12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Ирина Геннадьевна56749
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «"Театр-дети-театр"»

План-конспект мастер-класса

по актерскому мастерству

по образовательной программе

«Детская театральная студия»


ТЕМА: «РАЗВИТИЕ АКТЕРСКОЙ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ. ТРЕНИНГ АКТЕРСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ»​​​​​​​

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АННОТАЦИЯ

В освоении актерской профессии важнейшую роль играет тренинг актерской психотехники. Как музыкант настраивает свой инструмент, так актер настраивает на работу свои "инструменты" - тело, голос, нервы, темперамент. Достоверное сценическое действие возможно лишь при условии безукоризненного владения всей палитрой своих психофизических данных. Неуклонное совершенствование этих данных, согласно системе К.Станиславского, составляет содержание раздела "работа актера над собой" и дает ему возможность органического существования на сцене вне зависимости от вдохновения. Одним из главных условий успеха такого тренинга является методика его проведения.


ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 07.10.2022

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 академических часа

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: 12 человек

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 11-12 лет

ТИП МАСТЕР-КЛАССА: Комбинированное занятие-тренинг


ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: развитие актерских способностей воспитанников театрального объединения посредством актерских упражнений, игровых и творческих заданий


ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

освоение основ актерского тренинга;

пополнение словарного запаса воспитанников основными понятиями и терминами, относящимися к театральному искусству

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

развитие личностно – творческих способностей;

развитие возможности эмоциональной сферы и умения выражать эмоции;

формирование способности к импровизации;

снятие внутренних зажимов

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

формирование навыков КТД;

воспитание культуры общения в коллективе, ответственного отношения к работе;

воспитание исполнительской и зрительской культуры


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Педагогические технологии театральной педагогики, развивающего, компетентностно-ориентированного образования, технологии творческой деятельности, этюдный метод


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

обобщение и систематизация знаний через игры и упражнения,

создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, нахождение ответа в окружающей действительности;

игровой прием выявления знаний театральной терминологии


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССА: индивидуальная, парная, групповая.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук с флэш-носителем, музыкальный центр.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Раскрытие творческого потенциала воспитанников, снятие барьеров и расширение собственных границ, свобода в телесном и эмоциональном самовыражении, повышение самооценки


СЦЕНАРНЫЙ ХОД: Путешествие на необитаемый остров. Позволяет связать упражнения и игровые задания в единый сюжет.


ХОД МАСТЕР-КЛАССА


Всем добрый день! Какое у вас настроение, ребята? Чтобы это выяснить, предлагаю сыграть в игру «Вот такой я сегодня». Для этого выходим в круг и произносим фразу: «Вот такой я сегодня!». И, действием и мимикой, показываем свое настроение.


ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ВОТ ТАКОЙ Я СЕГОДНЯ!»

Выполняется на стульчиках, расставленных по кругу. Цель упражнения: выявить настроение каждого ребёнка, установить доброжелательную атмосферу на занятии. Педагог первым выходит в круг и произносит фразу: «Вот такая я сегодня!»
Ну, что ж, настроение, вижу, у вас отличное. А у кого не очень – думаю, скоро изменится. Потому что, внимание, прямо сейчас мы отправляемся в путешествие на удивительный необитаемый остров. Для путешествия нам понадобятся дружная компания и отличное настроение! Попробуем выяснить, слаженная ли мы команда.


УПРАЖНЕНИЕ «ПО КОМАНДЕ «3-15»

Выполняется на стульчиках, расставленных по кругу. Я буду показывать некоторое количество пальцев на одной руке или на двух. В тот же момент должны встать столько участников, сколько пальцев я покажу. Присесть они смогут только после того, как я покажу новое количество пальцев.

Молодцы, справились! Поэтому, улыбнитесь, сядьте поудобнее. Наш самолет к вылету готов! А вы готовы? Тогда вперед, я буду старшим пилотом. Выполняем упражнение «Самолет»


УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЕТ»

Первый участник выходит в круг и начинает свое действие, изображая самолет. Второй после секундного раздумья подстраивается к движению первого. Далее третий. Творческая цепочка продолжает действовать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. В процессе выполнения упражнения можно произносить разные звуки, подходящие по ситуации.


УПРАЖНЕНИЕ «ОПАСНАЯ ДОРОГА»

Выполняется в движении по кругу.

Вот мы и приземлились. На необитаемом острове нам следует тихо и незаметно пробраться через джунгли, чтобы не привлечь внимания хищных животных. Поэтому двигаться придется совершенно бесшумно. Мы проходим по топкому болоту. Идем по кочкам, след в след, чтобы не провалиться. Дальнейший наш путь – по заросшим джунглям, раздираем лианы руками и пробиваем проход топориками. А теперь нам предстоит пройти по тонкому бревну через бурлящую реку! Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

Мы очень устали. Но идти предстоит долго. Мы должны научиться расслаблять и зажимать мышцы в движении.


УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ»

Выполняется в движении по кругу.
По моей команде вы напрягаете заданный мной участок тела: левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, поясницу, обе ноги, и, наконец, все тело. Напряжение сначала слабое, но постепенно нарастает до предела. В состоянии предельного напряжения вы продолжаете ходьбу в течение 15-20 секунд, затем по моей команде полностью сбрасываете напряжение, расслабляете напряжение тела полностью.


И вот, наконец, мы вышли к роскошному океану! Добрались в полном составе, без происшествий. Здесь мы остановимся и передохнем.


ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ЗАГАДКИ-СИТУАЦИИ»

Выполняется на стульчиках. Цель: развитие креативного нестандартного мышления.

На необитаемом острове нам придется вскоре принимать непростые решения. Поэтому, пока отдыхаем, приведем в порядок мысли, потренируем ум и воображение. Я предложу вам ситуацию, которую необходимо прояснить. Вы попытаетесь восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и постараетесь ее разгадать. Для этого вы задаете мне вопросы, на которые получите ответы только «Да», «Нет», «Не имеет значения». На разгадывание следующей ситуации ведущим будет выбран кто-то из вас.

Примеры ситуаций. 1. От тщеславия она лишилась пищи  (ворона)

2. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке (заноза)


УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕГРАММА»

Выполняется на стульчиках

Теперь, когда мысли приведены в порядок, нам следует отправить домой телеграмму с сообщением о том, что долетели, все хорошо и впечатления от острова просто восхитительные. Каждому по очереди надо произнести предложение, в котором используется слово:

океан;

пальма;

кокос;

солнце;

джунгли;

звери;

ноги и т. д.

У нас получилась замечательно содержательная телеграмма.


УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»

Цель: задания на взаимодействие, на расслабление-напряжение мышц. Выполняется попарно

На необитаемом острове пора разбить лагерь и подумать о ночлеге. А для этого требуется надуть надувные матрацы. Для выполнения этой задачи вам понадобится партнер, что станет замечательным способом для установления психологического контакта. На «кокосы-бананы» рассчитайсь! «Бананы» будут у нас сдутыми надувными матрацами, а «кокосы» станут их надувать. Давайте встанем лицом друг к другу и «накачаем» воображаемым насосом матрацы: ритмично наклоняясь вперед, произносить на выдохе долгое «С-С-С-С», «С-С-С-С», «С-С-С-С». Матрац потихоньку наполняется воздухом, его части распрямляются, выравниваются, пока он не напрягается настолько, что может лопнуть. Тогда матрац «сдувают», вынимая из него насос, и он «опадает». Партнеры меняются местами. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать партнера, понимать логику его движений.


УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЙ УЗЕЛ».

Выполняется, стоя в кругу

На необитаемом острове пора ставить палатки. Необходимо закрепить палатки настоящим морским узлом. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Но что-то пошло не так. Завязывая узел, мы запутали канаты. Один из вас попробует канаты распутать. По моей команде он отвернется, остальные одновременно запутываются, не разнимая рук. Задача – распутать сложный морской узел.


УПРАЖНЕНИЕ «ПЛАСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»

Выполняется, стоя в кругу

Теперь, когда мы разбили лагерь, можно поделиться друг с другом впечатленьями от  необитаемого острова. Для обмена мнениями прошу всех встать. Но обмениваться впечатлениями будете не вы, а ваши части тела. Вместо вас говорят:

плечи – я горжусь, что я здесь;

спина – я очень устал;

нос – я чувствую какой то подозрительный запах;

палец – в ту сторону ходить не стоит;

глаза – где бы найти еду;

рот – я люблю бананы;

ухо – слышу пенье птицы.


УПРАЖНЕНИЕ «МИНИ-ИСТОРИИ ДЛЯ ОДНОГО АКТЕРА»
Предлагаю упражнение «Мини-истории для одного актера». Кто хочет попробовать? Задание – изобразить пластически и с помощью мимики мини-историю о жизни на нашем необитаемом острове. Остальные участники пытаются угадать.

ты пишешь письмо с острова домой: 1) тебе здесь нравится, 2) умоляешь забрать тебя отсюда;

тебе приходится кушать то, что не нравится.


УПРАЖНЕНИЕ «МИНИ-ИСТОРИИ ДЛЯ ДВУХ АКТЕРОВ»
А теперь задание сразу для двух актеров! Кто желает? Ваша задача разыграть без слов мини-историю. Сюжет прост: На необитаемом острове вы вдвоем принимаете пищу. Один чем-то угощает, а другой кушать это не хочет, пытается выплюнуть пищу, пока первый отвернулся, или незаметно переложить обратно в тарелку первого и т.д. Задание для всех остальных – угадать, что же происходит.

И, наконец, задание для всей группы!


ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Цель: развитие фантазии, воображения, креативного нестандартного мышления

Представим себе, что на берегу океана нами обнаружены обломки кораблекрушения: старый носок, пустая консервная банка, лопнувший шарик, перегоревшая лампочка. Нашей задачей является найти применение этим предметам в нашей жизни на острове и представить презентацию этих предметов. Время на подготовку – 5 минут. Делимся на группы.


ОБЩИЙ ЭТЮД «ГРУППОВОЙ УЗОР»
Молодцы, с заданием справились! И все бы хорошо, но налетает ураган и начинается тропический ливень. Начинаем быстрое спонтанное движение по всему свободному пространству. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — с максимальной быстротой разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «три» — разбились на группы по три участникав группе, «пять» — в кратчайший срок разбились на пятерки.

Но вот ливень закончился. Выглянуло солнышко. Нам осталось только сделать фото на память о нашем путешествии.


ОБЩИЙ ЭТЮД «ФОТОГРАФИЯ»

Сейчас я выберу фотографа, который построит всех на одну общую фотографию, причем это могут быть не только люди, это могут быть экзотические животные, необычайные растения. В конце у нас должна получиться одна общая фотография под названием «Привет с  необитаемого острова». А по моему хлопку фотография оживет.


РЕФЛЕКСИЯ

УПРАЖНЕНИЕ «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»
Мы замечательно поработали сегодня! По театральной традиции актеров награждают аплодисментами. И тем они сильнее, чем более, по вашему мнению, актер их заслужил. В заключение занятия мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее. Я начну аплодировать, глядя на одного из участников и подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому мы будем аплодировать вдвоем с ним. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику, таким образом, аплодирует вся группа.


ИТОГ

Сегодня вы побывали на чудесном острове, попробовали себя в роли актёров, думаю, у нас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, – говорил К. С. Станиславский, – а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Желаю вам интересной работы и прекрасных творческих результатов!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Спб., 2020

Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов.» М., , НИИ художественного воспитания,1990.

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2013. - 42 с.

Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2020

Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2010.

Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2019.

https://studfile.net/preview/3827138/page:6/




.

Опубликовано в группе «"Театр-дети-театр"»


Комментарии (4)

Колышкина Елена Владимировна, 22.11.23 в 06:18 3Ответить Пожаловаться
Отличный мастер-класс! Всё чётко, понятно, доступно! Спасибо за ресурс, Ирина Геннадьевна!
Куликова Ирина Геннадьевна, 22.11.23 в 07:56 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за поддержку, Елена Владимировна! Ваша оценка очень значима для меня

Отредактировано 22-11-2023 07:58

Елена Владимировна, 22.11.23 в 08:52 2Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Ирина Геннадьевна, за публикацию мастер-класса! Отличная разработка!
Куликова Ирина Геннадьевна, 22.11.23 в 12:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за внимание к разработке и положительный комментарий!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.