12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алепова Мария Алексеевна70
Россия, Москва, Москва
1

Статья «Почему нельзя применять к детям физические наказания»

Почему нельзя применять к детям физические наказания.

Сегодня любой педагог, последователь любой школы воспитания, скажет, что бить детей нельзя - ни сильно, ни легко, вообще никак. Этот метод в современной педагогической науке полностью отрицается. Но, несмотря на это, во многих семьях физические наказания для детей продолжают практиковаться, и речь даже не идёт о семьях, где кто-то страдает от алкоголизма и может побить ребёнка в состоянии опьянения - речь о вполне благополучных семьях, в которых, тем не менее, регулярно практикуются физические наказания для детей. Это могут быть пощёчины, битьё ремнём, удары линейкой по рукам - но в любом случае, подобные методы воспитания совершенно неприемлемы с точки зрения современной педагогики и детской психологии. Почему же нельзя наказывать детей подобным образом и как вообще наука пришла к подобным выводам?


Экскурс в историю.
Те родители, что всё же применяют к своим детям методы физического наказания, любят ссылаться на историческую практику. И действительно, на протяжении сотен и тысяч лет считалось нормой бить детей, заставлять их заниматься непосильным физическим трудом. Дети подвергались в семьях как физическому, так и психологическому насилию, были времена, когда отец семейства вообще имел право убить любого из своих детей - потому что они считались его собственностью.
Но с тех пор наукой было сделано много открытий, и прежние методы воспитания ушли в прошлое, как и средневековая медицина. С середины XX века начала развиваться гуманистическая педагогика, которая в первую очередь видела в ребёнке личность, а не собственность родителей. Постепенно с развитием общества пришло понимание того, что насилие не является лучшим способом решения проблем, в том числе и проблем, связанных с детьми, с их воспитанием, с коррекцией поведения.
Таким образом, можно сказать, что метод физического наказания детей должен остаться в прошлом, поскольку в реалиях современного общества это совершенный анахронизм, напоминание о "Тёмных веках" человечества.


Эффективность методов физического воздействия на ребёнка.
Многие могли бы сказать, что дети бывают неуправляемыми, совершенно не желают слушаться, не хотят учиться, совершают различные пакости - и тут же "ничего не понимают, кроме ремня". Но надо понимать, что описанные проявления - это уже следствие неправильного воспитания, а не причина. Ни один ребёнок ещё не родился садистом, двоечником или наркоманом - их такими делают собственные родители, окружение, ошибки в воспитании, среди которых применение физических наказаний - одна из наиболее серьёзных.
Разумеется, методы физического наказания работают - но в краткосрочной перспективе. При этом цена такого повиновения со стороны ребёнка неоправданно высока. Насилие со стороны матери или отца - это тяжёлая психологическая травма, ведь ребёнок с рождения видит в родителях защитников, опору, наконец, это самые близкие для него люди. И когда от этих людей в сторону ребёнка происходит акт насилия - это намного страшнее, чем если бы подобные действия совершил посторонний человек.

Среди последствий применения физических наказаний можно выделить следующие:
1) Накопление внутренней агрессии, которая может выплеснуться на окружающих, которые слабее, чем ребёнок и не смогут ответить или же на самого себя через нанесение себе повреждений.
2) Возникновение и развитие психологических проблем, у ребёнка появляется неуверенность в себе, формируются различные страхи, которые могут перерасти в фобии, может появиться депрессия, возможны и попытки суицида.
3) Из-за психологических проблем возникают трудности во взаимодействии с социумом, со сверстниками, с учителями. Ухудшаются показатели успеваемости, может развиться состояние хронического стресса, что способствует обострению хронических заболеваний и повышает риск развития новых болезней.
4) Возможно появление таких симптомов, как энурез, насилие над животными и их убийство, насилие по отношению к другим детям. Всё это серьёзные симптомы, которые в будущем могут привести к серьёзным проблемам. Согласно статистике, почти все люди, ставшие маньяками, в детстве подвергались домашнему насилию.

Но, разумеется, каждый из родителей должен сам для себя решить - стоит ли рисковать, применяя к своему ребёнку физические наказания, с учётом риска возникновения столь серьёзных последствий.
Кроме того, нужно учитывать, что если ребёнок подвергается насилию - то это формирует у него чувство постоянного страха, что может мотивировать, но попутно способствует развитию стресса. Ситуация, когда ребёнок боится своих родителей, не является нормальной.


Отказаться от физических наказаний.
Но что же делать, если с ребёнком сложно справиться, если он ведёт себя откровенно плохо? В первую очередь, нужно понять причины такого поведения - может быть, это нехватка внимания или же проблемы со сверстниками в школе. В этом может помочь детский психолог.
Также нужно понимать, что современная педагогическая наука предлагает богатый выбор различных методик воспитания, в рамках которых имеется много методов воздействия на детей, не включающих в себя физического насилия. Для людей, желающих стать хорошими родителями, не будет лишним ознакомиться с трудами учёных в области педагогики, с исследованиями детских психологов, благо, сегодня в Интернете весь материал легко можно найти.
Ну и, разумеется, если ситуация с ребёнком достаточно сложная, это может свидетельствовать о наличии у него серьёзных проблем, возможно даже, психиатрических. В этом случае необходима консультация специалиста. В подобных случаях применения физического наказания худший вариант из всех возможных, и это то, о чём в первую очередь должен думать родитель, когда у него возникает мысль поднять руку на своего ребёнка.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.