12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мальцева Анна Олеговна74
Россия, Кемеровская обл., мыски

Потешки в младшем дошкольном возрасте.


Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Константин Георгиевич Паустовский.

В наше время, время современных информационных технологий мы все больше наблюдаем у детей проблемы в речевом развитии. В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов дошкольного образования.  

Поэтому развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Задача по обогащению словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, пронизывать все режимные моменты. В соответствии со ФГОС ДО, речевое развитие детей дошкольного возраста включает 7 компонентов. Один из который: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества - потешек, песен, народных сказок.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности хотим обратить ваше внимание на потешки. Потешки - малый жанр устного народного творчества.

 Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму складного стишка, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии ребенка. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, мышления, восприятия. Наравне с этим, развивается и творческая сторона ребенка, он может давать волю своим детским фантазиям.  

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

 В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

 - обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

 Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. 

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Потешки:

Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?


Петя-Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь!
Баю-баю-баю-бай,
Вместе с Ваней засыпай.


Заинька, войди в сад,

Серенький войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет.

Зайка, зайка, сорви цвет,

Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,

Серенький, свей венок.

Зайка, зайка, свей венок,

Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.


- Кисонька-мурысенька,

Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысенька,

Что ты там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

(грозим пальчиком)

- Не ешь одна, не ешь одна!


- Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Что ты там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысенька,

Что из муки делала?

- Пироги пекла.

- Кисонька-мурысонька,

С кем пироги ела?

- Одна.

(грозим пальчиком)

- Не ешь одна, не ешь одна!


Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так -

Головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так -

Дружно дерево качали

(наклоны туловищем вправо и влево)

И вразвалочку ходили,

И из речки воду пили

Вот так, вот так -

И из речки воду пили

(наклоны в перёд)

А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так -

Кверху лапы поднимали!

(поднимаем ручки)


На лошадке ехали, в огород заехали

(легкие приседания, руки вытянуты -

"держат вожжи")

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!

(хлопки: два коротких, один длинный)

На машине ехали, до угла доехали.

(повороты руками, которые будто держат руль)

Би-би-би! Би-би-би!

(большими пальцами надавить "сигнал")

Паровозом ехали, до горы доехали.

(рука сжата в кулаке вверху.

движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)

У-у!

(широкое движение рукой сверху вниз)


- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- А вы, ручки, помогали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели,

все пенечки оглядели.

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновичком.


Ой, лады, лады,

(показать ладошки,

покрутить кистями рук вверх-вниз)

Не боимся мы воды,

(притопнуть одной ногой)

Чисто умываемся,

(совершать плавные круговые движения

руками около лица, не дотрагиваясь до него)

Маме улыбаемся.

(руки широко развести и улыбнуться)


(Покачиваем малыша из стороны в сторону)

Пришел медведь к броду,

(приподнимаем)

Влез на колоду,

(роняем между коленями)

Бултых в воду!

(подкидываем на коленках)

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис!

Вымок, выкис,

Вылез, высох,

(приподнимаем)

Встал на колоду -

(роняем)

Бултых в воду!

(Можно менять названия животных:

Летел журавль, сел на колоду...

Летел ворон, сел на колоду...)


Раз-два-три-четыре-пять,

(Взяли игрушку, потрясли)

Вышел зайчик поскакать.

(Покачали вверх-вниз)

Огляделся,

(Вращаем голову игрушки)

Повертелся,

(Вращаем игрушку)

Посмотрел наверх и вниз

(Наклоняем вперед-назад)

Пробежался,

("Побежала" игрушка)

Забоялся....

(Спрятали за спину)

Где ты, зайчик, отзовись!

(Показали ребенку)


Сел комарик под кусточек

На еловый на пенёчек

Свесил ножки на песочек

Сунул носик под листочек -

спря-ятался

(закрываем лицо руками)


У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать.

То же с глазками, ушками, носиком -

закрывать их ладонями).


Шел старик дорогою

Шел старик дорогою,

Дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую,

Безрогую, безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Да ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается,

Бодается, бодается,

А старик ругается,

Ругается, ругается.


ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ


Действия, которыми сопровождаются "Ладушки":


"Ладушки-ладушки" - хлопаем в ладошки;

"Полетели" - поднимаем ручки высоко над головой;

"На головку сели" - касаемся ручками головы.


- Ладушки вы, ладушки.

- Где были?

- У бабушки.

- А что ели?

- Кашку.

- А что пили?

- Бражку.

- А что на закуску?

- Кислую капустку.

- Попили? Поели?

Кыш, полетели.

На головку сели.


- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!

На головку сели!

Ладушки запели.


- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка хмеленька.


- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Шуу! Полетели!

на головку сели,

Ладушки запели.


Ладушки-ладошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко.


- Лады-лады-ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Что на закуску?

- Кислую капустку.


- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Что на закуску?

- Хлеба да капустку.

Попили, поели,

На головку сели.


- Лады-лады-ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Что на закуску?

- Щи да капустку.

- Что на заедку?

- Сладенькую репку.

Шу! Полетели!

На головку сели,

Ладушки запели.


- Ой, ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.


Ох, полетели рученьки,

На головку сели,

Полетушки полетели,

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

Кашка масленькая,

Бабушка добренькая.

Спи-ко, Танечка,

Спи-ко, крошечка.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.