12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина60
4

Познавательно - творческий проект «Музыкальная гостиная для детей и родителей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»















Познавательно - творческий проект

«Музыкальная гостиная для детей и родителей»



























Автор – разработчик:

музыкальный руководитель

Юдина М. Ю.





2020


Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 г. – май 2021 г.)

Дата проведения занятий: еженедельно, во вторник (вторая половина дня).

Вид проекта: культурно – досуговая деятельность.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Форма представления: развлечения, музыкальные игры, сказки, занятия.

База проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №18»

г. Камень – на – Оби.



Актуальность


Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Контингент современных родителей сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Дети не слышат родителей, родители не понимают детей. Идет процесс отчуждения друг от друга, а ведь именно семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь.

С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. Поэтому процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения.



Цель проекта:

- приобщение детей и родителей к музыкальной культуре, воспитание интереса и любви к музыке, гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.


Задачи проекта:


Создать единый детско-родительский коллектив;

Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей;

Приобщать к истокам мировой и русской народной культуры;

Развивать эмоциональную сферу; способствовать развитию эстетической оценки;

Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.

Укреплять семейные традиции.


Гипотеза проекта:

Если создать благоприятные условия для приобщения детей и родителей к музыкальной культуре, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки и создать гармонизацию детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Новизна проекта: реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, путем организации совместной проектной деятельности.

Предмет исследования: музыкальная гостиная.

Объект исследования: процесс приобщения детей и их родителей к музыкальной культуре.


Методы реализации проекта:

-наглядно – слуховой;

- наглядно – зрительный;

- словесный;

- поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.);

- литературный образ сказок;

- описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;

- практический (метод уподобления характеру музыки) включает в себя следующие приемы:

1). моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
2). вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
3). выражение образного содержания характера музыки мимикой;
4). оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
5). инсценирование песен, подвижные игры.


Основные направления реализации проекта:

- проведение анкетирования;

- организация конкурсов и викторин;

- привлечение педагогов и родителей.


Формы реализации проекта:

- игровые занятия по слушанию музыки;

- интегрированные занятия;

- слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»;

- утренники, развлечения;

- музыкальные викторины, шоу – талантов;

- релаксационные паузы;

- разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с музыкой разных жанров.



Материально-техническое обеспечение:

DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

 

Другие материалы:

Буклеты для родителей и детей.


Планируемый результат проекта:

Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;

Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг;

Возникновение потребности посещать культурные площадки города (концерты, музеи) всей семьей;

Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;

Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.


Планируемые продукты проектной деятельности участников:

- фотоматериалы;

- видеоматериалы;

- день открытых дверей



План реализации проекта:


I Подготовительный этап. Планирование проекта.

- Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать);

- Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов;

- Постановка цели, формулировка задач;

- Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев;

- Составление плана реализации проекта.


 II Основной этап. Реализация проекта.

Пригласить детей и родителей регулярно посещать «Музыкальную гостиную», привлечение их к активному участию в мероприятиях.

Слушание лучших произведений русских и зарубежных композиторов, беседы о них;

Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Совместная игра в оркестре детей и родителей;

Выступление детей и родителей на праздниках в детском саду, утренниках, шоу – талантов «Синяя птица», участие в организации театральных постановок.


План реализации проекта:


Месяц

Тема

Сентябрь

Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы, утренники, музыкальные развлечения).

Октябрь

«Осенние встречи» - совместное мероприятие детей и взрослых.

Задачи:

- развивать умение давать эстетические оценки, высказывать свое мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии;

- развивать ассоциативное и образное мышление;

- совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. 

«Веселый капустник» - семейный досуг.

Задачи:

- воспитывать в детях любовь к народным традициям через народное творчество и игры;

- формировать у детей представление о календарно- обрядовом празднике « Капустник» и приметах связанных с ним, о пользе капусты для человека;

- доставить радость и удовольствие от совместной деятельности детей и родителей.

Ноябрь

«Мы играем и поем, вместе весело живем» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен.

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского;

- воспитывать уважение к творчеству композиторов –современников;

- развивать навыки совместного выразительного пения.

Шоу талантов «Синяя птица» - конкурс юных талантов.

Задачи:

-выявление и поддержка юных талантов;

- формирование потенциала подрастающего поколения;

- установление творческих контактов между коллективами и руководителями внутри ДОУ.

Декабрь

«Здравствуй, гостья зима» - музыкально – тематическая беседа. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.

Задачи:

- учить детей искусству слушать музыку;

- обогащать словарный запас музыкальными терминами;

- побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой;

- воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

«Русская печка» - фольклорный праздник русской печки; сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого.

Задачи:

- дать начальное представление о традициях русского народа, о быте;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать коммуникабельность, актерские способности.

Январь

Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского – музыкально – тематическая беседа.

Задачи:

- прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского;

- учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

- развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка;

- формировать интерес к русской музыке.

- прививать навыки культуры слушания классической музыки.

«Чарующий мир романса» - знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями.

Задачи:

- познакомить с жанром романса;

- совместное исполнение несложных бытовых романсов.

Рождественские посиделки «Святки – колядки» – музыкальное развлечение.

Задачи:

Образовательная - продолжать знакомить с традициями проведения колядок на

Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме.

Развивающая - развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику,

координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь.

Воспитательная - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения

проявлять доброжелательность.

Образовательная - продолжать знакомить с традициями проведения колядок на

Рождество, продолжать знакомить детей с устным народным творчеством по теме.

Развивающая - развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику,

координацию речи с движением. Развивать диалоговую речь.

Воспитательная - способствовать формированию культуры гостеприимства, умения

проявлять доброжелательность.

- знакомить с традициями проведения колядок на Рождество;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством»;

- развивать зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, диалоговую речь;

- способствовать формированию культуры гостеприимства, умения проявлять доброжелательность.

Февраль

«Веселимся мы, играем, и нисколько не скучаем» - игровая программа на основе забытых игр.

Задачи:

- углубить представления детей о русских народных играх;

- воспитывать любовь к национальной культуре.

- развивать физические умения и коммуникативные качества;

«По морям, по волнам» - музыкально - интеллектуальное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине;

- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, целеустремленности;

- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;

- воспитывать у детей чувства гордости за родителей, радоваться совместным победам и успехам;

- способствовать развитию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Март

«Мама, доченька, бабуля» - праздничное мероприятие, посвященное дню 8 Марта.

Задачи:

- развивать артистические способности и гендерную социализацию детей;

- закреплять музыкальный репертуар в новой обстановке весеннего праздника;

- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

«Эх, задорная частушка» - музыкально – литературное мероприятие для родителей и детей.

Задачи:

- познакомить с жанром частушки;

- развивать навыки совместного выразительного пения;

- воспитывать любовь к национальной культуре.

Апрель

Музыкальный КВН «Угадай мелодию» - музыкальное развлечение для родителей и детей.

Задачи:

проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах;

развивать музыкальные способности;

стимулировать творческие проявления детей через игровые задания;

воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества.

«Веселая ярмарка» - фольклорное мероприятие.

Задачи:

- развитие культуры детей средствами традиционной народной культуры;

- развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность;

- создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей;

- формирование и развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

Май

«Споем вместе о войне песни» - праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет;
- расширять представление дошкольников об истории возникновения военных песен;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;
- познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны и после ее окончания;

- раскрыть роль песен, поднимающих боевой дух солдат во время Великой Отечественной войны.



III Заключительный этап. Итоги.

- Оформление фотовыставки родителей тематических семейных праздников;

-Организация совместных праздников, конкурсов, развлечений, театральных постановок; тематических мероприятий;

- Создание презентации о работе «Музыкальной гостиной».

 






















Выводы:


Работа над проектом получилась интересной, увлекательной, познавательной.

В реализации проектной деятельности дети и родители научились:


1).с большим интересом слушать музыку разных жанров; сосредотачиваться и улавливать детали исполнения; 

2). высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более развернутыми и содержательными;

3).словарный запас пополнился новыми словами;

4).танцевальные композиции стали создавать самостоятельно, а также импровизировать и создавать вымышленный образ;

5).определять характер музыки;

6). различать жанры музыкального искусства;

5).называть музыкальные произведения, авторов музыки;

6).называть и различать музыкальные инструменты, уметь их описать;

7).отражать свои впечатления в движении и пластике;

8).участвовать в инсценировках, спектаклях, музыкальных постановках, танцах.

Ну, и, конечно же, получать удовольствие от совместной деятельности. А также, слушать музыкальные произведения разных жанров дома; посещать спектакли, концерты.

В ходе реализации проекта благодаря совместной деятельности взаимоотношения между детьми, родителями, музыкальным руководителем и воспитателями стали более крепкими, близкими. Дети стали раскрепощенными, более общительными, уверенными в себе.

В лице родителей я нашла поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, музыкальных инструментов), но увидела в них талантливых артистов, воспитателей своих детей.





Приложение №1



Анкета для родителей




Фамилия, имя, отчество мамы воспитанника _____________________________________________________________________________________


Имеете ли Вы возможность выезжать в культурные центры города?


«Да» - в какие? __________________________________________________________________

________________________________________________________________________«Нет» - причина? _______________________________________________________________


Приветствуете ли Вы проведение в детском саду вечеров культурного отдыха родителей и детей?

_____________________________________________________________________________________


В чем по-Вашему ценность таких вечеров?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Какие темы музыкальных вечеров Вас могли бы заинтересовать?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Пожелания

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Список литературы:



1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.

4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.

6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;

7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.

8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.

9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.

10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;

11. Интернет  ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.