12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зуева Нина Александровна1614
Высшая категория, идем к следующей цели - педагог-наставник!
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Педагогический проект от А до Я»
7

Педагогический проект "Дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству Александра Сергеевича Пушкина"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кизеловский политехнический техникум»







Педагогический проект


Дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству Александра Сергеевича Пушкина





Разработчик проекта:



Зуева Нина Александровна,

преподаватель русского языка и литературы









2020г

Содержание:


Актуальность проекта 3

Цель и задачи проекта 3

Механизм реализации проекта 4

Перспективы дальнейшего развития проекта 5

Литература 5

Приложение 1. Содержание дистанционной недели 6

Приложение 2. Олимпиада по творчеству Александра Сергеевича Пушкина 12

Приложение 3. Конкурс знатоков русского языка 15

Отзыв о реализации проекта 20





Актуальность проекта: 

В 2011 году президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. Этот праздник был установлен «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

Творчество А.С. Пушкина является неотъемлемой частью российского и мирового культурного наследия, оно входит в нашу жизнь с детских лет, объединяет людей, живущих в разных странах, исповедующих разную религию. Великий поэт – гордость и символ России.

6 июня 2020 года исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта и писателя, основоположника новой русской литературы Александра Сергеевича Пушкина. Литературное творчество А.С. Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Можно сказать, что любовь к его произведениям прописана в русском человеке на генном уровне – про дышащее осенью небо, ходящего налево кота и торжествующего крестьянина знают у нас абсолютно все, и это не преувеличение. Его именем названы города, площади, улицы, институты, а теперь и аэропорт. Книги Пушкина есть практически в каждой семье. Именно Пушкин привил любовь русскому народу к родному языку. В честь великого поэта, так много сделавшего для своей родины, наши современники организовали дни русского языка, которые получили название Пушкинские дни и отмечаются ежегодно во всех городах России 6 июня.



Цель проекта: популяризация наследия А.С.Пушкина среди обучающихся техникума.

Задачи проекта:

Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина; 

Формирование представления детей о личности А.С. Пушкина, основных темах и жанрах его произведений; 

Развитие творческих способностей, образного мышления, воображения;

Развитие мотивации к интеллектуальной деятельности.

Значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Сроки проведения с 1 по 6 июня 2020 года

Механизм реализации проекта

Организатором недели является преподаватель русского языка и литературы.

Участниками недели являются все обучающиеся техникума.

В рамках недели проводятся следующие мероприятия:

олимпиада по творчеству А.С.Пушкина;

конкурс знатоков русского языка ;

видео экскурсия по Михайловскому;

ежедневные игровые задания по русскому языку и литературе.

4. Проведение дистанционной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в единой группе техникума в социальной сети Вконтакте.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

В связи с тем, что дистанционная неделя нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности.

Форма проведения: дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Шесть тематических дней недели, посвященных русскому языку и литературе и имеющих четкие задачи выполнения, органически связанные между собой. (Приложение 1)

Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся техникума всех курсов.

Критерии эффективности проекта выражаются:

в востребованности проекта;

в охвате обучающихся;

в привлечении других специалистов, общественности;

в уровне культуры участников проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.

Литература

Предметные недели в школе: русский язык и литературы/ Сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003.

Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

http://festival.1september.ru/articles/613587/

Журналы «Литература в школе» и «Русский язык» в школе» разных лет.

Приложение 1.

Содержание дистанционной недели русского языка и литературы, посвященный творчеству Александра Сергеевича Пушкина

1 день.

Дорогие студенты и уважаемые преподаватели! 1 июня - первый день дистанционной недели русского языка и литературы в техникуме! Предлагаю всем желающим окунуться в мир детства и ответить на вопросы литературной викторины по сказкам А.С. Пушкина. Ответы выставлять ЗДЕСЬ, в группе!!!" Успехов!

1. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?

2. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?

3. Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон.

4. У семи богатырей из сказки была собака. А какая у неё была кличка?

5. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон?

6. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

t1598811861aa.jpg

2 день.

Продолжаем дистанционную неделю, русского языка и литературы, посвященную Александру Сергеевичу Пушкину.

Прочитайте текст.У наборщиков при работе над текстом среди необходимых знаков препинания не оказалось запятой, поэтому мы предлагаем Вам самим расставить запятые в тексте. А после попробовать выполнить задания Конкурса знатоков русского языка (Приложение 3)

Уезжая из Москвы Пушкин получил от Нащокина неожиданный подарок – сюжет романа. Нащокин рассказал ему историю обедневшего помещика Островского которого стал теснить богатый влиятельный сосед. Призвав на помощь неправый суд сосед выселил Островского из небольшого родового имения. Этого беднягу Нащокин увидел в остроге….

Тема заинтересовала Пушкина. Помещичий быт и тяжкая доля подвластных крепостникам крестьян были ему хорошо знакомы. Приезжая в Псков он мог видеть и рисовать своего Троекурова с натуры.

В руки Пушкина попало в то время подлинное судебное дело возникшее между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым рассматривавшееся в октябре 1832 года в Козловском уездном суде.

Пушкин тут же принялся за новый роман получивший название “Дубровский”. За двадцать дней с 21 октября по 11 ноября 1832 года написал восемь глав…

(А. Гессен «Жизнь поэта»,М.,1972,с.368)

t1598811861ab.jpg

3 день.

3 - июня! Третий день дистанционной недели русского языка и литературы, посвященный творчеству Александра Сергеевича Пушкина, пройдет под девизом "И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может"

Перед Вами стихотворения Александра Сергеевича, определите кому они посвящены, впишите в комментариях.

1.
Все миновалось!
Мимо промчалось
Время любви.
Страсти мученья!
В мраке забвенья
Скрылися вы.
Так я премены
Сладость вкусил;
Гордой Елены
Цепи забыл.
2.
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю,
Одну тебя в неверном вижу сне,
Задумаюсь - невольно призываю,
Заслушаюсь - твой голос слышен мне.
3.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою,
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами
4.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты...
5.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
6.
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан...
7.
А ложа, где, красой блистая,
Негоциантка молодая,
Самолюбива и томна,
Толпой рабов окружена?
Она и внемлет и не внемлет
И каватине, и мольбам,
И шутке с лестью пополам...
8.
Но ты, мой злой иль добрый гений,
Когда я вижу пред собой
Твой профиль и глаза, и кудри золотые.
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые, -
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою...
9.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.


t1598811861ac.jpg

4 день

Уважаемые студенты и преподаватели, сегодня четвертый день дистанционной недели русского языка и литературы. Он пройдет под девизом "«Аз и буки – начало всей науки». Поговорим о буквах русского алфавита. Перед вами древнерусская азбука и то, как эти буквы читали. Например слово слово КНИГА читалось так: како, наш, иже –КНИ, глаголь, аз –ГА – книга.

Попробуйте и вы составить слова из приведенных ниже букв. Получившиеся слова запишите в комментариях.

1) ша, како, он, люди, аз

2) буки, ук, како, веди, аз

3) реци, он, добро, иже, наш, аз

4) ук, червь, есть, наш, иже, како

5) червь, есмь, люди, он,веди, есмь, како

6) Глагол, реци, аз, мыслите, он, твердо, аз

t1598811861ad.jpg

5 день

Доброе утро уважаемые студенты и преподаватели техникума!

Сегодня пятый день дистанционной недели русского языка и литературы, и пройдет он под девизом "Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов".

Приглашаем Вас на экскурсию в Михайловское!

А после принять участие в олимпиаде на знание творчества Александра Сергеевича! (Приложение 2)

https://www.youtube.com/watch?v=712DzCRA3i8

t1598811861ae.png


6 день

Сегодня, 6 июня, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА и ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА! А также последний, 6-й день, нашей дистанционной недели русского языка и литературы!

Его девиз: «ПУШКИН – НАШЕ ВСЁ!» (А. Григорьев).

6 июня день рождения великого поэта А.С. Пушкина! И мы отпразднуем это событие поэтическим видеомарафоном «подарок Пушкину».

Я обращаюсь ко всем, кто желает сделать свой подарок имениннику. запишите видео с вашим чтением (наизусть или с листа!) Какого – либо стихотворения (сказки, поэмы в стихах) А.С. Пушкина. Можно прочитать отрывок.

Выложите свое видеочтение здесь, в этой группе.

Приложение 2

Олимпиада по творчеству Александра Сергеевича Пушкина!



1. Назовите художественный прием, к которому прибег автор, раскрывая образы Кирилла Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского ("Его (Троекурова) богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение"; Дубровский остался беден и независим").

2. О каком герое романа "Евгений Онегин" идет речь? (напишите ответ)

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан…

3. Какой литературный критик XX века сравнил фабулу романа "Евгений Онегин" с фабулой басни "Лиса и журавль"? В чем эта фраза заключалась? Запишите кратко.

4. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?

5. Назовите произведение А.С. Пушкина «Но едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорога занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю».

6. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь «самозванцами». Кто из них станет:

- крестьянкой

-разбойником

-царём?

7. Где можно увидеть этот портрет, кто его автор?

t1598811861af.png

8. В стихотворении «19 октября» А.С. Пушкин писал:

«Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей».

Вопрос: о ком идёт речь?

9. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Марья Ивановна Миронова обращается к императрице__________________ с просьбой . Накануне она встретилась с императрицей в саду Царского села. Императрица сидела на скамейке напротив памятника графу _______________________________. Запишите пропущенные слова. Эти люди принадлежат истории России.

10. Сколько сцен в трагедии «Борис Годунов»?

11. Перед вами письменный ответ ученика по биографии А. С. Пушкина. К сожалению, ученик допустил целый ряд фактических ошибок(в тексте они пронумерованы). Пожалуйста, после текста напишите правильные ответы по номерам.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1889(1) года в северной столице(2).Он был младшим сыном в семье(3). В год начала Отечественной войны(4) родители отдали его в Лицей, где он проучился 8 лет(5).В Лицее крепкая дружба завязалась у Пушкина с Дельвигом, будущим поэтом, Пущиным и Луниным(6), ставшими впоследствии декабристами.

По окончании Лицея Пушкин поселился у родителей в Москве(7).Он увлекся театром, вступил в литературно-театральный кружок «Зеленая лампа».

Вольнолюбивые стихи Пушкина стали известны царю, и над поэтом нависла гроза. Царь решил сослать его на Кавказ(8), но друзья-писатели – Жуковский, Державин(9), Карамзин стали хлопотать за Пушкина, и царь сослал поэта в Бессарабию.

За время жизни на юге Пушкин написал много стихов и несколько поэм : «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила»(10), «Бахчисарайский фонтан» и др.

После восстания декабристов поэта сослали в Михайловское(11).

12. В каком году А. С. Пушкин завершил работу над романом «Евгений Онегин»?

13. Приведены цитаты, характеризующие литературный персонаж; одна из них к нему не относится. Назовите имя героя и укажите букву описания, которое к нему не относится.

А) Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам…»

Б) «…набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава по-дурацки торчали, как фижмы у Мадам де Помпадур; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах».

В) «…не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо…»

Г) «На второй было закрытое платье серо-жемчужного цвета, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки красного-бурого цвета стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины».

14. Кем приходилась Людмила Владимиру Ясное Солнышко?

15. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил своей жене Н.Н. Гончаровой?

16. Какое стихотворение, ставшее поэтическим итогом творчества, завещанием, обращённым к далёким потомкам, А.С. Пушкин написал за несколько месяцев до своей смерти?

17. Какие произведения вошли в сборник «Повестей Белкина»?

18. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость»

19. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты»

20. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке»

Приложение 3.

КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА


I. Какого я рода?

Задание: определить род имён существительных:

Тюль

Мозоль

Кофе

Шампунь

Бюллетень

Такси

Лебедь

Кашне

Студень

Бандероль

II. Родственники

Задание:дано иноязычное слово. Вам необходимо записать его русского «родственника»:

Вестибюль –

Коммуникабельный –

Интегрировать –

Антономазия - –

Промоушн –

Драйв –

Виндсерфинг -

Имидж –

Эпиталама -

Лапидарный -

 III. Весёлые картинки

Задание: глядя на картинку, назови фразеологизм, т.е. крылатое выражение:

t1598811861ag.jpg

t1598811861ah.jpg



 t1598811861ai.jpg

 t1598811861aj.jpg

t1598811861ak.jpg

t1598811861al.jpg

t1598811861am.jpg

t1598811861an.jpg

9.

t1598811861ao.jpg

10.

t1598811861ap.jpg


IV. Афоризмы

Задание: дано начало афоризма А.С. Пушкина. Закончите его:

Ах, обмануть меня не трудно!

2. Безответная любовь не унижает человека, а …

3. Быть можно дельным человеком, а …

4. Вдохновение – это умение …

5. Я жить хочу, чтоб …

V.Пошутим?

Задание: угадайте слово по его шутливой характеристике:

1. Её толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди.

2. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают деньги и слова.

3. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки.

4. Его проглатывают, за него тянут или дергают.

5. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман.





Опубликовано в группе «Педагогический проект от А до Я»


Комментарии (2)

Гагаринова Ирина Викторовна, 31.08.20 в 07:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Александровна, за интересный, полезный материал!

Отредактировано 31-08-2020 07:49

Ирина Владимировна Казарцева, 31.08.20 в 08:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Александровна, за работу, за идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.