12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Наталия Германовна60


Конспект урока

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ  № 43»

 города Чебоксары Чувашской Республики

Ильиной Наталии Германовны

Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тема урока:  Определение. Способы его выражения

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

- сформировать понятие определения, умение определять способы его выражения;

- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Развивающие: 

- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую  компетенцию учащихся

Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (Издательство «Дрофа», 2014), раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

2. Вводная часть

Цель:

  1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (К. Г. Паустовский).

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш  язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

Как вы понимаете эти слова?

- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие  ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

Сегодня мы  узнаем  новое об одном из  второстепенных членов предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

3. Словарный  диктант

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный  диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель  проверяет работу, выполненную учащимся.  На местах – взаимопроверка)

  1. Не видимый для охотника,
  2. не тронутая инеем трава,
  3. нестерпимая боль,
  4. нисколько не раскаявшийся,
  5. непоправимый поступок,
  6. не тронутые июльским зноем,
  7. не покрашенный заново,
  8. никем не выучены,
  9. неумолкаемый шум,
  10. непоправимый поступок,
  11. ненавидевший всех,
  12. незастроенный пустырь,
  13. не освещенная солнцем,
  14. негромко вскрикнула.


- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

4. Изучение нового материала.

 - Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

1. Я подошёл к огромному дубу.

2. На диван прилёг утомившийся малыш.

3. Я живу на третьем этаже.

4.  Этот рассказ мне понравился.

5.  Её вещи лежали в шкафу.

6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

image-20191108104208-1.png

                

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

- Чтение материала § 17  (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  1. Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставить от них вопросы  какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  3. Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей.  чья. чьё, чьи
  4. Вывод: значит, это определение.
  5. Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

 

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).


7. Закрепление нового материала

 Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

8. Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

9. Самостоятельная работа

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

Взаимопроверка тетрадей.

10. Подведение итогов урока:

- Чему вы сегодня учились?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели ставили перед собой?

- Вы достигли поставленных целей?

- Что вам помогало справиться с затруднениями?

- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните  карточку рефлексии.

Раздаточный материал:

- карточка для рефлексии:

Утверждения

Выполнение

Я знаю, как определить определения

 

Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения

 

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

 

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

 


11. Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с  определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.