

• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,

• отслеживать творческий и профессиональный рост,

• содействовать формированию навыков самооценки,

• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.



Список использованной и рекомендуемой литературы

Будже Т. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми/Т. Будже// Справочник старшего воспитателя.- 2017.- №10.- с. 6-11

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2012г.-78с.

Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128 с.

Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Изд:. «Учитель», 2011. – 202

Зинарева А.К. Кейс - технология для детей с нарушениями речи/ А.К. Зинарева// Логопед (изд. «Сфера»).- 2019.-№9.-с.98-103

Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения

Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с.

Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]:  //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ»  [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59

Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]:  / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

Ошкина, А. А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г,  279-282с

Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.


























Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.