12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Попович Елена Анатольевна25 |
«Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи»
5 КЛАСС
Учитель: Попович Елена Анатольевна
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное"
Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .
Планируемые образовательные результаты:
Предметные- знать основные понятия морфологии. Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.
Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .
Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?) .
Методы обучения: метод сотрудничества, реализуемый через работу в парах, группах; системно- деятельностный, практический с применением ИКТ;
Формы обучения: фронтальная; индивидуальная, игра.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока, раздаточный материал (карточки с заданиями), учебник.
Основные понятия : имя существительное, как часть речи; падежи, род, число, склонение, орфограммы по изученной теме, собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные .
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | 1. Организация рабочей обстановки. Приветствие. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Запись даты в тетради. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Оформляют запись в тетради. |
2. Актуализация знаний. | Словарно-орфографическая работа Предлагаю начать наше занятие со словарной работы. Я буду загадывать загадки, а вы запишите отгадки в тетрадь. Вопросы из области биологии: Как называется часть растения, которая первой пробивается из земли? (Росток Герань, фиалка, кактус - это домашние ..( растения) Дополни словом поговорку: (записана на доске) …......... большой, не будь лапшой ( расти) Вопросы из области русского языка : Как называется письменное упражнение, где необходимо передать на письме содержание текста, прослушав его дважды?,(Изложение) Вопросы из области математики : Как называется арифметическое действие , где происходит соединение двух или нескольких чисел в одно ( сложение).( Подсказка: скажите одним словом «прибавить одно к другому») Название числа, которое складывается с другим в (арифметическом) действии сложения ( слагаемое).( Подсказка: оно бывает первое и второе , в ответе получается сумма) Выделите корни. Назовите орфограммы над которыми мы работали. ( Орфограммы :Буквы а-о в корне -раст--- -рос- , буквы а- о в корне -лаг- – -лож- ) Найдите лишнее слово, обоснуйте ответ ( лишнее слово- расти, т.к. это глагол, остальные существительные). Как вы думаете, какова тема нашего урока ( имя существительное). | Учащиеся записывают отгадки в тетради. Один учащийся работает у доски. Вспоминают, изученный ранее материал . Отвечают на вопрос об орфограммах, формулируют правил ,выделяют корень. Определяют лишнее слово( расти-т.к это глагол, а остальные слова-существительные). Формулируют возможную тему урока . ( имя существительное) |
3. Целеполагание и планирование | Над темой « Имя существительное» мы работали не один урок. Мы много знаем. Но наша задача сегодня- конкретная. Вот вам еще одна подсказка. Я раздам вам карточки, на которых приведён пример морфологического разбора имени существительного нашим старым другом – Васей Ошибкиным.. Давайте попробуем выяснить: нет ли в разборе ошибок? Работаем с карточками, исправляем ошибки. Приходим к выводу, что Вася Ошибкин не слишком хорошо подготовился к проверочной работе по теме « Имя существительное». Делаем вывод: чтобы не повторить ошибок Васи, мы должны хорошо подготовиться к проверочной работе, а значит тема нашего урока : Повторение изученного по теме « Имя существительное» Запись темы в тетрадь. - О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить? мы повторим и обобщим знания об имени существительном: что такое имя существительное, грамматические категории имени существительного, синтаксическая роль существительного в предложении. Учитель предлагает отправиться в путешествие по стране Имя Существительное. --Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист , в нём указан путь нашего путешествия. Давайте посмотрим, какие остановки нас ожидают ( учащиеся зачитывают остановки маршрута). -Обратите внимание, слева написаны наши остановки и даны задания, а справа три колонки, где вы будете оценивать свою деятельность на уроке и заносить результаты в маршрутные листы . Отправляемся в путь! | Анализируют работу ученика. Исправляют ошибки. Ведут диалог с учителем. Оформляют тетрадь к уроку. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы. Получают маршрутные листы. Подписывают их. Изучают путь следования. Зачитывают остановки. Задают вопросы. |
4.Работа по теме урока | 1.Остановка « Теоретическая» Работа с раздаточным материалом (карточка с пропущенными определениями): Учащимся предлагается прочитать определение, вставить пропущенные слова и словосочетания Взаимопроверка, выяснение ошибок, уточнение. Оценивание своей работы в маршрутном листе. 2. Остановка « Морфологическая постоянная» -Назовите постоянные морфологические признаки существительного: (Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.) ( после обсуждения включаем слайд презентации) Задание 1 (индивидуальная работа) -Выпишите из карточки- текста одушевленные существительные. Укажите количество неодушевленных. (Повторить признаки одушевленности, неодушевленности.) Задание 2 .( фронтальная работа) -Ответьте на вопросы и приведите примеры: 1. Как определить род имён существительных? 2. Как определить склонение имён существительных? Игра « Четвертый лишний» Ученикам предлагается объединиться в группы по 3-4 человека. Выполнить задания, представленные на слайде: найти лишнее слово в каждом ряду, подобрать проверочные слова, поставить ударения. Оформить записи в тетради. Весна, оттепель, проталина, вода ( оттепель- тк 3 склонение) орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами) ЦемЕнт, щавЕль, досУг, свЕкла ( свЕкла- тк она 1 скл, или тк она ж.р.) орфоэпическая работа- расставь правильно ударение Девочка, мама, яблоня, неряха ( неряха- слово общего рода, остальные слова- женского)
Оценивают свою работу в маршрутном листе. 3. Остановка « Морфологическая непостоянная» -Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных (число и падеж.) Задание 1. Образуйте множественное число, поставьте ударение( слайд ) инженер-инженЕры, офицер-офицЕры, доктор- докторА, мастер- мастЕра, торт- тОрты. Задание 2 Физкультминутка. -Ребята, наша физкультминутка будет связана с темой «Имя существительное». Вспомните, всегда ли число является непостоянным признаком? (Ребята вспоминают новый материал, изученный в 5 классе о том , что есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа) -А теперь я попрошу вас встать и выполнить следующее задание: Если я называю имена существительные, которые употребляются только во множественном числе, вы хлопаете в ладоши. Если я называю имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, вы начинаете топать. Если я называю имена существительные, которые употребляются и в единственном числе и во множественном, то вы приседаете.. ( только множественное число: ножницы, прятки, грабли, санки, брюки, вилы; только единственное число: молоко, доставка, свекла, цемент, белила, мел; и единственное и множественное число: парта, книга, указка, учитель) Задание 3 Падеж Как определить падеж у существительного. Назовите падежи и вопросы к ним. Для чего нам надо знать падежи имен существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных) Вернемся к карточке – тексту. Определите падежи существительных, выделите окончания. ( Индивидуальная работа. .Проверка в классе) Остановка 4 « Синтаксическая» Ещё раз поработаем с карточкой – текстом. Выписать из текста предложение, обозначенное цифрой 4. Определить какими членами предложения могут быть имена существительные. Оценивают свою работу в маршрутном листе. | Индивидуальная работа с раздаточным материалом. Работа в парах. Отвечают на вопросы учителя. Работают с карточкой- текстом.. Оценивают свои работу в маршрутном листе. Отвечают на вопросы учителя. Работают группами Оценивают свою работу в маршрутном листе. Работают в группах Обсуждают ответы. Выполняют задание. Делают физкультминутку. Участвуют в диалоге с учителем. Индивидуальная работав тетрадях. Проверка с учителем. Выполняют задание в тетрадях и на доске. Оценивают свою работу в маршрутном листе. |
5 Рефлексия | Остановка 5 « Финальная» Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Свою работу на уроке я оцениваю на …........ | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
6 Домашнее задание | Тест, содержащий задания по разделу «Имя существительное» | Получают домашнее задание. Задают вопросы. |
Маршрутный лист .Ф.И______________________________________________класс______
Остановки | Справился с заданием | Выполнил частично | Не справился |
1. Остановка « Теоретическая» Работа с раздаточным материалом (карточка с пропущенными определениями Приложение №1) | | | |
2. Остановка « Морфологическая. Постоянная» Работа с карточкой – текстом Приложение №2. Выписать одушевлённые имена существительные, указать количество неодушевлённых имён существительных) Игра « Четвертый лишний» 1.В_сна, отт_пель,проталина, в_да (орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами) 2.Цемент, щавель, досуг, свекла (орфоэпическая работа- расставь правильно ударение) 3.Девочка, мама, яблоня, неряха | | | |
3.Остановка « Морфологическая. Непостоянная» Карточка- текст: определить падеж имён существительных. | | | |
4.Остановка « Синтаксическая». Карточка – текст: определить синтаксическую роль существительных в предложении . | | | |
5.Остановка «Финальная» Свою работу на уроке я оцениваю на ____________ | | | |