12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда64
0

Построение модели специалиста на основе требований профессионального стандарта

Методическая разработка практического занятия по теме: 

"Построение модели специалиста на основе требований профессионального стандарта"

1. Цель работы: формирование представления об образе специалиста (квалифицированного рабочего) по конкретной квалификации (уровню квалификации), который включает совокупность трудовых функций и действий, личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной деятельности.

2. Перечень технических средств обучения:

2.1Персональныйкомпьютер;

2.2 MicrosoftWindows;

2.3 Текстовый процессор;

2.4 Браузер.

3. Теоретические сведения

Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают:

– модель специалиста (работающего, функционирующего);

– модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (далее – НРК) представляет собой обобщенное описание квалификации и путей ее достижения на любом предприятии на территории Российской Федерации. Важный инструмент, наглядно демонстрирующий, какие уровни квалификации возможны по профессии и какими путями возможно достичь определенного уровня. Следует понимать, что НРК представлена в виде двух таблиц, определяющих: дескрипторы квалификационных уровней, а также пути достижения квалификационного уровня.

Дескрипторы квалификационных уровней - это краткое описание основных требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня, объединенных по показателям широты полномочий и ответственности работника, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Таблица дескрипторов НРК РФ:

Уровни

Широта полномочий и ответственность

(общая компетенция)

Сложность деятельности

(характер умений)

Наукоемкость деятельности

(характер знаний)

1 уровень

Действия под руководством. Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации.

Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов

2 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способа действий из известных по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им.

Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт.

Получение информации в процессе профессиональной подготовки

4 уровень

Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных.

Планирование собственной деятельности и / или деятельности других, исходя из поставленных задач.

Наставничество.

Ответственность за решение поставленных задач

Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Выбор путей осуществления деятельности из известных.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта.

5 уровень

Самостоятельная деятельность.

Постановка задач в рамках подразделения.

Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения.

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения

Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

6 уровень

Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности

Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных).

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний

прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.

9 уровень

Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов.

Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.

Управление содержанием информационных потоков.

4. Порядоквыполненияработы

Задание 4.1Аватар профессионала

На основе требований соответствующего профессионального стандарта постройте «Аватар профессионала». «Аватар» может быть построен в произвольном виде с учетом пяти аспектов: личностные качества, необходимые умения, необходимый уровень образования, наличие опыта работы и компетенции будущего, необходимые для успешного продвижения в профессиональной деятельности.

Необходимо определиться с конкретным уровнем квалификации профессионала.

«Аватар» может быть построен в произвольном виде с учетом блоков информации:

профессионально значимые личностные качества

национальная рамка квалификаций, анализ вакансий относительно характеристик личности; информационная статья - https://center-yf.ru/data/Kadroviku/lichnostnye-kachestva.php

трудовые функции, трудовые действия

формулируются исходя из текста соответствующего профессионального стандарта - https://profstandart.rosmintrud.ru/

уровень образования, опыт работы

зафиксированы в профессиональном стандарте

компетенции будущего (Futureskills)

необходимые для успешного продвижения в профессиональной деятельности (можно ознакомиться в Атласе новых профессий https://atlas100.ru/future/)

Об основные трендах, определяющих образ рабочего места в XXI веке и комптенции будущего можно ознакомиться в докладе экспертов GlobalEducationFutures и WorldSkillsRussia о навыках, которые понадобятся человеку в будущем  https://futuref.org/futureskills_ru


Задание 4.2Личностные качества

Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

студент

квадрат

треугольник

круг

прямоугольник

зигзаг







Интерпретация: Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

5.Содержание отчета

5.1 Название работы

5.2 Цель работы

5.3 Порядок выполнения работы

5.4 Ответы на контрольные вопросы

6. Контрольные вопросы

6.1Что такое НРК?

6.2 Какими критериями оперировали при выборе уровня квалификации?

6.3 Исходя из компетенций будущего чем бы хотели заниматься после окончания колледжа?

6.4 Какими личностными качествами вы обладаете для данной специальности?

7. Перечень литературы

7.1 Атлас новых профессийhttp://atlas100.ru/

7.2 Национальная рамка квалификаций https://fgosvo.ru/uploadfiles/mo/20111124101042.pdf

7.3 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов http://fgos.ru

7.4 Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru

7.5 Программно-методический комплекс «Оценка квалификаций»http://kos-nark.ru/

7.6 Профориентационные материалы Базового центра НАРК. Составлены по наиболее востребованным и перспективным профессиям и размещены в следующих форматах: видеоролик, презентация, текст http://www.bcnark.ru/vocational-guidance-materials/

7.7 Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификацииhttps://nok-nark.ru/

7.8 Справочная информация: «Профессиональные стандарты» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157436/

7.9 Справочник профессий http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions

7.10 Энциклопедия «Карьера». http://www.znanie.info/portal/ec-main.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.