12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Повторение в конце года. 9 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна


 


 


 


 


 

Брянск-2017


 


 

Текст 1.

(1) Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. (2) Каких только объяснений его феномена не предлагали. (3) Наиболее невероятной казалась гипотеза известного писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу инопланетный космический корабль. (4) Однако именно эта гипотеза оказалась ближе всего к правде.

(5)Доказательства нашлись в тайге в 700 км от эпицентра взрыва. (6) На них случайно наткнулась геологическая партия под руководством Георгия Колодина, которая вела разведку недр в бассейне реки Вилюй.

(7) Экспедиция обнаружила непонятную пещеру, в которой находились весьма странные предметы: какие-то металлические тумбы, шкафы, ящики.

(8) Миновав беспрепятственно полтора десятка отсеков, экспедиция подошла к наглухо закрытой двери, возле которой виднелось что-то вроде пульта. (9) Открыть дверь не удалось.

(10) Кто-то посветил внутрь. (11) Увидел за «стеклом» три существа невысокого роста и, испугавшись, вскрикнул. (12) На месте головы одного из существ, лежавших навзничь, виднелось выпуклое блестящее устройство. (13) Геологи поспешили покинуть это таинственное подземелье, и больше, к сожалению, не сумели его отыскать, чтобы продолжить изучение необычной находки.

(По Н.Н.Непомнящему)

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Из предложений 1-9 выпишите страдательное причастие.

2. Из предложений 7-9 выпишите все предлоги.

3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ в предложении 9?

4. Из предложений 12-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) гипотеза казалась (предложение 3)

2) предметы находились(предложение 7)

3) которая вела разведку (предложение 6)

4) потерпел корабль (предложение 3)

6. Среди предложений 3-10 найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.

7. Укажите верную характеристику предложения 11:

1) простое, односоставное, неопределенно-личное

2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми

3) сложное сложносочиненное

4) простое, двусоставное, неполное

8. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 1-9 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Текст 2.

(1) Ученые и военные разных стран мира пытаются манипулировать погодой. (2) Одни, чтобы предотвращать природные катастрофы, например, засуху и град, другие, дабы иметь в своем арсенале еще одно смертельное оружие.

(3) Тот день, восьмого мая 1995 года, был предпраздничным. (4) Исполнялась пятидесятая годовщина со дня окончания Великой Отечественной войны. (5) В Москве по этому поводу был намечен большой военный парад и летное шоу. (6) Что же получается? (7) Ветераны будут мокнуть под дождем, а летчики под вспышки молний удивлять фигурами высшего пилотажа? (8) Неужели праздник придется отменять?

(9) Спасителем стал известный метеоролог Геннадий Берников. (10) Скомандовал и в течение нескольких часов решил проблему. (11) Семь самолетов, которые поднялись в небо навстречу непогоде, распылили йодистое серебро и сухой лед, заставив тучи пролиться дождем.

(12) Успеха достигли. (13) Обошелся он, правда, очень дорого. (14) Зато на следующий день, в час проведения праздника, небо над Москвой сияло ясными, голубыми тонами.

(По Н.Н.Непомнящему)

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Из предложений 3-7 выпишите указательные местоимения.

2. Из предложений 9-11 выпишите все предлоги.

3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ТОТ ДЕНЬ в предложении 3?

4. Из предложений 8-12 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) ученые пытаются манипулировать (предложение 1)

2) предотвращать (предложение 2)

3) тот день был праздничным (предложение 3)

4) семь самолетов распылили серебро (предложение 11)

6. Среди предложений 1-8 найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.

7. Укажите верную характеристику предложения 10:

1) простое, односоставное, неопределенно-личное

2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми

3) простое, двусоставное, неполное

4) сложное сложносочиненное

8. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 3-12 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений текста найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Текст 3.

(1) Космос и окрестности Солнечной системы насыщены большим количеством «небесного мусора». (2) Он представляет собой обломки твердых пород, подобных камню, куски льда и замороженных газов. (3) Это могут быть непредсказуемые члены Солнечной системы астероиды или кометы, которые вращаются вокруг Солнца по сложным орбитам. (4) Такие небесные объекты каждый день бомбардируют Землю, и только благодаря атмосфере они чаще всего сгорают, не долетая до поверхности планеты.

(5) Подсчитали, что за всю историю человечества едва ли наберется несколько случаев, когда «небесный камень» непосредственно попадал в человека, убив его. (6) Но есть тела, достаточно большие или движущиеся с колоссальной скоростью, не успевающие полностью сгореть, которые способны при ударе о земную поверхность вызвать огромные разрушения.

(7) Доказано, что космический объект размером с легковой автомобиль может разрушить целый город, оставив после удара кратер диаметром десять километров.

(8) Хорошо сохранившийся кратер находится в Аризоне (США). (9) Образовался 5000 лет назад и до сих остается самым крупным из существующих на земле (диаметр воронки 1200, а глубина 200 метров). (10) Более крупные и древние кратеры, разрушенные эрозией, различимы только из космоса.

(По Н.Н.Непомнящему)

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Из предложений текста выпишите наречие в превосходной степени.

2. Из предложений 5-8 выпишите все союзы.

3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ДЕСЯТЬ КИЛОМЕТРОВ в предложении 7?

4. Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) он представляет (предложение 2)

2) наберется несколько случаев (предложение 5)

3) тела способны вызвать (предложение 6)

4) объекты бомбардируют и сгорают (предложение 4)

6. Среди предложений 1-6 найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.

7. Укажите верную характеристику предложения 9:

1) простое, односоставное, неопределенно-личное

2) простое, двусоставное, неполное

3) сложное сложносочиненное

4) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми

8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 1-8 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.

Текст 4.

(1) Учеными подсчитано, что удар метеорита диаметром около километра сотрет с лица Земли почти все живое. (2) Вероятно, объект наподобие такого и уничтожил динозавров.

(3) Последствия ударов небесных объектов мы можем наблюдать, взглянув на Луну. (4) Именно они определили современный вид спутницы нашей планеты. (5) Поверхность Земли могла бы выглядеть так же, если бы не атмосфера.

(6) Атакуют все планеты. (7) Например, в 1994 году большая комета столкнулась с Юпитером. (8) С помощью американского телескопа «Хаббл» удалось зафиксировать момент удара. (9) При вхождении в атмосферу Юпитера температура ядра кометы достигала 20 000°С. (10) В космос вырвался испепеляющий все на своем пути огромный огненный шар диаметром в тысячи километров. (11) Аналогичный удар о Землю вызвал бы катастрофические разрушения. (12) Мощные землетрясения прогремели бы повсюду на Земле, разрушая все и провоцируя извержения вулканов. (13) Огромное облако пыли и пепла поднялось бы в атмосферу, создав парниковый эффект. (14) Ядовитые газы, выпущенные в воздух, стали бы причиной кислотных дождей и разрушения озонового слоя. (15) Наступила бы так называемая «ядерная» зима. (16) Зима, способная уничтожить все живое за очень короткий срок.

(По Н.Н.Непомнящему)

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Из предложений текста выпишите деепричастия совершенного вида.

2. Из предложений 1-4 выпишите все предлоги.

3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ВСЕ ПЛАНЕТЫ в предложении 6?

4. Из предложений 4-6 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) объект наподобие такого уничтожил (предложение 2)

2) удалось зафиксировать момент (предложение 8)

3) атмосфера (предложение 5)

4) последствия мы можем наблюдать (предложение 3)

6. Среди предложений 5-12 найдите предложения, в которых сказуемое составное глагольное. Напишите номера этих предложений.

7. Укажите верную характеристику предложения 16:

1) простое, односоставное, назывное

2) простое, двусоставное, неполное

3) сложное бессоюзное

4) простое, односоставное, определенно-личное

8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 7-16 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 2-9 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи уточняющей частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответы

№ зад.

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Текст 4

1.

написаны

тот, этому

чаще всего

взглянув, создав

2.

в, к, вроде

в течение, в, навстречу

что, ли, когда, но, или

около, с, наподобие, на

3.

управление

согласование

управление

согласование

4.

лежавших навзничь

заставив пролиться

достаточно большие, не успевающие сгореть

выглядеть так

5.

3

2

2

3

6.

3, 4

3, 5

1,2,6

5,8

7.

4

3

2

1

8.

2

8

5

1

9.

13

12

7

6

10.

3

9

3

10

11.

3

2

5

5

12.

4

13

4

4

Использованная литература

1. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые текстовые задания.-М.: «Экзамен», 2017. - 96 с. 
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. К УМК Л.А. Тростенцовой. ФГОС. М.: «Вако», 2017.-192 с. 
  3. Литвинова М.М. Русский язык. 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 9 класс» под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: «Дрофа», 2016.-134 с.

4. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс ФГОС.- М.: «Просвещение», 2014.-192 с.

5. Черногрудова Е.П. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс».-М.: «Экзамен», 2017.-159 с.

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (2)

Пугачева Анжела Андреевна, 23.07.17 в 20:54 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо . Очень интересный материал.
Легоцкая Вера Сергеевна, 29.07.17 в 01:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интерес к моим работам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.