12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шкунов Владимир Николаевич1688
Доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, Заслуженный деятель науки и образования, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и т.д.
Россия, Ульяновская обл., Инза
10

Педагогика восторга как инновационная образовательная технология и новая парадигма

УДК 378.1+371.3


ПЕДАГОГИКА ВОСТОРГА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И НОВАЯ ПАРАДИГМА


Шкунов Владимир Николаевич

Доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор,

ФГБУН «Самарский федеральный исследовательский центр РАН»


Статья посвящена презентации инновационной образовательной технологии и новой парадигмы образования в XXI веке – педагогике восторга. В статье раскрыты сущность педагогики восторга, ее преимущества, значимость, отличительные особенности. Особое внимание уделено инновационным формам, способам, приемам и методам обучения, используемым в педагогике восторга. В статье представлены примеры применения педагогики восторга при проведении уроков истории, французского, немецкого, испанского языков, окружающего мира в начальной школе. Автором раскрыты особенности применения краеведческого дневника в рамках изучения курса истории в учреждении профессионального образования.

Ключевые слова: педагогика восторга, Pedagogy of Rapture, восхищение, инновации, образовательные технологии, методы, формы, способы, приемы обучения.



Одной из высших целей педагогической деятельности является превращение образовательного процесса в яркое и незабываемое событие, способное мощно воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, получающих удовлетворение от урока. Ученики должны выходить из класса не только с новыми знаниями, а окрыленные, осознавая, что сегодня они сделали открытие, которое потрясло их и восхитило. Именно такой урок запомнится им на всю жизнь, а полученные знания в силу их особого эмоционального восприятия никогда не забудутся. Потрясение, восхищение, открытие уникального нового, восторг – именно это делает урок по-настоящему продуктивным, запоминающимся, радостным. Почему многие дети не любят (ненавидят) школу? Кто в этом виноват? Эти вопросы всегда были и будут актуальными в педагогике. Если образовательный процесс в школе превращается в рутину, в механическую «дачу» учебного материала, в скучный и муторный механизм штудирования учебников, - то он, безусловно, отторгает ученика от школы, превращает ее в ненавистное место для ученика. Такие дети безгранично рады каникулам, выходным дням, отмене занятий в связи с морозами, карантином и т.д. Более того, такие ученики находятся в состоянии постоянного стресса, угнетенного настроения, раздражительности, агрессивности. А виноват в такой ситуации скучный учитель-урокодатель, пассивно относящийся к творчеству, с потухшим взором, входящий в школьный класс «как в клетку» (Р. Рождественский).

В современном мире можно выделить несколько перспективных инноваций, которые получают широкое распространение в школах многих государств планеты. Среди них выделим следующие:

- гибридное обучение;

- дуальное (практико-ориентированное) обучение;

- педагогика микростепеней;

- обучение у инфлюенсеров;

- педагогика автономии;

- образование с заботой о психологическом благополучии;

- обучение на ходу и др. [2].

Среди новых направлений в педагогике следует особенно отметить педагогику удивления (автор – П.А. Степичев, кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного социального университета) [3]. Автор выделяет четыре источника удивления на уроке: удивление фактом, удивление методом, удивление обучающей средой и удивление собственными силами.

Мы предлагаем педагогическому сообществу новое направление в педагогике и новую парадигму в современном образовании – педагогику восторга (Pedagogy of Rapture).

Восторг присущ людям с грудного возраста. Бурные позитивные эмоции младенца видел каждый. Они могут быть вызваны разными причинами: впечатлением от яркой, необычной игрушки, смехом мамы, мигающей гирляндой, приятной музыкой и т.д. Это мировосприятие передается на протяжении всей жизни. Каждый раз восторг – это позитивный эмоциональный удар, потрясение, удивление, восхищение. Восторг – это мурашки по телу, прилив адреналина, состояние экстаза.

На протяжении почти полувековой педагогической деятельности автор статьи с 43-летним педагогическим стажем убеждался в преимуществах педагогики восторга. Что такое восторг? В.И. Даль полагал, что восторг – это «благое исступление, восхищение, воспарение духа», а С.И. Ожегов – «восхищение, подъем радостных чувств». А разве не таким должен быть итог образовательного процесса в школе? Разве не такие чувства должны испытывать обучающиеся на наших уроках? Именно это воспарение над скукой и серостью, зубрежкой и нудной подачей материала должны испытывать наши воспитанники? Педагогика восторга – это уход от рутины, сухости, безразличия, закостенелости, убогости и безразличия в учебном процессе. Педагогика восторга – это нестандартность в изучении нового материала, каждодневное открытие, удивление, восхищение от нового знания, раздвижение рамок школьных учебников, эксперимент и исследование, дискуссия и анализ, воспарение над повседневностью и ощущение чуда. Современные ученые-лингвисты отмечают различия между восторгом и восхищением: «…различие между восторгом и восхищением в том, что восторг переживается по поводу того, что заслуживает похвалы, но достижимо, может быть повторено и превзойдено, восхищение переживается по поводу непревзойдённо совершенного» [4].

Фридрих Ницше отмечал, «что существенно в восторге, так это ощущение возрастания силы и полноты» [7]. Восторг тесно с трепетом.

Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, отметил, что склонность испытывать трепет связана со способностью к научному мышлению. Трепет вызывается неким обширным явлением и запускает процессы аккомодации, в которых существующие ментальные схемы пересматриваются, чтобы понять внушающие трепет стимулы. Этот механизм приспособления, характерный для научного мышления, приводит к пересмотру шаблонных убеждений. Кроме этого, по мнению автора, восторг и трепет – это путь к психическому и физическому здоровью, что в современных условиях чрезвычайно важно в образовательном процессе. [6].

Профессор Мишель Лани Шиота, исследователь из Университета штата Калифорнии, убедительно доказал, что опыт восторга, изумления и трепета может быть мотивацией, чтобы узнавать новое и помочь добиться определенных успехов в инновациях. По его мнению, восторг – это то, что дает нам способность испытывать истинное удовлетворение от соприкосновения с чем-то необычным, невероятным, удивительным [5].

Педагогика восторга ориентировала на формирование особой образовательной среды. Сюрпризным моментом для учащихся будет проведение урока вне классной комнаты: в местном краеведческом или ином музее, на улице у дома местного героя (это может быть последний урок в расписании), на природе, на предприятии (урок географии, истории, окружающего мира и пр.) и т.д. И даже в классе можно создать особую атмосферу, пригласив на урок героя, очевидца исторических событий, геолога (урок географии, окружающего мира), ветеринара, зоотехника, врача (урок биологии), технолога (урок химии), известного спортсмена (урок физической культуры) и т.д. Такие уроки запомнятся учащимся надолго и вызовут положительные эмоции. Особую роль в образовательном процессе играют музыкальные паузы, небольшие видеофрагменты, воспроизведение голоса известных ученых, политиков, деятелей культуры, звуков природы и пр. Наконец, на урок учитель может принести необычные предметы, иллюстрирующие тему занятия, любые наглядные пособия, выходящие за рамки школьного перечня. Например, увлеченный учитель географии может продемонстрировать авторскую коллекцию минералов, а учитель биологии – авторский гербарий, учитель химии покажет опыт, непредусмотренный школьной программой, учитель истории – уникальный артефакт из семейной коллекции и т.д. Учитель не должен приходить на урок с пустыми руками! Мел, доска – это прошлый век. Современные учащиеся не воспринимают такие уроки по серьезному, они кажутся им скучными.

 Каждый урок должен нести в себе сюрпризный момент. Такие уроки дети будут с нетерпением ждать, поскольку они вызывают целую гамму положительных эмоций, восторга. На протяжении многих лет приношу ученикам (студентам) на урок истории артефакты эпохи неолита (из домашней коллекции): каменный топор, скребок и зернотерку 5-6 тыс. до н.э. Эти предметы дети берут в руки, рассматривают, передают друг другу. Тема «Первобытнообщинный строй» будет усвоена всеми учениками на «5», потому что использовано «погружение» в историческую эпоху через тактильные ощущения.

Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Краеведческий дневник – документ, в котором в хронологическом порядке фиксируются события региональной истории, сопряженные с основными событиями российской и мировой истории. Дневник заполняется по мере прохождения учебного материала. В нем находят отражение исторические факты, события и явления, характерные для конкретного исторического периода в истории России и мировой истории.

Дневник заполняется как в рамках непосредственного образовательного процесса (на уроках), так и в рамках самостоятельной работы студентов (учащихся). Ведение краеведческого дневника расширяет рамки стандартных учебников по истории для учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений за счет территориально-регионального компонента, углубляет знания обучающихся по истории родного края (региона), дает возможность анализировать и сравнивать события, происходившие в мире, стране и родном крае в определенную историческую эпоху.

В качестве примера ведения краеведческого дневника студента рассмотрим особенности его ведения в рамках курса истории ОУП.09 по ООП СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» (базовый уровень общеобразовательного цикла).

В соответствии с планируемыми результатами освоения дисциплины и формируемыми компетенциями программой предусмотрено достижение следующих предметных результатов:

ПР 08. Приобретать опыт осуществления проектной деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.).

ПР 03. Уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.

Краеведческий дневник проверяется и оценивается преподавателем как реализация исследовательского проекта по истории по 5-ти бальной шкале.

В качестве примера приведем образец заполнения дневника по некоторым темам учебного плана. Аналогично заполняется информация по всем темам. К концу изучения учебной дисциплины студенты фактически завершат крупный исследовательский проект, позволяющий систематизировать знания обучающихся по истории родного края в контексте мировой и отечественной истории. Возможна ежемесячная аттестация студентов (выставление оценок) в рамках ведения Краеведческого дневника.

Проект реализуется в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (поиск информации в сети Интернет), музейных технологий (работа с историческими артефактами), центральных (электронные библиотеки) и местных библиотек. 

Образец заполнения Краеведческого дневника по некоторым темам

Период

События мировой и отечественной истории

События в родном крае

Источник

1.

1917-1920 гг.

Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные

события Гражданской войны. Военная интервенция (Тема 1.3.)

1.29 июня 1918 г. – формирование в Инзе легендарной Инзенской (впоследствии Сивашско-Штеттинской пятиорденоносной дивизии). Штаб 1-й армии Восточного фронта на ст. Инза во главе с М.Н. Тухачевским, политкомиссары В. Куйбышев и О. Калнин, комдив Я.Я. Лацис (бывший комендант Кремля). Участие дивизии в отражении наступления белочехов. Освобождение Сызрани, Симбирска, Самары.

2.Участие дивизии в боях на Южном фронте (командующий М. Фрунзе). Форсирование Сиваша. Присвоение дивизии почетного наименования Сивашская. Освобождение Крыма.

Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут…»:моногр. – Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2012. С.181-288.

2.

1937-1938 гг.

Репрессии против священнослужителей (Тема 2.2.)

Арест и расстрел священнослужителей Инзенского края, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых: священномученика Александра Телемакова, пресвитера Чумакинского (небесный покровитель Инзенского края), священномученика Григория Хлебунова (Большое Шуватово Инзенского района), священномученика Владимира Четверина и др.

Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут…»:моногр. – Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2012. С.96-105.

3.

1920-1930-е гг.

Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг. (Тема 2.3.)

Село Никулино Инзенского района  – родина предков Анны Ахматовой (в честь прабабки Анна Горенко взяла псевдоним Ахматова) и Льва Гумилева.

Село Труслейка – родина Епископа Антония Флоренсова, духовного наставника творческой молодежи Советской России (Андрей Бедный, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, отца Павла Флоренскова и др.).

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» (1937 г.)  несколько страниц посвящено воинам Инзенской дивизии.

Леонид Леонов – классик советской русской литературы, был редактором газеты Инзенской дивизии, дважды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, Председатель Союза писателей СССР.

Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут…»:моногр. – Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2012.

4.

Июнь 1941-очень 1942 гг.

Начало второй мировой войны. Начальный период Великой Отечественной войны (Тема 3.1.)

1.Павел Иванович Бодин, Заместитель Начальника Генерального Штаба, начальник Оперативного управления Генштаба, начальник Штаба Юго-Западного, Сталинградского и Закавказского фронтов, уроженец с. Сурский Острог Инзенского района. Погиб 2 ноября 1942 г. Генерал-лейтенант.

2.Инзенская Сивашская дивизия встретила войну в первые дни на государственной границе. В течение 1941-1942 гг. воевала в составе Южного фронта. Прославилась подвигами ее воинов.

3. С территории Инзенского района на фронт ушло более 16 тыс. земляков, из них – более 1 тыс. – женщины.

Бодин Павел Иванович: https://ru.wikipedia.org/wiki /Бодин,_Павел_Иванович

5.

Середина 60-х гг. – начало 80-х гг.

Советское общество в середине 60-х гг – начале 80-х гг. (Тема 4.4.)

Население Инзенского района в 1965 г. – 86,4 тыс. чел. Численность скота в районе – 25 018 голов; поголовье птицы – 56 137,  поголовье лошадей – 3 062; количество пчелосемей – 4 078.

Народное хозяйство Инзенского района Ульяновской области: Статистический сборник. – Инза, 1967. С.69-81.


Подобного рода исторические факты вызывают положительные эмоции у обучающихся, формируют гордость за родной край, способствуют повышению эффективности патриотического воспитания. Несомненно, о новых фактах по истории родного края учащиеся расскажут своим родителям, друзьям, знакомым и запомнят их на всю жизнь.

При изучении французского языка

Педагогика восторга предусматривает широкий арсенал методов, способов, приемов и форм обучения. Среди них особый акцент делается на проблемное обучение и метод проектов, метод «погружения» (погружение в образ, в историческую эпоху, в культуру, в сравнение и т.д.) и др.

Учеными определено, что примерно 80 % всей информации человек воспринимает через органы зрения, примерно 15 % - через слух и только 5 % -  через осязание, обоняние и вкус. Именно поэтому в педагогике восторга первостепенное внимание уделяется зрительным образам. Интерес к учебному материалу всегда повышает иллюстративный материал: картины, репродукции, раздаточный материал, видеофрагменты, видеофильмы, выставки, экспозиции, музейные артефакты и т.д.

Так, на уроке французского языка можно совершить «виртуальное путешествие» в страну монегасков – Княжество Монако. В сценарий урока включаем видеофрагмент на французском языке о карликовом франкоговорящем государстве (при высоком уровне обученности). Можно убрать звук и сопровождать видео рассказом учителя с адаптацией лексики под соответствующий возраст (начиная с начальных классов и заканчивая выпускным). В этом случае видео может сопровождаться французской популярной музыкой. Рассказываем о монегасках, их образе жизни, особенностях языка, культуры, о княжеском дворце, смене караула на площади. Акцентируем внимание учащихся на природе княжества. В маленькой стране много садов, в которых произрастают инжир, маслины, гранат, хурма, миндаль и фисташки. Помимо этого, здесь есть и тропические виды растительности – апельсины, лимоны, бананы и мандарины. Далее следует рассказ об Экзотическом саде Монако, где представлены более 1000 видов кактусов. Безусловно, это вызовет восхищение учеников, повышенный интерес и восторг от новых знаний.

Урок немецкого языка, посвященный национальной кухне Германии, можно совместить с уроком технологии. На уроке готовим традиционные блюда немецкой кухни (например, Oxenschwanz Suppe – суп из бычьих хвостов, Franzbrötchenнебольшое сладкое пирожное, которое выпекается с маслом и корицей и т.д.). Ученики принимают непосредственное участие в приготовлении блюд, при этом используется вся лексика на немецком языке.  Смотрим видеофрагмент, слушаем немецкие праздничные песни (по ходу урока). С этого урока (особенно после дегустации приготовленных блюд) дети уйдут восторженные, с новым багажом знаний.

На уроке испанского языка, посвященного культуре, рассказываем о фламенко. От начала и до конца урок проходит исключительно на испанском языке, звучит музыка фламенко. Смотрим виеофрагменты о танце андалузских цыган. Объясняем, что среди наиболее значимых городов, где сейчас существует фламенко, следует выделить Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону, Мадрид. При этом у каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности. На урок приношу кастаньеты, привезенные из Испании, передаем их из рук в руки. Учащиеся пробуют использовать кастаньеты. После этого урока ученики выходят с горящими глазами. Это было погружение в испанскую культуру.

Урок по окружающему миру в 4-м классе (раздел «Родной край – часть большой страны»), тема – «Наши подземные богатства». Урок проводим на свежем воздухе. В условиях моего края это может быть карьер Диатомового комбината (месторождение диатомитов – одно из крупнейших в мире) или в районе Меловой горы (поиск белемнитов, отпечатков растений и древних животных на кусках мела). Собираем коллекцию уникальных образцов. В данном случае опираемся на поисково-исследовательский метод и элементы опытно-экспериментальной деятельности. Как показывает педагогический опыт, все школьные экскурсии запоминаются людям на всю жизнь и способны значительно повысить эффективность образовательного процесса.

Назовем основные формы уроков в рамках педагогики восторга:

- урок - виртуальное путешествие;

- урок – погружение в историческую эпоху;

- урок-трибунал;

- урок-эксперимент;

- урок-экскурсия;

- урок-театр;

- урок-открытие;

- урок-проект;

- урок-моделирование;

- урок музейной педагогики;

- урок-сказка;

- урок-соревнование;

- урок-фантазия и т.д.

Любой человек, который испытывает восторг по поводу чего-либо, не только сам переживает это состояние, но и способен передавать его окружающим, «заряжать» восторгом других. Психология трактует восторг как уникальную способность индивида видеть прекрасное в самых разных мелочах. Восторженное состояние ученика – это всплеск и выброс мощного энергетического заряда энергии, способной трансформироваться в стремление познавать новое, подниматься к новым высотам. Это состояние счастья, морального удовлетворения, гордости за свои достижения. Если это состояние будет педагогами поддерживаться и развиваться, то наши воспитанники вырастут счастливыми людьми, успешными лидерами, высокопрофессиональными специалистами. Восторг – это особое состояние души человека, и талант педагога заключается в умении создать необходимые условия для такого состояния.


Список использованных источников


  1. Апресян Ю.Д.  Восхищение и восторг: сходства и различия // Традиционное и новое в русской грамматике. Сборник статей памяти В. А. Белошапковой / Сост. Т. В. Белошапкова, Т. В. Шмелева. - М.: Индрик, 2001. - С. 94-106.
  2. Какие инновации в педагогике набирали популярность в 2022 году // https://skillbox.ru/media/education/kakie-innovatsii-pedagogiki-nabirali-populyarnost-v-2022-godu/?ysclid=lo5dgyh1np299235107. Дата обращения: 24.10.2023 г.
  3. Стеничев П.А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigms of knowledge. - 2015. №4. – Р.35-38.
  4. Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике: Сборник научных трудов, посвященный
    75-летию профессора В.И. Шаховского. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. – 370 с.
  5. Mentock E.M. Why «Awe» Might Be the Secret Ingredient for Happiness // https://grottonetwork.com/navigate-life/health-and-wellness/why-wonder-and-awe-can-lead-to-a-happier-life/. Дата обращения: 23.10.2023 г.
  6. Morroy M., Keltner D. Awe as a Pathway to Mental and Physical Health // Perspectives on Psychological Sciences. -  2022. Vol.18. Iss.2. – Р.315.
  7. Schrift, Alan. Nietzsche and the Question of Interpretation. - New York: Routledge, 2014. - Р. 39.


PEDAGOGY OF RAPTURE AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY AND A NEW PARADIGM

Shkunov V.N.

The article is devoted to the presentation of innovative educational technology and a new paradigm of education in the XXI century – the pedagogy of rapture. The article reveals the essence of the pedagogy of rapture, its advantages and significance. Special attention is paid to innovative forms, methods, techniques and teaching methods used in the pedagogy of rapture.


Keywords: Pedagogy of Rapture, admiration, innovation, educational technologies, methods, forms, methods, teaching techniques.


 




Опубликовано


Комментарии (2)

Астанина Елена Владимировна, 08.12.23 в 12:34 0Ответить Пожаловаться
Стараюсь постоянно вызывать удивление и положительные эмоции на уроках английского языка у пятиклассников. Теперь поняла, как эта технология называется. Спасибо!
Шкунов Владимир Николаевич, 11.12.23 в 11:24 0Ответить Пожаловаться
Удачи Вам и благодарных учеников!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.