12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Подвигу твоему Ленинград!

Классный час с показом презентации посвященный 80 летию полного снятия блокады Ленинграда .

Подготовила и провела хранитель музея «Патриот» МБОУ Блюдчанской СШ Абдрахманова М.Б

Звучит «Вальс цветов» П.И Чайковский слайд 1 на фоне музыке читается текст


 

Ведущий- Какое чудо! Посмотри вокруг! (слайд 2,3,4,5)

Восторг души не выразить словами!

Так восхищать способен только Петербург…

С его каналами, мостами, куполами…

Так вдохновлять  достоин только Ленинград-

Непокоренный, величавый, дерзкий…(слайд 6,7,8,9)

Три ангела покой его хранят,

Окутанный  туманом невским. …(слайд 10,11,12,)

О, Петроград, хранитель доблести российской!

Имперский лик, державный стан, злаченый шпиль!(слай13,14,15)

Не зря зовешься ты Пальмирою Балтийской,

Ты город-тайна, город-сказка, город-быль!(слайд16,17,18,19)

История Санкт-Петербурга начинается с 1703 года со строительства Петропавловской крепости. Основателем города является Пётр I — первый российский император. Он же сделал Санкт-Петербург столицей нового государства — Российской империи. СанктПетербург, Назван в честь Святого Петра, небесного покровителя царя-основателя, но со временем стал всё больше ассоциироваться с именем самого Петра I .Город расположенный на берегу Финского залива Балтийского моря, (слайд 20-38)

является европейскими воротами России, ее стратегическим центром, непосредственно граничащим со странами Европейского Союза .Санкт-Петербург сильно отличается от других городов России своими архитектурными сооружениями. Создавая город, царь Петр 1 опирался на объединение Европейского стиля, прогуливаясь по нему можно увидеть итальянские, немецкие, голландские мотивы в оформлении садов ,зданий , дворянских усадьб, площадей, крыш В городе располагается большое количество памятников истории и культуры. Более 70 театров, в том числе всемирно известные: Мариинский, Александринский и Михайловский театры.

В Санкт-Петербурге работают свыше 200 музеев и их филиалов (в том числе знаменитый Эрмитаж (около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры) и Русский музей (самый обширный музей русского искусства). Санкт-Петербург называют еще северной Венецией .город мостов и каналов. Практически с самого начала своего основания и до нынешних дней Санкт-Петербург является местом средоточения творческих личностей. Сюда со всех концов страны съезжаются и остаются жить писатели, художники, живописцы и скульпторы. Зачастую, именно здесь их посещает особое вдохновение, позволяющее им творить великие произведения искусства. (слайд с 38 по 49)

Этот город застал и расцвет русской поэзии. Более того, Петербург можно назвать своеобразной родиной современного стихосложения - ведь в 25-ти километрах от него, в Царском селе, учился и рос, тогда ещё юный, Александр Пушкин, с которого начался Золотой Век русской поэзии. Жили здесь и многие поэты Серебряного Века. Памятуя об этом, многие называют Северную Столицу Литературным Петербургом

(Слайд 50 по 59)) текст читается на фоне метронома

  22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

 Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.  Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.  Началась блокада.(слайд 60)

Девятьсот дней блокады,
девятьсот страшных дней.
Самолетов армады
в сатанеющей тьме.
Вой тревожной сирены
с чередой канонад.
И фабричные смены
после чуткого сна.
Навалившийся голод
без поправки на рост.
И пронзительный холод,
будораживший кость.
От фашистских снарядов
колебалась земля,
Но сыны Ленинграда
не жалели себя.
Девятьсот дней блокады,
сотни тысяч потерь.
Девятьсот дней блокады,
героизма пример.
Поклонитесь погибшим,
обогрейте живых.
То святые могилы,
то священная жизнь

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

 Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

  В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

   Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

   Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.( Слайд 89-106)

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

 В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

  Голодная смерть косила людей

 В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

 Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала ей действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».

 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги".

 И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза

Да рук не разомкнуть ни как.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб? 2 тонны! Он спасет

16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт.

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря "священным даром" назван

Обычный хлеб и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

   Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. В Ленинграде оставалось на тот момент много известных советских людей, в том числе и Шостакович, который написал свою знаменитую "Ленинградскую" симфонию, которая стало прямой ассоциацией с блокадным Ленинградом.

Но помимо музыки, с блокадным Ленинградом так же ассоциируется и звук метронома, который звучит в той самой "Ленинградской симфонии" Шостаковича. Не просто так композитор включил звук метронома в свое произведение. Метроном был, в прямом смысле слова, настоящим спасителем ленинградцев. У метронома очень тесная связь с жителями Ленинграда и радио. Дело в том, что радио в то время, особенно для ленинградцев, которые оказались в таком положении, было единственным способом узнать о происходящем. Но эфиры на радио происходили не очень часто. Но не смотря на это, для ленинградцев в то время выступали на радио известные ученые, писатели, музыканты, многие из которые, как я уже упоминал выше, оставались в блокированном немцами городе.

Однако в то время, когда на радио эфиров не было, через него транслировали звук метронома, целью которого было оповещать жителей города о приближающейся атаки немецких самолетов. Медленное тиканье метронома означало отсутствие воздушной атаки, а быстрые "шаги" метронома говорил о том, что необходимо искать укрытие, поскольку с минуты на минуту начнется бомбардировка города.


 


 

 Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

 И головой – на край стола.

 Сначала думали – уснула

 А оказалось – умерла.

 Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель, выдавил, что снова

Уроки -

После похорон.

 Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».

 Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.(слайд 106по 124 )

 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…


 


 

Дата проведения: 25 января 
Опубликовано


Комментарии (3)

Куликова Ирина Геннадьевна, 17.01.24 в 10:02 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы пояснительную записку
Кияйкина Наталья Федоровна, 17.01.24 в 12:17 0Ответить Пожаловаться
Странно, что конспект мероприятия без пояснительной записки.
Соколова Елена Борисовна, 17.01.24 в 15:12 0Ответить Пожаловаться
Больше 100! слайдов и текст? Как проходит мероприятие? Это лекция?!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.