12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Дошкольники»
0

ПРАКТИКА МЕНТОРИНГА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ»

Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом наставника и педагога. В рамках мероприятий, приуроченных к Году наставника и педагога, в дошкольных образовательных организациях функционируют школы наставничества. В МБДОУ «Детский сад №122» г.Чебоксары имеется успешный опыт наставничества, реализованный в практике менторинга «Педагогическая коллаборация».

Представленная практика менторинга (наставничества) описывает некоторые характерные и  актуальные тенденции для образования Чувашской Республики.

Для региона в настоящее время характерны следующие тенденции в образовании:

Конкурсное движение – это достаточно новый фактор развития в развитии современного образовании. Именно сегодня конкурсное движение набирает силу на разных уровнях, начиная с муниципального, заканчивая конкурсами международного уровня.

Публикация статей из педагогического опыта. Эффективность методической деятельности педагогов оценивается по качеству продукции, выпущенной ими. Распространение опыта педагогов ДОО  в настоящее время набирает силу в виде публикаций статьей в сборниках различных конференций.

Привлечение молодых специалистов в образование. Проблема определения места, роли и функции молодого педагога в системе образования является весьма актуальной. Особое внимание уделяется позициям, позволяющим молодому педагогу влиться в профессию, приобрести необходимый опыт, сформироваться как грамотному специалисту.

Инклюзия в образовании. В дошкольных образовательных организациях наблюдается тенденция увеличения количества детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), что требует как от молодых педагогов, так и от педагогов со стажем дополнительных знаний и определенного педагогического опыта в воспитании и обучении данной категории детей.

Цель практики менторинга:  организация продуктивного  взаимодействия между наставником и наставляемым  для конструктивного оказания помощи педагогическим работникам  в приобретении ими профессиональных знаний и навыков [1, с.34],  в их профессиональном становлении, в выполнении возложенных на них должностных обязанностей; активное содействие их адаптации в новом коллективе; приучение к дисциплинированности, в повышении  заинтересованности в результатах педагогического труда.

Задачи практики менторинга:

-приобщение педагогов к новым и меняющимся условиям осуществления педагогической  деятельности, адаптация их  к образовательной  культуре;

-развитие способности педагогов качественно, ответственно и самостоятельно выполнять возложенные на них должностные обязанности, оптимизация процесса профессионального становления молодых педагогов[2, с.130];

-вызывание у педагогов устойчивого интереса к осуществляемой педагогической профессиональной деятельности;

-формирование активной жизненной  и гражданской позиции, направленной на реализацию поставленных перед обществом задач;

-формирование  профессионально значимых качеств личности, нужных при работе в ДОО;

-создание в действующем педагогическом коллективе социально-психологического благоприятного климата;

- мотивация молодых педагогов к установлению длительных трудовых отношений, снижение текучести кадров в ДОО.

Практика менторинга «Педагогическая коллаборация» представляет собой комплексную модель наставничества в ДОУ, ориентированную на некоторые современные тенденции образования в регионе и состоит из  4  значимых менторинг-пространств:

  • Конкурсное менторинг-пространство "Стань первым".
  • Издательское  менторинг-пространство "Я - автор".
  • Методическое менторинг-пространство "Педагог будущего".
  • Инклюзивное менторинг-пространство "Протяни руку".

Этапы реализации и мероприятия (формы проведения):

1.Аналитико-планирующий этап:

-Формирование менторинг-пар/групп.

- Составление дорожной карты.

- Коммуникативный тренинг.

2. Основной этап (прохождение программы наставнической деятельности):

- Ролевое взаимодействие (выявление проблем).

- Коучинг (обмен знаниями теоретического характера).

- Совместная педагогическая ситуация – стажировка.

- Круглый стол (обмен мнениями по теории и практике проблемы).

- Блог-проект (совместная деятельность по решению проблемы).

- Квиз (по итогам реализации блога-проекта).

- Деловая игра (анализ приобретенных педагогических умений и навыков).

3. Заключительный этап (выявление результативности, подведение итогов):

- Контрольный срез результативности практики.  Деловая игра.

- Подведение и тиражирование итогов реализации практики.

- Рефлексия участников практики.

Ожидаемый педагогический эффект в результате внедрения практики менторинга «Педагогическая коллаборация»:

  • быстрое вхождение в педагогическую деятельность молодых специалистов;
  • устойчивое повышение эффективности подготовки молодых педагогов к выполнению своих обязанностей;
  • высокая мотивация, продуктивное  положительное отношение к работе;
  • ускоренное овладение педагогами  инновационными  технологиями педагогической деятельности, адаптация педагогов со стажем  к меняющимся запросам общества.

Ожидаемый управленческий эффект в результате внедрения практики менторинга «Педагогическая коллаборация»:

  • снижение текучести педагогических работников;
  • повышение рейтинга ДОУ в системе дошкольного образования.


Список литературы

  1. Наставничество в образовании: современная практика: сборник  материалов  международной  (заочной)     научно-практической  конференции. 20 ноября 2019 года // Государственное автономное образовательное  учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий».  - Курган, 2019. - 188 с.
  2. Шегаева, А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования / А. В. Шегаева. — Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 130-131.
  3. Щербакова, Т. Н., Щербакова, Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы  VIII  Международной        научной   конференции     (г.  Санкт-Петербург,  декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 18-22.


Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.