12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова10

МОУ «Тверской лицей»





Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»



Лучшая методическая разработка проведения урока письма

Письмо ветерану (« Никто не забыт…») .

(Интегрированный урок русского языка и истории.6-7 класс)





































Оглавление

Пояснительная записка

Описание хода урока

Источники

Приложения

Приложение №1 (фото с урока)

Приложение №2 (письма учащихся)































































Пояснительная записка

Тема урока. Письмо ветерану (« Никто не забыт…») .

Тип урока. Интегрированный урок русского языка и истории.

Класс. 6-7.



Цель урока:

Ученик, мотивированный на написание письма;

Ученик, понимающий, какую роль играли письма в годы Великой Отечественной войны.



Задачи урока:

создать условия для овладения обучающимися знаниями, умениями по написанию письма;

Собрать рабочие материалы для написания письма ветерану. Учить учащихся писать письма, повторить структуру письма.


показать роль писем в годы Великой Отечественной войны, представить формы существования писем в годы войны;

воспитывать ответственных граждан Российской Федерации, умеющих сопереживать, любить, дарить теплоту сердца, выражать чувства в форме письма.

Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.

Прогнозируемый результат:

Знать: структуру письма

Уметь:

Определять составные части письма

Создавать письмо в соответствии с принятыми правилами



Оборудование:

Выставка книг («Книга Памяти», редактор А.Суслов, г. Тверь, 1994г.; «Живые строки войны», редакторы Ю.Левин, В.Лошак, г. Свердловск, Средне-Уральское книжное издат-во,1980г.; «Великая Отечественная в письмах», составитель В.Гришин, Москва, издат-во политической литературы, 1980г.);

Письма фронтовиков, оформленные в виде треугольников (Лихославльский краеведческий музей);

Раздаточный материал - памятки «Правила написания письма», компьютер, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.

Музыкальное оформление – фонограмма песен: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова), “Жди меня” (музыка М.Блантера, слова К.Симонова), аудиозапись песен: “Темная ночь” (музыка Н.Богословского, слова В.Агатова), “Полевая почта” (музыка Ю. Левитина, слова Н.Лабковского”). Слайд.Клип «До свидания, мальчики» ( на слова Б. Окуджавы)



Методы: репродуктивный метод, проблемного изложения, эвристический, инструктаж, творческая работа учащихся, обобщающие выводы, исследовательская творческая работа учащихся.

Формы работы:  коллективная (фронтальная), индивидуальная.



 Опережающее задание.

За несколько дней до урока учащиеся посетили краеведческий музей, где познакомились в разделе «Наши земляки в Великой Отечественной войне» с судьбами воинов-фронтовиков, тех, кто вернулся и живет рядом с нами и тех, кто остался на поле боя. Прочли письма солдат, погибших в годы ВОВ.


Системный подход в обучении (аннотация к уроку)

Жизнь людей за последнее столетие существенно изменилась. Отвыкли мы от волшебного ощущения беседы с помощью «письмеца в конверте», которое мы читаем, перечитываем и бережно храним долгие годы. Сейчас электронные послания заменили все виды переписки. Они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, ради развлечения. Бездумные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца. Мы не знаем порой, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо. А ведь умение писать письма, которые люди берегут и хранят, - Божий дар. В письмах бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами выражены трепетные чувства любви, тоски, сострадания.

А может, классический эпистолярный жанр просто устарел? – задаю я провокационный вопрос ученикам. В ходе беседы мы приходим к выводу, что нет никакого противоречия между тем, что мы шлем друг другу эсэмэски и сообщения. Но проведите такой эксперимент: положите перед собой белый лист бумаги, чтобы написать: "Здравствуй, дорогой друг...", здесь начинается работа души. Письмо - это не просто лист бумаги. Он согрет теплом рук, вниманием к человеку, к которому обращаешься. Сегодня переписка - это короткие реплики, сокращенные слова, сленг. Такие письма, как правило, передают лишь информацию, а не эмоции, как когда-то…

Письма современников в прошлое помогли молодежи не только по-новому посмотреть на забытый способ общения, но и всколыхнули интерес к истории. Читая эти письма, вижу, что работа не прошла напрасно: прежде чем написать послание в прошлое, дети и подростки беседовали с родителями, мы посетили Лихославльский краеведческий музей( огромное «спасибо» сотруднице музея Антоновой Т.А.) читали знаменитые военные письма – треугольники, сопереживали, сравнивали себя с теми людьми и просто учились писать письма.

Данный урок входит в систему уроков не только развития речи, но и более узкой линии уроков обучения письменному общению. Так для 9 класса разработан урок «Электронные письма», а для 10 кл. существует мой авторский урок «Волшебные слова .Этикет речи», опять же продолжающий обучение умению писать письма.

























Ход урока



Пt1667242638aa.png еред уроком звучат песни военных лет.

I этап урока- мотивационный: подготовка к восприятию темы.

Слайд 1. 1.Вступительное слово учителя. С чего начинается Родина? Не с этих ли её необъятных просторов, с привольной русской песни, с натруженных рук простого народа, с заветного и долгожданного письма? Наш урок сегодня посвящен древнему и благородному умению писать письма. Жизнь людей за последнее столетие существенно изменилась. Отвыкли мы от волшебного ощущения беседы с помощью «письмеца в конверте», которое мы читаем, перечитываем и бережно храним долгие годы. Сейчас электронные послания заменили все виды переписки. Они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, ради развлечения. Бездумные машины украли у нас внимание друг к другу, искренность чувств, отзывчивость, слова единственные, сокровенные, идущие от сердца. Мы не знаем порой, как начать, чем продолжить, каким образом закончить самое простое письмо. А ведь умение писать письма, которые люди берегут и хранят, - Божий дар. В письмах бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами выражены трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи!.. Пусть наш урок, посвященный эпистолярному жанру, поможет вам, дорогие ребята, научиться искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемых в письмах, привьет навыки оформления разных посланий.

Дорогие ребята! На нашей книжной выставке перед вами – удивительные книги: «Книга Памяти», посвящённая солдатам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, призванных военкоматом города Лихославля, «Живые строки войны» и «Великая Отечественная в письмах», в которых собраны самые достоверные и самые откровенные документы военных лет – письма фронтовиков. И предметом нашего сегодняшнего разговора будут письма. Мы не только послушаем с вами голоса из прошлого, но будем и сами учиться писать письма. А адресатами нашими будут ветераны Великой Отечественной, беспримерный подвиг которых навечно запечатлён в слове, музыке и в художественном полотне.

Сегодня на уроке мы будем продолжать писать письмо – не просто письмо, а письмо ветеранам, которые ценой своей жизни завоевали Великую Победу!

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.

Застонала наша земля, и весь народ в едином порыве поднялся на защиту своей Родины. На фронт шли все, от мала до велика. Шли мужчины и женщины, юноши и девушки. Никого не оставила равнодушным беда, нависшая над нашей Родиной!

t1667242638ab.png

Слайд.Клип «До свидания, мальчики»



Слайд 2. Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного крова и привычной жизни. Война всколыхнула всю страну, и миллионы духовных ниточек протянулись между фронтом и тылом.

Героизм советских людей, отстоявших честь и не­зависимость Родины в 1941-1945 годах, нашел ши­рокое отражение в почтовых посланиях. Бывая в нашем краеведческом музее, мы неоднократно обращали внимание на фронтовые письма-треугольники. Они скромно лежат за витриной, они безмолвны. И нам захотелось узнать об этих письмах, чьи они, кто их писал и о чём? Много возникло вопросов, на которые захотелось знать ответ. С этими и многими другими вопросами мы обратились к сотруднику музея Антоновой Татьяне Александровне. С позволения работников музея и их огромной помощи нам разрешили изучить письма с фронта, чтобы знать, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину.

Письма простых людей в трудную для Родины годину… Где только и как только они ни писались! В блиндажах и землянках во время коротких передышек, на привале при огне. В каждом из этих писем – живая трагическая судьба.

О высоком значении писем военных лет для будущих поколений хорошо написал в стихотворении «Эти письма» К.Ваншенкин:

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и в войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…

Эти письма пронзали до дрожи.

………………………………….

Средь иного, что есть на примете,

Средь бумаг, накопившихся тут,

Сохраните свидетельства эти,

Нt1667242638ac.png е сочтите, потомки, за труд.



Слайд 3 2. Рассмотрим репродукцию картины Александра Ивановича Лактионова

«Письмо с фронта».

Беседа по картине:

1.Какова тема этой картины?

2.Почему художник выбрал именно эту тему?

( Не было, наверное, в годы войны в нашей стране семьи, где не ждали бы писем с фронта. И счастлив был тот дом, в который при ходил заветный треугольник.)

3.Какие вести пришли с фронта в этом письме?

(Хорошие. Возможно, солдат пишет о скорой победе, о том, как он бьёт врага, о скором возвращении в родной дом.)

4.Как выражены чувства людей?

(Их лица радостны и счастливы. Война сплотила всех в общем горе и общей радости.)

5.Какова роль пейзажа?

(Яркий солнечный день гармонирует с настроением и чувствами

героев. Торжествует весна, и торжествует жизнь.)

Слайд 4t1667242638ad.png

3. Письма простых людей в трудную для Родины годину… Где только и как только они ни писались! В блиндажах и землянках во время коротких передышек.

Учитель предлагает выполнить задание :вглядываясь в фотографии, создайте словесные сюжеты, помогающие показать войну без изображения баталий.

Ответы учащихся:

Солдаты, примостившись кто как мог, положив листок бумаги на пенек, вещмешок или спину товарища, сосредоточенно, как бы оставаясь один на один со своими мыслями, и в то же время торопливо пишут письма домой…

Дополнение к ответам учащихся воспоминаниями участника Великой Отечественной войны кандидата искусствоведения С.П.Яркова:

«Мы, восемнадцатилетние, были неженатыми, но нам приходилось наблюдать за отцами семейств, когда в письме из дома кто-то из них находил нарисованное цветным карандашом неумелой ручонкой сына или дочки солнце. Надо было видеть лицо и глаза обладателя такого послания! Переживания, которые солдат не мог скрыть от своих товарищей, не поделиться с ними, были настолько сильными, что захватывали всех и оставались в памяти надолго. Такие моменты стоили многих политбесед, ибо затрагивали самые сокровенные струны человека, порождая возвышенные чувства любви и ненависти. И эти чувства, имеющие тончайшие индивидуальные оттенки, в сумме составляли общие и далеко не абстрактные для нас понятия патриотизма и любви к Родине».



II этап урока. Выступления учащихся. Слайд 5.

1t1667242638ae.png .История полевой почты. Звучит песня М.Бернеса «Почта полевая»

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка... вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Поэтому в стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

От столов и до подоконников

Почта вечно полным-полна,

Из квадратов и треугольников

Заливает ее волна.

Под неслышный здесь грохот пушек,

Торопясь, с утра до темна

Сортируют трое девчушек

То, что пишет домой война.

Каждое исследуемое нами письмо было проверено военной цензурой, о чём свидетельствует штамп « Просмотрено военной цензурой и ее номер» Мы узнали, что важным было сохранение военной тайны. Для этого и была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской, а одно из прочитанных нами писем было дописано на карельском языке, такой способ выбрал солдат, чтобы обойти военную цензуру (так объяснила нам сотрудник музея)

В Интернет – энциклопедии мы нашли значение выражения «Полевая почта». Полевая почта — это вид почтового обслуживания в войсковых частях, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства.

2t1667242638af.png .История треугольного письма (сообщение ученика)

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…

В СССР пересылка письменной корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались треугольником, благодаря чему для их отправки не требовалось конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците. Пересылка корреспонденции с фронта производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте были всегда в дефиците. Конверт-треугольник – это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Сейчас давайте сложим ваши письма в виде треугольников. Я покажу вам, как это делали ваши деды и прадеды.



t1667242638ag.gift1667242638ah.png

Слайды 6-7 -8


IIIэтап урока. Чтение писем фронтовых лет.

 Слайд 9

t1667242638ai.gif

Желтые письма, фронтовые треугольники — одна из редких ныне попыток открыть окно в свое прошлое и прикоснуться к чувствам тех, кто страдал и погибал за свою страну 70 лет назад. Да, ребята, мы сегодня будем читать письма, записки с фронта. Сопереживать, сравнивать себя с теми людьми,  «примерять на себя их жизнь, задаваться вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» И просто учиться писать письма.

О чём же думал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя? О чём писал в письмах домой в короткие промежутки между боями? Перед вами, ребята, письма с фронта наших земляков-лихославцев. Это документы, над которыми не властно время. Они хранят горячее дыхание боя, и пусть чтение живых строк войны будет для вас минутой молчания, данью тем, кто не вернулся с полей сражений в родные края.

Мы изучили фронтовые письма 1941 Василия Михайловича Орлова семье. Письма передала в фонт музея дочь фронтовика Мария Васильевна Ваулина д. Вески. Вызывает уважение труд дочери фронтовика по сохранению писем отца. Сотрудник музея показала нам тетрадь, на страницах которой фиксировались подлинные письма, а рядом помещалась переписанная копия.

Почти все письма наполнены удивительной заботой о ближних, о тех, кого они ушли защищать, о ком думали, шагая по фронтовым дорогам, и эта незримая, но прочная нить связывала их все годы войны. Невозможно без душевного волнения читать письма. Столько в них наблюдательности, трогательной ласки, внимания. Обратим внимание, что письмо приведенное ниже датируется 4 июля 1941 года.

22 июня 1941 года. Самый разгар летних школьных каникул. Ясное, жаркое, радостное воскресенье. По воспоминаниям моей бабушки Шукловой Ольги Гавриловны, которая тогда 18-летней девчонкой жила близ деревни Вески Лихославльского района Калининской области, 22 июня в полдень зазвенели колокола на культстане колхозных бригад. Люди бросили работу и побежали на звон колоколов. Колокола звонили редко, извещали беду. За столом, покрытым красным полотном стоял председатель колхоза, бригадиры бригад. В рупор громко извещали о начале войны. Тут же объявили о мобилизации колхозников - молодых мужчин, вручили им повестки о срочной явке в военкомат. Женщины, дети оплакивали своих родных, любимых. День был тёплый солнечный, ясный, но после объявления войны стал мрачным. С каждым днём всё меньше и меньше оставалось мужчин в селе.

Началась война. Так вдруг резко и неожиданно изменилась жизнь огромной страны. Молодые люди толпами потянулись к военкоматам, без вызова, без повесток, чтобы узнать, что делать. И уже вечером, под плач провожающих, под торжественным напутствием военкома, пошли на фронт эшелоны с уже не молодыми юношами, а с солдатами, защитниками нашей Родины. Во всех жила уверенность в скором окончании войны и безусловной победе Советского Союза.

1941г., 4 июля, город Вышний Волочек

Добрый день Варя, Маня, Галя и Катя!


Привет и множество наилучших пожеланий в Вашей дальнейшей жизни от известного Вам вашего мужа и отца Василия Михайловича Орлова.
Также хочу передать возможно последний и прощальный привет с множеством лучших пожеланий их счастливой будущей жизни матери Акулине Евдокимовне, сестрицам: Тане, Дуне и Саше, братишке Коле и его супруге Елене Федоровне , зятьям Ване и Коле , матерям Ольге Назаровне, шурину Василию Гавриловичу, его жене Степаниде и их детям Поли и Вани, сваяку Василию Лаврентьевичу и своячнице Дарье Гавриловне и их детям Клавдии и Вите , племянницам и племянникам Вале, Лене и теткам Фени, Насте и крестнице Анисье и прочим другим родным и знакомым, близким землякам и соседям и вместе с приветственными пожеланиями хочу всех навсегда благодарить за все хорошее, что касается наших родственных связей. Что могу сообщить о себе, что я пока еще неизвестно долго ли буду находиться в Вышнем Волочке в своей одеже в полном здравии. А больше и писать нечего. Со мною находятся все те, с кем уезжал. До свидания. Может быть, навсегда. Остаюсь ваш, Вася.

4.07 1941

С каким нетерпением ждали этих писем в тылу, с замиранием сердца следили за выражением лица и руками почтальонов, вынимающих конверты из сумки: что там? «похоронка» или письмо? Письма читали и перечитывали всей семьей много раз, выучив наизусть от первого до последнего слова. Их с радостью показывали друзьям, соседям, сослуживцам. И неважно, что шли письма порой долгие месяцы: раз есть весточка, значит, есть надежда, что жив родной и близкий человек.

1941 29 июля

Уведомляю Вас, что я жив и невредим, и мои письма сейчас вам должны приносить только радость, несмотря на их содержание, т.к. Вы, завидя на конверте адрес с написанной моей рукой, у Вас и у всех любящих меня появится молния радости, что я еще жив …Но ведь может случится к Вам в несчастную минуту, Вам будет письмо адрес которого Вас поразит т.к. оно будет написано не моей рукой, а рукой, того, которому положено сообщать о гибели бойцов…., Вчерашней ночью мне приснился сон, что я искал могилу отца, но кладбище оказалось очень большим и увеличенным, что мне могилу отца так и не удалось найти. Решил спросить на следующий раз у матери, как найти могилу на кладбище, которая так неузнаваема, увеличена и изменена, но потом мне приснилось, что на кладбище вели борьбу между собой два мужика и одному из них удалось посадить другого, …..но хорошо, что я не мог найти могилу отца, и этот сон мне вчера дался очень правдиво, и я едва не знаю только какими судьбами они снятся…



Гордость и восхищение вызывают эти глубоко искренние и задушенные письма, читать которые без сердечного трепета невозможно. Солдатские письма. В самодельных конвертах, некоторые и вовсе без конверта, написанные на грубой оберточной бумаге и сложенные пакетиком. На каждом из писем фронтовой адрес – номер полевой почты и штамп военной цензуры. С каким нетерпением ждали этих писем в тылу, с замиранием сердца следили за выражением лица и руками почтальонов, вынимающих конверты из сумки: что там? «похоронка» или письмо? Письма читали и перечитывали всей семьей много раз, выучив наизусть от первого до последнего слова. Их с радостью показывали друзьям, соседям, сослуживцам. И неважно, что шли письма порой долгие месяцы: раз есть весточка, значит, есть надежда, что жив родной и близкий человек.

1941 29 июля

Здравствуйте дорогая жена Варя, доченьки Маня, Катя, Галя…

Уведомляю Вас, что я жив и невредим, и мои письма сейчас вам должны приносить только радость, несмотря на их содержание, т.к. Вы, завидя на конверте адрес с написанной моей рукой, у Вас и у всех любящих меня появится молния радости, что я еще жив и не может радовать только тех, кто желает, чтобы я лично был жертвой этой бойни и пальбы от коварной руки фашистских палачей. Но ведь может случится к Вам в несчастную минуту, Вам будет письмо адрес которой Вас поразит т.к. она будет написана не моей рукой, а рукой, того, которого положено сообщать о гибели бойцов РККТЭ, но этого еще я пока не ожидаю и так что обо мне прошу не беспокоиться…



На страницах «Книги памяти» Тверской земли, посвященных Лихославльскому району есть строки: БАБКИН Сергей Иванович. род. 1916, с. Трубино. Сержант, Пропал без вести , май 1943.

Ребята, посмотрите. У меня в руках настоящее письмо с фронта нашего земляка Бабкина Сергея Ивановича своим родным. Перед нами письмо этого замечательного деревенского парня, отдавшего жизнь во имя мира. Одно за другим, бережно, чтобы не порвать ветхой бумаги, перелистывали мы старые солдатские письма и кажется, что они до сих пор покрыты пылью фронтовых дорог, хранят запах походных солдатских костров, сырой окопной земли, пота, крови, пороховой гари... Хрупкая бумага, выцветшие строчки, написанные, в основном, карандашом, реже – чернилами. О чём они? Об ужасах войны? О боевых подвигах? Вовсе нет. Да, каждое письмо проникнуто духом ненависти к захватчикам, яростным желанием бить врага до последней капли крови, но редко в каком из них найдешь описание битв, военных тягот и страданий. Обратите внимание на то, что и в тяжёлое боевое время у солдата была огромная выдержка и даже здесь его не покидало чувство юмора.

Слайды 10-11





t1667242638aj.gift1667242638ak.gif

Привет из далекого Крыма!

Здравствуйте дорогие родные , папа, мама, Нина, Клавдя, Валя, Галя, ну и, конечно, и Георгий и Нюра. Шлю вам горячий боевой красноармейский привет и желаю вам всего наилучшего в вашей жизни, а также и в зоровье. Хочу вам сообщить, что письма ваши, то есть папино и Нинино , я получил 3 апреля, после чего я очень обрадовался, что вы еще живы и здоровы, а также рад, что вшивые гитлеровские головорезы не попали к вам, а то бы они забрали у вас все вещи и сожгли бы все дотла. Я не хочу скрывать и хочу сказать, что я вместе со своими бойцами громим на подступах Севастополя гитлеровскую банду. Наши доблестные Красные Воины, не щадя своей жизни, уничтожают вшивых фрицев и гансов. Конечно, и я могу гордиться, хотя мало был: всего месяца 4 давал связь в поту, и то имею у себя на счету 15 фрицев и румынских мамалыжников, прикованных мною навечно к нашей земле. И по сегодняшний день они лежат на нашей советской земле и принимают наши советские солнечные ванны.

В настоящее время я работаю опять по своей специальности, а несколько месяцев работал телефонистом.

Ну, о себе я как будто написал все, а теперь разрешите узнать у вас, как у вас обстоят дела дома? Как насчет питания, и где работаете? Как насчет денег? Потом хочу спросить, где у вас был фронт, по каким деревням или на каких станциях? В общем, опишите все, побольше, мне все-таки это будет интересно, а главное узнать ваши новости…

Высылаю переводом350 рублей…У меня их было рублей 700, да я их отдал на строительство наших мощных танков – на пользу нашей цветущей родины.

И так пока до свидания. Остаюсь ваш, Сергей.

4.04.1942.



СМИРНОВ Алексей Алексеевич. род. г. Лихославль. Старший лейтенант. Погиб , ноябрь 1944. (Книга памяти, Лихославльский район) . Готовясь к уроку, мы узнали, что Алексей Васильевич перед войной работал завучем в нашей школе.



Юра! Если я не получал твоих писем, то, может быть, мое дойдет до тебя. А мне очень жаль, что твои письма затерялись. От тебя у меня хранится только одно письмо, в котором ты писал про бомбардировку вашей школы и открытка. Мама пишет, что фашисты опять беспокоят вас. Выходит, что и вы находитесь как будто на фронте. Разница только в том, что у нас кроме бомб ещё рвутся снаряды и свистят пули. Когда я вернусь домой, вечерком, в свободное время расскажу тебе, кА воюют. Как вы чувствуете себя с мамой во время воздушных налетов? Бояться бомб не следует, так как не каждая бомба убивает. И бомбы у вас бросают, хотя и большие, но немного. Здесь самолеты бросают на войска в поле небольшие бомбы, но зато очень много. Но и в этом случае, если только люди ложатся в канавы и ямки, пострадавших бывает очень мало. И пули на передовой линии все время свистят везде, но ходишь, ходишь целую ночь под пулями, глядишь, утром все целы…

Хотелось бы посмотреть на твои рисунки, тетрадки книжки, а также посмотреть, как плавает твой пароход на Волге. Но, наверное, пароходик у тебя уже испортился. Ну, ладно, когда вернусь, купим другой. К зиме война кончится и мы увидимся.

До свидания, Юра. Желаю вам с мамой всего наилучшего. Папа. 15 мая . 1942 г.

Слайды 12-13





t1667242638al.gift1667242638am.gif







Здравствуйте, мои дорогие Лена и юра!

Позавчера получил ваше письмо. Жду от вас карточки, которую вы мне обещали прислать. Ругаю себя, что при отъезде в прошлом году не догадался взять её с собой. Очень хочется посмотреть на вас хотя бы на фотографии. Меня тревожит не меньше, чем вас возможный ваш выезд из Лихославля. Вообще-то, по-моему, не плохо бы вам его покинуть…

Как ты живешь, Юра? У меня все еще хранится твой маленький ножичек, который ты мне подарил незадолго до моего отъезда. Пока я живу по-прежнему, жив и здоров. Но меня переводят в другую, 5-ю роту… Служить все равно, но здесь за полгода я сжился с людьми и был хороший товарищ у меня, который сообщил бы вам в случае, если со мной что-нибудь случится…

Погода здесь плохая. То и дело идет дождь, похоже на осень. На этом кончаю. Желаю вам всего наилучшего и крепко целую. Леша. 21 июля 1942. Ленинградский фронт.

Дорогие Юра и Лена!

Дня два тому назад я написал письмо Юре, а тебе, Лена, не собрался. Было много дела: вожусь с расписаниями. С ними немало возни, не меньше, чем бывало в школе. А условия работы здесь, конечно, не те , что дома.

Я чувствую, Лена, что тебе тяжело приходится, что ты устаешь. И это не удивительно при ваших условиях жизни. Может быть, тебе удастся еще как-нибудь разгрузиться. Ведь деньги сейчас имеют небольшое значение для вас. Вообще, можно на них купить хоть что-нибудь? Послезавтра Новый год. Невесело придется его встречать и мне и вам, но ничего не поделаешь. Ты, Лена, спрашиваешь о теплых вещах у меня. До сих пор здесь стоит оттепель, снег тает, тепло, да и нахожусь я все время в помещении. Поэтому пока и нужды не находил в теплой одежде. Вчера получил ватные брюки. Если пойду в часть, то теплую одежду получу. Теплое белье имею. Из домашних вещей, что ты дала мне с собой, ничего нет давным-давно. Все как-то растерялось при бесконечных переходах с места на место. До самого ранения у меня сохранилась одна домашняя перчатка, но и та осталась с полевой сумкой там, где меня ранило.

В одном из писем я уже поздравлял вас с Новым годом. Еще раз желаю вам благополучия в наступающем году.

Крепко-крепко вас обоих целую.

Ленинград, 30 декабря 1942 года.

Слайды 14-15-16-17-18.


t1667242638an.pngt1667242638ao.png











t1667242638ap.pngt1667242638aq.gif

Дорогой Юра!

Я уже писал, что получил твое письмо. Большое спасибо тебе за него. Я очень давно не видел вас, соскучился, и мне очень приятно читать твои и мамины письма. Когда я уезжал из дома, ты был в первом классе, а сейчас почти кончаешь школу уже. Вот сколько времени прошло! Здесь в прошлом году школы не работали… Хорошо, что ты успешно занимаешься. Потом Это пригодится. Только, может быть тебе трудно заниматься из-за плохого питания? Но нужно потерпеть, всем тяжело приходится теперь. Я живу здесь по- старому пока. В прошлом году зима была сухая и холодная. Я одевал белье, ватную фуфайку и шинель, но все было холодно. В это году холодов еще не было, и сейчас опять тепло уже целую неделю, снег быстро тает.

Нога у меня уже не болит совсем. Да и раны не болели в госпитале. Когда попали в меня пули, мне показалось, что по ноге два раза ударили прутом, но тоже не было больно. В воронке от снаряда мой связной –красноармеец сделал мне перевязку, а потом, когда перестали вокруг рваться снаряды и мины, я отполз в траншею, откуда меня санитары на носилках принесли на медицинский пункт. Теперь я здоров, когда отправят снова на фронт не известно. Ну, до свидания, Юра. Желаю тебе и маме всего наилучшего. Крепко целую. Папа. 25 декабря 1942 г. Ленинград.



t1667242638ar.gif





IV этап урока. Подготовка к написанию письма ветерану.



1.Слово учителя. Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Письма с фронта. Они написаны быстрым красивым почерком на плохой бумаге. Карандаш вытерся, некоторые строчки невозможно прочесть. Эти письма не полководца, не писателя. Их автор – никому не известный «чернорабочий войны», солдат. Ему отвечает жена – не актриса, не писательница – просто русская женщина, которая любит, растит детей, ждет.

- Сколько любви и нежности в этих письмах! Как эти два сердца стремились друг к другу.

О чём писали солдаты с фронта?

(О скорой победе, о возвращении в родной дом, интере-

совались тем, как идут дела дома. Очень скупо писали сол-

даты о том, как они воевали. В строках о боях нет ничего ге-

роического, всё очень просто, скромно, буднично. Писали о

природе, о весне, вспоминали дом, родных, школу, друзей.)

Какими чувствами, мыслями проникнуты эти письма?

(Верой в победу, надеждой на скорую встречу с родными,

любовью к близким, заботой о них, желанием помочь им,

обогреть, защитить. Некоторые строки проникнуты грустью:

солдаты понимали, что не все вернутся домой, но живым они

желали долгой и счастливой жизни. Благородством, сердеч-

ностью и теплом веет от этих писем.)

Письма фронтовиков позволяют увидеть их такими, какими они были, когда торопливо, привалясь к стене окопа или склонившись над оружейным прикладом, а то и просто на колене писали они свои скупые строки. Дома ждали писем с фронта. А каждое письмо из дома прибавляло воину сил, напоминало ему, во имя чего он стоит на огненном рубеже.




Сt1667242638as.gif лайд19 Итоги разговора о письме с фронта. 1) письмо – исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени; 2) письма характеризуют человека, написавшего его; 3) эти письма учат любви к своим близким, к своей Родине. Все дальше уходят от нас годы войны. Все меньше остается людей, которые ее видели. Мы родились под чистым, мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь. Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне

объявить минуту молчания…

…Мир молчал бы 50 лет!!!.



Давайте, и мы почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной…



Скажите, а вы хотели бы получить такое или подобное письмо, написанное рукой любимого, близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым оно писалось? 
Письма в почтовых конвертах… Входя в свой подъезд, мы по привычке заглядываем в почтовый ящик – нет ли там письмеца? Вздыхаем – совсем все писать перестали… Ждем с нетерпением, но сами не всегда находим время, чтобы вовремя ответить. Если спросить: «Любите ли вы получать письма? Не смс-ки, а настоящие, на бумаге, по почте?», то, думаю, что большинство ответит положительно. А если поставить вопрос по-другому: «Вы любите писать письма?», наверняка, многие скажут: «Да зачем писать, ведь сейчас так легко общаться с родственниками и друзьями, даже если они далеко от нас! Позвонить по телефону, связаться через Одноклассников, отправить смс- сообщение». Хотя в нашей огромной стране еще далеко не везде есть не то что интернет, а даже и телефон. 
Исчезает ли эпистолярный жанр? В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Возможно, стали ленивыми?. Но все реже и реже появляются письма в почтовых ящиках. 
Конечно, нынче альтернативой рукописным посланиям становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми смс-сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, типа ОК, Ну, Пока, и т.п., а затем стираются. Телефонные разговоры не в силах удержать самая замечательная память. Не зря пословица говорит – «Что написано пером, того не вырубишь топором!» Даже сообщения электронной почты, письма Е-mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге. 
А может быть, всем следует сохранить привычку писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком?





2. Выступление начальника ОСП Лихославльского почтамта УФПС Тверской области - филиала ФГУП "Почта России" Кононовой Нины Михайловны о технологиях работы почтовой отрасли, услугах, оказываемых современной почтой, многообразии детской периодической печати, о региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2015»

t1667242638at.png

Слайды 20-21

t1667242638au.png



3.Правильно напишите адрес на конверте. Очень важно правильно написать адрес на конверте, чтобы адресат смог получить ваше письмо. Перед вами почтовый конверт, подумайте, кому вы адресуете свое послание? А теперь очень внимательно правильно напишем адрес на конверте.
В него входит: индекс; страна; край (область, регион); город (поселок, село, деревня, хутор); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры; фамилия, имя, отчество получателя; обратный адрес (укажите свой адрес и свою фамилию, имя, отчество).

t1667242638av.png t1667242638aw.png

Слайды 22-24

t1667242638ax.png



4.Правила написания писем.

Я хочу познакомить всех с некоторыми правилами написания письма. 
1.Начинайте письмо с обращения к адресату (не забудьте поздороваться).
Например:
- Здравствуйте, дорогой ветеран!
- Здравствуйте, уважаемый Андрей Петрович!
- Добрый день, любимый дедушка!
2.Спросите, как здоровье, как идут дела у того, кому пишите.
Например:
- Как вы себя чувствуете?
- Как вы поживаете?
- Что нового?
- Как дела?

3.Если вы отвечаете на чье-то письмо, поблагодарите за внимание.
Например:
- Спасибо за письмо.
- Я был очень рад получить от вас письмо.
4.Вспомните, о чем вам писали в прошлый раз, скажите о своем отношении к новостям.
Например:
- Жалко, что вы плохо себя чувствуете.
- Я рад, что вам уже лучше.
- Как хорошо, что вы скоро приедете.

5.Ответьте на вопросы, заданные в предыдущем письме.
Например:
- Телевизор я смотрю мало – много читаю.
- Я уже не болею и снова хожу на каток.

6.Сообщите новости, расскажите о своих радостях, печалях (никого не расстраивайте).
Например:
- Передайте привет знакомым и родственникам. 
- Привет бабушке.
- Дедушке большой привет и спасибо за посылку!

7.Когда будете прощаться, не забудьте подписаться.
Например:
- До свидания. Сергей.
- Жду встречи. Анна. 
- До скорой встречи. Твоя внучка. 

8t1667242638ay.gif .Если вы забыли что-то указать в письме, можно написать постскриптум (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «Р.S.»).
Например:
- P.S. Я забыла напомнить о встрече на следующей неделе.
- P.S. Мне только что позвонили и сообщили, что у меня родился братик, я счастлива!
- P.S. Забыл упомянуть о том, что мы переехали в новый дом, скоро новоселье. Приглашаем!
Слайд 25
Беседа с учащимися:

1.О чём сегодня вы могли бы написать в письме фронтовику? (Выразить чувство благодарности за их подвиг, за нашу мирную жизнь, сказать о том, как мы гордимся ими, предложить свою помощь, если это им необходимо; рассказать о том, что делаем мы для того, чтобы знать и помнить нашу историю, пожелать фронтовикам здоровья).

2.Какими должны быть тон, эмоциональность вашего письма? (Уважительными; строки должны быть проникнуты гордостью и чувством благодарности; письмо должно быть искренним, тёплым, добрым).

3.Какие известные вам этикетные формулы вы можете использовать в письме ветерану Великой Отечественной войны? (Дорогой участник Великой Отечественной войны; уважаемый ветеран…; уважаемый участник…).

t1667242638az.png 4.Вспомните композицию письма. Из каких частей оно состоит? (Культурно оформленное письмо состоит из приветствия и обращения, текста, заключительной формулы вежливости, подписи и даты).



Структурные элементы письма:

1. Приветствие или обращение

2. Вступление.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Подпись.

6. Дата.

. Слайд 26

Алгоритм написания письма

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте…

Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.



5. Работа с кластерами.

- Опишите ваши чувства и мысли, используя кластеры:


План.

Возможные варианты:

1. Приветствие

1. Дорогой ветеран!
2. Здравствуй Солдат Победы!
3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!
Пишет вам ученик (ца) …класса средней школы №1

2. Вступительное
слово

1. Примите слова благодарности…
2. Я вам благодарен за то, что…
3. Благодарю вас за то, что…

4. Чувство гордости, уважения, восхищения, благодарности, сопереживания, заботы, преданности, тревоги, гордости, патриотизма, любви, радости…

3. Основная мысль

 Высказываются свои мысли о том, что вас побудило написать письмо:
– прочитанная книга о ВОВ;
– просмотренная передача по ТВ;
– рассказ человека прошедшего и пережившего войну;
– услышанный рассказ сегодня на уроке.

Что помогло вам пройти  через ужасы страшной войны и победить?
1. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.
2. Беззаветная любовь к родной земле.
3. Чувство ответственности за все грядущие поколения. 

4. Мысль о силе духа, мужестве, смелости, уверенности, бесстрашии, победе, героизме, мощи…



4. Пожелания

1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.
2. Семья для вас была крепкой опорой.
3. Долгой жизни и здоровья.

5.Заключительное
слово

1. До свидания.
2. До встречи.
3. Низко кланяюсь.

6. Проверочная работа «Оформление письма»

Сейчас проверим ваши знания. Я читаю вопросы или предложение, которые вы в тетрадях заканчиваете его. Пишите только ответ под цифрами.

1. Берем хорошую бумагу и пишем почерком (каким?)

/Аккуратным и разборчивым/

2. В правом верхнем углу мы ставим … /дату/

3. На середине строки пишем слова приветствия. (Какие?) Чем больше, тем лучше. /Здравствуйте. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Здорово. Салют./

4. К словам приветствия добавляем … /обращение или имя отчество/

5. Напишите определения (прилагательные) к этим словам. Чем больше, тем лучше. /Дорогой, любимый, милый, уважаемый/

6. Личные местоимения /Вас, Вам, Вы/, обращенные к уважаемому человеку, обычно пишутся …. /с большой буквы/

7. Какая часть письма является самой большой? /Содержание письма/

8. О чем пишут в заключении письма?

/Пожелание здоровья, вежливая просьба ответить на письмо/



9. В конце письма нужно поставить … /подпись/

10. Каким образом мы оформляем эти слова на бумаге? /В правом нижнем углу.





V этап урока. Домашнее задание.

Дома каждый из вас попробует написать письмо, вложив в него частичку своей души. Вашим адресатом может быть фронтовик, живущий рядом с вами, или ваш родственник, близкий и родной вам человек. Ваше письмо может быть адресовано любому ветерану, адрес которого можно узнать в Школьном совете или городском Совете ветеранов. Пусть накануне великого праздника Дня Победы ваши добрые, сердечные письма принесут солдатам Великой Отечественной радость от сознания того, что их ратный труд не забыт, он живёт в памяти тех, во имя кого они отстояли мир на земле. Можно письмо интересно оформить, вложить рисунок, сочиненное стихотворение. Вы доставите приятные минуты человеку, так много отдавшему ради нашего счастья Удачные, интересные письма можно отправить на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма-2015».



VI. Итоги урока

- Закончить наш урок письма мне хотелось бы такими словами: Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И никогда не выбрасывайте те письма, что приходят вам. Может быть, именно с них начнется ваш личный архив, материальная история вашего рода.


t1667242638ba.gif



. Слайд 27

















Источники

Фронтовые письма из Карельского национального музея г. Лихославля;

Беседы с очевидцами событий Великой Отечественной войны ( Шукловой О.Г., Кутузовой В.Я.)

Книга Памяти. Тверь. 1995 год.

www.obd-memorial.ru Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Материалы газеты «Наша жизнь» (статья .Р Васильевой от 23 апреля 2010 года)

Доклад Кутьина А.Ф. «Лихославль во время войны» ( 1970 г.) ( из архива Карельского национального музея г. Лихославля;

Гонтарева Е., Вересова О. Фронтовые письма. Тверь, 2005.

Стихи И. Уткина «Ты пишешь мне письмо».

Стихотворение И. Фролова «Эти письма эпохи войны».

Стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта».

«Великая Отечественная в письмах». Составитель В.Г. Гришин Москва. 1983 год







































































Приложение. Фото с урока



t1667242638bb.jpgt1667242638bc.jpg







t1667242638bd.jpgt1667242638be.jpg









t1667242638bf.jpgt1667242638bg.jpg







Приложение. Письма учащихся.



Большинство писем в адрес ветеранов Великой Отечественной войны, живых и ушедших от нас, берут за душу. Читая некоторые из них, невозможно сдержать эмоций. Они вновь и вновь возвращают нас к тем далеким событиям. Самое же положительное и радостное то, что нашим детям небезразлична история страны и тех, кто с оружием в руках защитил ее от врага.

Мой далёкий незнакомый сверстник! Можно я назову тебя Колей, так мне будет удобно обращаться к тебе.

Вчера был самый главный праздник для нас - 9 Мая, великий День Победы. Ещё ночью пошёл сильный дождь и не переставал целый день, на улице очень прохладно. Знаешь, Коля, а праздник всё равно состоялся: колонны людей шли к обелиску, несли цветы, яркие шарики, звучала музыка. На митинге чествовали ветераны. А для тех, кого нет в живых, зажгли Вечный огонь. А вечером был салют… Конечно, не такой, как в Москве, но было очень красиво и торжественно.

Коля. Я пофантазировал и представил, что могло с тобой случиться за эти 70 лет начала войны: или имя твоё золотыми буквами высечено на обелиске, или ты жив и тебе сейчас 83 года. Но давай мысленно перенесёмся в 1941 год, самый страшный день 22 июля. Ты закончил 5 классов и собирался ехать в пионерский лагерь. Но с утра ты пошёл ловить рыбу на озеро. И вдруг - война… Сразу всё нарушилось в твоей жизни: отец ушёл на фронт, а мама уезжала рыть окопы и заготавливать лес. Коля, я уверен, что всё это было, потому что так жила каждая семья. А тебе надо было спасаться от бомбёжек, голодать, бояться, что враги войдут в город и убьют маму и тебя.

Коля, я живу в Лихославле недавно, скоро перейду в 6 класс. Если ты смог вернуться на родину, то увидел бы, как спокойно жить людям здесь. Я занимаюсь спортом, езжу на экскурсии, просто гуляю с друзьями, играю в компьютерные игры, люблю собак. И страшно представить, что этот мой мир может исчезнуть, как это было 71 год назад. Коля, меня волнует один вопрос, на который у меня нет ответа: Почему взрослые умные люди допускают войны? Может быть, вырасту и пойму…

Да забыл тебе сказать, что я очень люблю рассказы о войне и стихи тоже.

Коля, я кончаю писать и говорю тебе: « До свидания!» Через год я снова напишу тебе после Дня Победы.

ШодмоновПарвиз



Здравствуйте, уважаемый Михайлов Иван Федорович. Пишет вам ваша правнучка Юля.

Моя бабушка, ваша дочь, рассказывала мне, что вы ушли на фронт в семнадцать лет. На фронте вы били разведчиком. Уходя воевать молодым мальчишкой, вы вернулись настоящим мужчиной, имея много боевых наград. И сегодня я пишу письмо, чтобы сказать вам, что мы - молодое поколение - помним вас и ваших товарищей, мы благодарны вам, мы склоняем перед вашим мужеством головы.

Говоря о войне, вспоминаешь слова К.Симонова: «Мы это горе знаем понаслышке, а вам оно оборвало сердца.»

Когда смотришь фильмы, читаешь книги, слушаешь рассказы о войне, все равно трудно понять весь ужас войны, нам не испытать страха смерти, потому что все это вы приняли на себя! Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать не только о солдатах, но и матерях, детях, стариках, на чью долю выпали ужасы войны. Мы обязаны все помнить… Мы должны помнить самую страшную войну, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. Но вы на фронте делали все, чтобы приблизить победу, чтобы наше поколение жило в мире.

Уважаемый Иван Федорович, вы не дожили до этого дня, но вся наша семья будет гордиться вами. Низкий вам поклон!

Человек может умереть дважды:

Там на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз- в памяти народной.

Второй раз умирать страшней.

Второй раз человек должен жить!

Попова Юля







Здравствуй, неизвестный солдат! Пишет тебе Смирнов Ваня из 1 школы 5б класса. Я пишу тебе из далекого будущего. Знаю, как тебе сейчас трудно, страшно. Может быть, ты ранен, и тебе очень больно. Но ты должен верить в свои силы, в своих товарищей. Знай: мы победим, победа будет за нами! Спасибо тебе за то, что я живу, живу в свободной, сильной стране, что у меня есть будущее. У нас в будущем есть новая машина ,которую зовут Катюша. Так будет называться боевая машина, которая поможет уничтожить фашистов. Ты только доживи до этого дня, доживи до победы! Но ты и твои товарищи с честью выдержите все. Ты служишь в зенитной артиллерии, бьешь вражеские самолеты. Вместе со своими боевыми товарищами ты прогонишь врага с родной земли, освободишь Чехословакию от фашистов и дойдешь до Берлина. Верь мне: так будет, я знаю. Ты вернешься домой победителем! Проживешь хорошую трудовую жизнь с любимой женой и детьми.

Смирнов Ваня



Здравствуй, дорогой прадедушка, Захаров Николай Константинович. Вот скоро наступит Великий День - Девятое мая, День Победы над фашизмом. Жаль, что Ты не сможешь его отпраздновать с нами, тебя уже нет. Ты погиб так рано… Этот праздник существует благодаря тебе, Недавно смотрел старые фотографии и вдруг подумал: Что мне известно о войне? Оказалось совсем немного.… Ведь я даже не представляю, что это… Война. Для меня это, прежде всего победа над смертью. А ты, дорогой прадедушка, прошёл всю войну, Благодаря тебе сейчас в мире дружба и покой.

Я никогда не видел тебя потому, что родился после того, как ты умер. А когда я подрос, мама, глядя на твою фотографию, говорила: « Ты так похож на прадедушку!» Я столько раз слышал рассказы о том, как ты воевал и гордился тобой. Часто, просматривая семейный альбом, я вижу на пожелтевшей фотографии тебя. Дедушка мне очень много рассказывал о тебе. Например, о том, что у тебя первая награда была в 1944 году, что ты тоже писал очень много писем домой с фронта, что тебе прислали повестку на фронт 17-летнему мальчишке прямо на уроке истории, что у тебя было звание автоматчика 1095-стрелкового полка.

Наше поколение сохранит добрую и вечную память о тебе, передав её потомкам. Память, в которой одновременно будут радость и награды, слёзы и боль. И верю, что наше поколение будет достойно твоего подвига.

Сурначёв Александр



Дорогой дедушка Толя!

... Когда началась война, тебе было всего лишь 14 лет, а закончилась, когда было 18 лет. Ты вернулся с войны инвалидом. Твоя любимая песня – «Орлёнок», там есть твои любимые слова: «Не хочется думать о смерти, поверь мне, в шестнадцать мальчишеских лет». Ты совсем не думал о смерти, ты думал о Родине, которую тебе надо защищать. Я знаю, что ты воевал на первом Белорусском фронте, в 33-ей Гвардейской мотострелковой, во второй танковой армии. Был ты там трижды ранен. В марте 1945 года, под Штеттином была нанесена рана осколком железа в живот. С поля боя тебя вынес товарищ, а медсестра Груня буквально вытащила тебя с того света. Я даже не могу представить, как тебе было тяжело и больно от этой раны, но ты смог преодолеть эту ужасную боль. После войны ты пошел учиться, работал первым секретарем райкома комсомола, председателем колхоза, в котором до сих пор тебя вспоминают добрыми словами. После войны ты хотел написать книгу о воспоминаниях и даже уже придумал название: «Записки сержанта», но, к сожалению, не успел…

Мне бы так хотелось прочитать эту книгу, но, увы, не могу. Ты умер в 52 года, от старых ран. Война догнала тебя в мирное время. Ордена твои хранятся у твоего внука. 9 мая дочери, внуки, правнуки ходим на твою могилу. Это твой праздник. Ты завоевал победу. Я очень горжусь тобой. Спасибо тебе большое за мое светлое будущее. Ты победитель, а значит, я правнучка победителя. Я считаю, что должна жить и учиться по совести!

Твоя правнучка Ведерникова Настя.


Здравствуй, моя дорогая, прабабушка!

Пишет тебе твоя правнучка Настя. Я знаю о войне не очень много, но хорошо помню твои скупые рассказы о тех лихих годах. Тебе, в тот далекий тысяча девятьсот сорок первый год исполнилось всего восемнадцать лет. После окончания Ставропольского педучилища ты отработала год - вот он первый отпуск, но отпуск пришлось отложить на долгие, долгие годы. Началась война. Пришла повестка: «Вы призываетесь на защиту Родины». Сухие строгие слова звучали как приказ.

Много вас было молодых, красивых девушек, скрывающих свой испуг перед предстоящим неизвестным будущим. Не любишь ты вспоминать и рассказывать о войне, потому что слишком много горя, бед и потерь пришлось пережить в совсем молодые годы. Очень трудно пережить смерть молодых, только начинающих жить, друзей и подруг. Сколько лет прошло, а ты как сейчас слышишь отчаянный крик любимой подруги, раненной в живот: «Мама! Помоги! Я не хочу умирать!» А ей уже ничем не помочь!

Когда я закрываю глаза и представляю то время, мне сразу становится страшно. Бомбёжки, выстрелы, вой сирен, как же это ужасно!

Хочется поблагодарить всех участников войны, выживших и отдавших свою жизнь за наше мирное будущее. Я горжусь тобой, прабабушка! Долгих тебе лет жизни!

Карпун Анастасия.





Бесхитростные, простые слова, но столько в них детской искренней веры, гордости за Победу нашей страны над врагом, что перехватывает горло... Здесь переплелись рассказы о прадеде в семье, воспитание в школе и представление о том, что герои вполне могут воскреснуть, взятое из современных компьютерных игр. И дети ведь на самом деле правы. Ведь те, кого мы любим и помним, живут. Живут в наших сердцах и памяти.





Уникальность таких детских посланий ветеранам не только в том, что дети пополняют свои знания об истории страны и великой Отечественной войны. Письма в 1941-й год помогают детям заглянуть в себя и ответить на вопрос: так ли я живу? Письма к прадедам в 1941 год позволяют ребятам заглянуть в себя. Что на небольшом листе бумаги я хочу сказать таким далеким и таким близким людям? Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся в одиночестве над письмом: так ли я живу? Что сказал бы прадеду-фронтовику? Получается, работа над письмом - работа над свой душой, воспитание собственного сердца. Это прикосновение к подвигу, который становится и твоим жизненным ориентиром, камертоном мыслей и поступков... Именно на этом был построен конкурс - на искренности. Все представленные работы отличаются основательностью. Кто-то решил обратиться к родственнику, кто-то - к незнакомому солдату. Но у всех одно стремление - помочь,

поддержать, заверить, что все будет хорошо и Победа будет за нами. Считаю, что это самое ценное в номинации "Письмо ветерану" - осознание значимости Победы, осознание значимости связи поколений - той реальности, которая помогает жить достойно.



34



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.